Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

Затишье перед бурей?

Затишье перед бурей?
14.03.2019

  Первый вице-президент «Лукойла» по переработке и сбыту Вадим Воробьев 12 марта на встрече с журналистами сказал, что видит необходимость корректировки параметров налогового маневра в части демпфирующего механизма и считает более правильным введение плавающего акциза. Почти одновременно с этим заявлением в кулуарах конференции, проходящей в Хьюстоне, глава «Лукойла» Вагит Алекперов отметил, что приблизительные потери российских компаний с начала текущего года в результате заморозки цен на топливо и действия демпфирующего механизма, составили 50 млрд рублей – 35 и 15 соответственно.

  Немного ранее, тот же Вагит Алекперов, а также глава «Газпром нефти» Александр Дюков независимо друг от друга высказали мнение, что считают целесообразным изменить параметры демпфирующего механизма. Учитывая, что с начала апреля перестанет действовать соглашение между нефтедобывающими компаниями и правительством о сдерживании цен на бензин и дизель, эти заявления руководителей не самых маленьких игроков рынка можно считать предупреждением о вероятности повторения прошлогодних топливных кризисов.

  Демпфирующий механизм должен был компенсировать нефтяникам разницу между внутренними и экспортными ценами на топливо, но при этом его величина зависит только от экспортных котировок, а не стоимости в России. С момента принятия механизма цены на нефть упали, а реальная стоимость топлива на мировом рынке оказалась ниже расчетных цен нашего правительства. В результате, компании стали платить деньги в бюджет, а не, наоборот, получать из него средства. Причем из-за принятых по соглашению обязательств по поставкам, они вынуждены продавать бензин на внутреннем рынке со значительным дисконтом до 10 тыс. рублей за тонну. Парадокс также заключается в том, что с дизельным топливом сложилась обратная ситуация, он продается с премией к экспорту, но демпфер в этом случае работает в пользу компаний. В январе этого года действие демпфера за поставленный бензин и дизель на отечественные АЗС, фактически свелась к нулю, в феврале ситуация немного исправилась, но сам смысл механизма, как инструмента поддержки российской нефтепереработки, потерялся.

  Стоит отметить, что по данным Исследовательской группы «Петромаркет» за два первых месяца 2019 года средневзвешенная по объемам переработки нефти чистая маржа российского НПЗ упала до 230 руб. за тонну. Причем в феврале по отношению к январю доля убыточной переработки в России выросла с 47% до 60%. И в наихудшем положении оказались заводы, ориентированные на производство автомобильного бензина для внутреннего рынка. То есть именно те, чью работу должен был стимулировать демпфирующий механизм.

  Определенное влияние, усугубившее положение отечественных НПЗ, оказало также ослабление рубля. Если раньше нефтяные компании в периоды скачков котировок барреля могли отыгрывать свои убытки за счет колебания курса национальной валюты, то теперь рубль почти перестал реагировать на изменения цен черного золота. И, несомненно, закрытие такой «лазейки» для компенсации своих потерь сыграло свою негативную роль и проявилось уже в прошлогодних топливных кризисах. Причем, конечно же, когда изобретали депфирующий механизм, этот фактор никак не учитывали.

  Впрочем, пока все компании, несмотря на критику демпфера, говорят о том, что ситуация с автомобильным топливом в стране стабильная. Однако впереди плановые весенние ремонты на НПЗ, и традиционный для этого времени рост цен на заправках. К тому же абсолютно неизвестно, как поведет себя даже в ближайшем будущем мировой нефтяной рынок. Очень бы хотелось прожить этот год без топливных потрясений.

© 2018-2019 Все права защищены.