Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

«Управление давно коммерциализировало доступ данных, которые все же появляются на информационных лентах»

«Управление давно коммерциализировало доступ данных, которые все же появляются на информационных лентах»
01.09.2020

Так, уже в мае было понятно, что рынок автомобильного топлива восстанавливается быстрее, чем ожидалось, и принятые в апреле, на пике кризиса, решения о поддержке нефтепереработчиков (снижение нормативов биржевой продажи и запрет импорта, прежде всего) нужно если не отменять, то хотя бы корректировать. Этого не было сделано, результатом чего стал полномасштабный кризис на рынке нефтепродуктов.

Весьма показательный отзыв о российской системе управления содержится в представленном на днях экономическом обосновании к законопроекту об освоении континентального шельфа Арктики и Тихого океана, разработанного Минвостокразвития. «За последние 23 года налоговый режим в области добычи углеводородов менялся 11 раз, что говорит о невозможности прогнозирования налоговой составляющей финансовых моделей», – сказано в документе.

- Что вы можете сказать о качестве российской государственной и корпоративной статистики, степени открытости и доступности информации, в том числе для экспертного сообщества?

По сути, на сегодняшний день, единственным​ источником статистической информации в отрасли является ЦДУ ТЭК. Управление давно коммерциализировало доступ данных, которые все же появляются на информационных лентах. Но, к примеру, данные по добыче газа имеют особенность. «Газпром» не обособлен.​ Создание пресловутого ГИС ТЭК поросло легендами, разбирательствами и​ мхом. В прошлом году запустили первую очередь системы. Но что это? Если зайти на сайт, там нет упорядоченной системы​ данных и тем более его экспорта. Да что там говорить, там и самих данных-то нет.​

Какие-то данные можно собирать по отчетностям компаний, но это только у крупных, по малым такую статистику не найти. К примеру, когда готовился материал по резервам хранилища нефти, даже у самого министерства были лишь оценочные данные. Точной картины нет. Информацию приходится собирать у нефтяных компаний, «Транснефти», Минобороны, РЖД, и росрезерва. А последнее является гостайной. В то время, как данные американского Кушинга диктуют миру цены на нефть

- Как качество и доступность информации влияет или может повлиять на качество решений, принимаемых госструктурами и руководством компаний?

Безусловно отсутствие системных статистических данных сказывается на принятии решений теми или иными органами. Если бы чиновники основывались на едином государственном​ источнике, было бы больше консенсусов в спорных вопросах. В текущих условиях говорить о планировании не приходится. Стоит посмотреть на российскую Энергостратегию-2035, которая была утверждена в начале июня текущего года. В ее основе – лишь прогнозы производства, которым, по сути, доверять не стоит, так как они являются выдумкой консолидированного пула экспертов.

В 2009 году была принята Стратегия-2030 с целью добыть 535 млн т нефти. Однако показатель был достигнут ранее. Далее не были учтены соглашения с ОПЕК и ОПЕК+, а также ситуация с падением спроса из-за пандемии. Сегодня очевидно, что кризисы на мировом рынке происходят в среднем раз в шесть лет. Но мы не можем хеджировать риски, не имея на то инструментов, а создать инструменты не можем, потому как нет точных данных, чтобы все посчитать. К тому же в стратегии не описан подход к регулированию отрасли. Соответственно о каком долгосрочном планировании может идти речь?

- Что можно сделать, чтобы повысить качество собираемой и анализируемой информации и сделать систему принятия решений прозрачной и понятной для участников рынка?

Экспертное отраслевое​ сообщество основывает​ свои прогнозы​ на материалах «большой четверки» (Deloitte, E&Y, PWC и KPMG), МЭА, ОПЕК, Outlook ВР. России нечем похвастаться. Что-то подобное Outlook, к примеру, пытался сделать «ЛУКОЙЛ». Но дальше разовой презентации дело не пошло.​ Минэнерго тоже заявляло о таких планах, но – увы.

По сути, профессиональный анализ статданных – это не только залог успешного планирования, это рычаг влияния на мировые рынки.​ Сейчас, казалось бы ГИС ТЭК есть, закон о системе есть, но по сути ничего не работает, потому как нет должного контроля и внимания. Как говорится: самый большой шаг вперед в истории​ –​ это всегда​ внушительный пинок сзади.


© 2018-2020 Все права защищены.