Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

"У изменения климата есть свои плюсы, есть свои минусы. Задача отрасли – подстроиться под новые условия"

"У изменения климата есть свои плюсы, есть свои минусы. Задача отрасли – подстроиться под новые условия"
01.10.2019

Премьер-министр России Дмитрий Медведев 23 сентября подписал постановление кабмина о принятии Парижского соглашения по климату. Причиной решения России присоединиться к Парижскому соглашению о климате стало, по мнению аналитика Bloomberg Джулиан Ли, угроза, которую глобальное потепление представляет для добычи российской нефти и газа.

В отчете Арктического совета за 2017 год, пишет Ли, утверждается, что несущая способность арктических фундаментов снизилась более чем на 20 процентов в период с 1980 по 2010 год. При этом на полуострове Ямал прогнозируется снижение несущей способности грунта на 25–50 процентов в период с 2015 по 2025 год. На юге, где находится Уренгойское месторождение природного газа, почва может потерять 50–75 процентов несущей способности.

Ряд российских экспертов заявили, что у России имеются технологии, которые позволяют обеспечить нефтедобычу при ослаблении несущей способности арктических фундаментов. В то же время признается, что после оттаивания льдов может увеличиться поверхность мелкого шельфа − значительная часть Ямала может уйти под воду, но на небольшие глубины. По их мнению, все это – посильные технические задачи, которые потребуют дополнительных, но не значительных затрат.

Комментарий эксперта. 

Изменение климата – достаточно очевидная вещь. К сожалению, этот вопрос стал предметом многочисленных спекуляций. Но стоит отметить, что изменения происходят постепенно. Однако при разговоре о надёжности российской нефтегазовой инфраструктуры, расположенной в условиях многолетних мёрзлых пород, ряд экспертов почему-то пытаются представить ситуацию таким образом, будто радикальные изменения произойдут почти мгновенно. Будто сейчас все сооружения надёжно стоят на опорах, а через год – поплывут. Даже если северные регионы нашей страны действительно станут теплее, то происходить это будет постепенно, и нефтегазовые компании успеют приспособиться к этим изменениям.
Конечно, в меньшей степени это касается логистики. К примеру, использования зимников. Но у таких компаний как «Газпром» есть опыт строительства железной дороги в условиях Ямала, а также – применения судов ледового класса для вывоза нефти с арктических месторождений. Кроме того, не будем забывать, что теоретически грядущее потепление может открыть круглогодичное судоходство на ряде водных артерий.

Если же предположить гипотетическую ситуацию, при которой Ямал неожиданно и крайне быстро окажется под водой, то и это не приведёт к срыву добычи. К примеру, на Киринском месторождении используется подводный добычной комплекс. Он не требует строительства платформ и способен работать подо льдом. Сейчас ведутся активные разработки более продвинутых технологий полностью автоматической подлёдной добычи – для шельфа Арктики. Кстати, таяние льдов сделает более доступными сложные шельфовые месторождения.

Иными словами, у любого изменения климата есть свои плюсы, есть свои минусы. Задача отрасли – подстроиться под новые условия. Ресурсы для этого у неё есть.

Что касается «веры или неверия» в роль антропогенных факторов, вызывающих изменения климата, то это вопрос сложный. И сложность его проистекает из двух простых факторов. Первый – необходимо быть высококлассным специалистом в геологии, климатологии и ряде других дисциплин, чтобы оценивать сложившееся положение более или менее объективно. Второй фактор – даже специалисты устраивают жаркие дискуссии, не соглашаясь с ролью человека в изменениях климата. В силу ряда причин мне близка оценка географа и геоморфолога Андрея Петровича Капицы. Мне посчастливилось не только ознакомиться с его публикациями о климатических изменениях, но и побывать на его лекциях, а также пообщаться лично. К сожалению, он покинул нас в 2011 году. Андрей Петрович считал влияние человека на изменение климата незначительным.

© 2018-2019 Все права защищены.