Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

Такой разный рост

Такой разный рост
07.11.2018

  Нынешний топливный кризис в России весьма необычен. Не только тем, что, несмотря на ультиматумы правительства и угрозы ввести заградительные пошлины, нефтяные компаний, по-видимому, продолжают гнуть свою линию, и подписание соглашения между ВИНК и государством затянулось уже на целую неделю. Помимо этого его особенность в том, что он уже второй за год. Подобного не происходило в нашей стране уже более 10 лет. Все уже привыкли, что возникавшие острые проблемы в экономике, правительство, худо-бедно, но решало. Пусть не навсегда, но на срок, позволявший подзабыть подробности. Теперь же после весеннего «бензинового обострения» прошло всего 4 месяца.

  Усугубили ситуацию, принятые правительством несколько крайне непопулярных мер, как в области экономики, так и в социальной сфере – повышение пенсионного возраста, увеличение НДС с 18 до 20%, и запланированный рост с января 2019 года акцизов на топливо и ставки НДПИ. Причем особенно странно все эти меры выглядят на фоне заявлений о возможном профиците бюджета в размере до 4 трлн рублей.

   На другом конце земли у американского президента Дональда Трампа так же возникли проблемы с ценами на топливо, о чем не преминули написать некоторые отечественные СМИ. Без отсылок к разным уровням жизни и экономического развития, это и так понятно всем, сравним происходящее. В среднем, американский бензин на заправках, подорожал с начала августа к середине октября на 2 цента (около 1,3 руб.) с 83 до 85 центов за литр, но в начале ноября на падении цен на нефть подешевел на 4 цента (около 2,6 руб) до 81 цента. За тот же период цена на дизель выросла на 4 цента, с 83 до 87 центов, но потом так же упала на 1 цент до 86 центов.

   В России за тот же период Аи-95 в среднем подорожал на 1 рубль с 45,11 рубля за литр до 46,11 рубля. С дизелем ситуация еще хуже он в среднем вырос с 44,73 рублей за литр до 46,85 рублей. То есть фактически рост цен в обеих странах оказался одинаковым, причем по дизелю мы США даже немного обскакали. А если учитывать, что топливо в Америке изначально дороже чем у нас, то в процентном отношении победа, к сожалению, принадлежит России.

  И здесь стоит перейти к причинам роста цен. В США основная составляющая цены бензина и дизеля (около 56%) – это себестоимость сырья. Фактически – это главная переменная в стоимости американского автомобильного топлива, и рост цен на бензин и дизель был вызван повышением котировок черного золота. Как только цена на нефть снизилась, уменьшились и ценники на АЗС.

   В России основная составляющая цены бензина и дизеля (по разным подсчетам около 65-71%) – это налоги. И рост цен связан в большей степени с уже очень большой налоговой нагрузкой на нефтяные компании. Про это говорилось еще весной, когда цены на топливо прыгнули вверх в первый раз. Тогда правительство сумело договориться с нефтяниками, но проблема так и не была решена. В 2019 году налоговая составляющая в отечественной цене на бензин и дизель еще больше увеличится, по некоторым оценкам до 75%. Демпфирующие механизмы, вводимые нашим правительством со следующего года, призваны снизить нагрузку на НПЗ. Но совершенно непонятно, зачем городить столь сложную систему – повышать налоги, увеличивать акцизы, уменьшать экспортную пошлину, а потом пытаться компенсировать нефтепереработке ее убытки. Причем все это делать на фоне серьезного профицита бюджета, когда можно было немного «ослабить удила». Ради развития отрасли, модернизации НПЗ, увеличения инвестиций, разработки технологий – всего того, в чем сейчас очень нуждается нефтяная промышленность РФ.

  

  Источник: https://usamagazine.ru

© 2018 Все права защищены.