Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

Система регулирования топливной отрасли

Система регулирования топливной отрасли
01.08.2019

Думский Комитет по бюджету и налогам рекомендовал Государственной Думе принять во втором чтении проект закона, который предусматривает корректировку с 1 июля 2019 г. параметров демпфирующего механизма, направленного на стабилизацию цен на бензин и дизельное топливо в России. Аналогичная мера предусмотрена с 1 августа 2019 г. и в отношении авиационного керосина. Документ также устанавливает ежегодное увеличение оптовых цен на бензин и дизельное топливо на 5% до 2024 г. 

Законопроект повысит размер компенсации нефтяникам в первом полугодии 2019 года с 60% до 75% для бензина и до 70% для дизтоплива, а с 2020 года – с 50% до 68% для бензина и до 65% для дизтоплива.

Тамара, почему, по вашему мнению, государство отказалось от экспортного акциза в пользу спонсирования внутренних цен? Чтобы не кормить Белоруссию? Чтобы не зависеть от мировых цен на нефть? Какие-то другие причины?

Экспортная таможенная на нефть - это мера поддержки цен на внутреннем рынке нефти, закупаемой НПЗ, особенно важная для сектора независимых НПЗ. 

Обнуление таможенной пошлины приведёт к закупке нефти по мировым ценам, что скажется на стоимости корзины нефтепродуктов. 

При текущих параметрах налогового манёвра считать, что теряется зависимость от мировых рынков - это иллюзия, так, как и формулы и обратного акциза, и демпфирующий компоненты включают ценовые индексы европейского рынка. 

Принято решение пренебречь таможенной пошлиной за счёт наращивания НДПИ (покрывающей и внутренний рынок, и экспортные поставки) и акциза.

Налоговая система, которая должна способствовать ускорению научно-технического прогресса, расширению экспорта, выравниванию развития территорий, увеличению занятости, де-факто может потерять налогоплательщиков и сумм поступлений в бюджет за счёт превышения приемлемого для отрасли уровня, обеспечивающего его поступательное развитие.

Механизм «снижение таможенных пошлин - рост НДПИ и акциза -  выплата демпфера - ограничение порога розничных цен на топливо» равносилен наиболее простому механизму введения гибкого акциза, реагирующего на конъюнктуру внутреннего и внешнего рынка, наличие/ отсутствие дефицита на моторное топливо. 

Однако денежные сборы от акциза, являющегося основой для наполнения дорожных фондов страны, не всегда эффективно расходуются. 

При этом сама стоимость строительства в России намного ниже, чем в других странах. 

Но в результате возникает проблема: чем больше в России строится относительно дешевых дорог, тем больше требуется ремонта. 

Каждое лето мы наблюдаем ремонтные работы (не редко проводимые в одном и том же месте), пыль, ограждённые для ремонтов территории. 

Все это вызывает удивление и недоумение на предмет рациональности расходований денежных средств из дорожных фондов. 

При этом гибкая акцизная система - это прямой путь к эффективному ценообразованию на моторное топливо. 

- Как вы оцениваете работоспособность и эффективность демпфирующего механизма для сдерживания внутренних цен? Есть ли в нем подводные камни? Не случится ли так, что у государства в какой-то момент не окажется денег для выплаты нефтяникам? Или механизм не будет работать по какой-то причине?

 Разрыв между реальной внутренней ценой и нетбэком (убыточность внутренних поставок) достигла по бензину: 

  • в январе 10,3 тыс.руб, 

  • в феврале 13,4 тыс.руб, 

  • в марте -17,8 тыс. руб., 

  • в апреле - 23,9 тыс руб, 

  • в мае - 17,2 тыс.руб , 

  • в июне 9,5 тыс.руб.

Разрыв между реальной внутренней ценой и нетбэком (убыточность внутренних поставок) достигла по ДТ: 

  • в январе – 6,9 тыс. руб.

  • в феврале – 9,3 тыс. руб.

  • в марте – 7,9 тыс. руб.

  • в апреле 9,3 тыс.руб. 

  • в мае – 8,7 тыс.руб. 

  • в июне – 3,4 тыс.руб.

Компенсационные надбавки составили по бензину за март - июнь 2019 года 5600 руб/тонну, по дизельному топливу за январь - июнь 5000 руб/тонну. 

То есть «компенсационные надбавки» не «компенсировали» убыточность внутренних поставок топлива, с одной стороны, но должны быть «компенсированы» ростом НДПИ, с другой стороны. 

По сути НПЗ выполняют функции сглаживания социальной напряженности путем акцепта убытков от реализации бензина на внутреннем рынке. 

В результате текущий налоговый режим в отрасли, включающий рост НДПИ и акциза, снижение таможенной пошлины, введение демпфера:

- накладывает ограничения на инвестиции в нефтедобычу,

- приводит к сокращению объёмов нефтепереработки, снижению инвестиций в модернизацию и строительство нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических производств, 

- приводит сокращению и банкротству сетей АЗС, 

- формирование прибыли сетей АЗС осуществляется за счёт нетопливного сегмента. 

При этом система налогообложения предусматривает компенсации сектора нефтепереработки за счёт нефтедобычи, что в долгосрочной перспективе не является работоспособным механизмом, как и в бизнесе, если он не связан с благотворительной деятельностью, не является нормой покрытие убыточного   сегмента за счёт прибыльного. 

Рано или поздно убыточный проект закрывается. 

- Какой вам представляет оптимальная система регулирования топливной отрасли? Чтобы нефтяники были сыты и потребители целы.

Маржинальность – главный фактор

Результаты первых шести месяцев применения уточненных параметров налогового маневра и установления предельных цен реализации таковы: банкротства НПЗ, отказ от инвестиций в новые проекты, сокращение вложений в программу модернизации НПЗ. 

Все это требует новых мер регулирования, ориентированных на главный фактор – обеспечение маржинальности НПЗ (без учета долговых обязательств).

Гибкая акцизная политика легко решает все вопросы ценообразования, сокращая стоимость топлива и для производителя, и для покупателя.

Второй вариант - маржинальные компенсации, поддерживающие стабильную доходность предприятия в обмен на удержание розничных цен.

Детализация расчетов может осуществляться следующим образом:

  • по итогам месяца публикуются данные о производственных показателях по каждому НПЗ, включая объемы первичной переработки и производства каждого вида нефтепродуктов;

  • на основании производственных показателей осуществляется расчет маржинальности по каждому НПЗ, которая определяется как разница между общей выручкой от реализации нефтепродуктов на экспорт и на внутренний рынок за отчетный месяц и расходов на закупку сырья по договорам за отчетный месяц;

  • утверждается минимальный уровень маржинальности НПЗ – например, не ниже 8%;

  • если НПЗ получает маржу ниже установленной нормы, для такого предприятия рассчитывается субсидия с учетом коэффициентов для каждого вида производимых нефтепродуктов;

  • коэффициенты для светлых нефтепродуктов должны быть выше, чем для темных для стимулирования их выработки.

Такой подход, гарантирующий достаточный уровень маржинальности предприятия, позволит скорректировать сложившуюся ситуацию, связанную со сверхдоходностью одних НПЗ и банкротством других НПЗ. Это также даст ясное видение перспектив развития отрасли, привлечет инвестиции в модернизацию и строительство новых НПЗ и формирование добавленной стоимости при экспорте российских энергоресурсов.

© 2018-2019 Все права защищены.