Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

Топливный рынок 2019

Топливный рынок 2019
09.01.2019

  Топливные кризисы уходящего года несколько померкли на фоне резких скачков нефтяных котировок в декабре и заверений правительства, что вопрос с ценами на бензин и дизель окончательно решен. В определенной степени, последнее справедливо. С начала 2019 года заработает демпферный механизм, предусмотрена компенсация логистического отставания удаленных НПЗ, да и государство строго следит за поведением нефтяных компаний на розничном топливном рынке. Однако это совсем не означает, что в новом году бензин и дизель не могут преподнести нам неприятных сюрпризов.

  Парадокс в том, что сейчас нельзя с уверенностью сказать, что соглашение правительства с нефтяными компаниями стопроцентно работает. Понижение цен на нефть успокоило бы отечественный топливный рынок и без всяких соглашений. Другое дело, что едва ли цены на бензин и дизель находились бы на том уровне, на котором они закреплены сейчас. И здесь положительное влияние соглашения правительства с нефтяными компаниями и независимыми АЗС, бесспорно. При этом в интервью газете «Коммерсант» глава Минэнерго не исключил возможность продления соглашения с нефтяниками, но отметил, что, по его мнению, это едва ли потребуется.

  В 2019 года нефтяную отрасль ожидают – повышение НДС и НДПИ, а также серьезный рост акцизов. Демпфирующий механизм почти никак не будет компенсировать увеличение доли фискальных отчислений (НДС и акцизов) в бюджет. Причем при низких ценах на нефть, он наоборот будет изымать часть доходов нефтяных компаний в казну. С одной стороны, это справедливо. Если государство возвращает часть прибыли нефтяникам при высоких котировках барреля, в обратном случае, они должны возвращать государству часть своих дополнительных доходов. Но рост акцизов приведет в 2019 году к тому, что их доля в розничной цене топлива достигнет 23%. Практически акцизы в новом году увеличатся сразу в полтора раза. А общая доля всех фискальных изъятий в цене топлива составит более 70%.

  Также в этой схеме не учитывается то, что из-за санкций весь год происходило целенаправленное снижение курса рубля относительно мировых валют. И если прежде рост нефтяных котировок компенсировался ростом рубля, а их падение – его снижением, при этом цена нефти для НПЗ, была примерно одинаковой, то уже в 2018 году играть на движениях курса рубля нефтяным компаниям уже не удавалось. Нефть росла, а рубль падал, уменьшая и без того небольшую маржу НПЗ. В следующем году ситуация с курсом не изменится, а доля налогов увеличится, что означает продолжение уменьшение маржинальности нефтепереработки.

  Отдельно стоит сказать о компенсации логистического отставания отечественных НПЗ. По расчетам специалистов Vygon Consulting, принятая на данный момент система компенсаций оказывается избыточна для большинства НПЗ, но при этом недостаточна для наиболее удаленных заводов. Здесь нужно отметить, что чаще всего именно удаленные НПЗ поставляют топливо на внутренний рынок, и они же оказываются более чувствительны к колебаниям нефтяных котировок.

  В будущем году рост цен на бензин и дизель запланирован в пределах инфляции, то есть в районе 4 – 4,6%, плюс 1,7% в январе в результате увеличения НДС. В сумме выходит около 6%. Однако возможны негативные варианты развития событий, и эта не самая маленькая цифра подвергнется коррекции. Самым опасным сейчас для нефтепереработки станут резкие скачки котировок барреля нефти, как вниз, так и вверх. Топливный рынок, как никогда нуждается в стабильности, а ее нет, как со стороны макроэкономических факторов, так и со стороны правительства.

© 2018 Все права защищены.