Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

"Завышенное содержание хлорорганических соединений представляет опасность для любого предприятия"

"Завышенное содержание хлорорганических соединений представляет опасность для любого предприятия"
30.09.2019

ПАО «Транснефть» выпустила информационное сообщение «в связи с появившимися публикациями по ограничению поставок на НПЗ нефти с содержанием хлорорганических соединений выше 1 ppm».

В релизе компании от 23 сентября 2019 года приведены данные о содержании хлорорганических соединений (ХОС) в нефти, сдаваемой подразделениями ПАО «НК «Роснефть» на различных пунктах сдачи-приемки нефти.

За 8 месяцев 2019 года, говорится в информационном сообщении, ПАО «НК «Роснефть» произведена сдача нефти в систему ПАО «Транснефть» в количестве 131,1 млн. тонн со средневзвешенным содержанием ХОС − 1,7 ppm. При этом по отдельным регионам добычи нефти компании ПАО «НК «Роснефть» (Оренбургская область, Удмуртия, Башкирия и Центральная Сибирь) сейчас осуществляет сдачу нефти в систему ПАО «Транснефть» с содержанием ХОС до 4,0 ppm.

«Транснефть» в своем документе указывает, что модернизация технологических установок на НПЗ проектировалась исходя из поставляемой на заводы нефти с содержанием ХОС в соответствии с ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия» (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 16.08.2005 N 212-ст), в котором был установлен предельный норматив ХОС в нефти в количестве до 10 ppm.

Ранее, в августе председатель Совета директоров ПАО «НК «Роснефть» Герхард Шредер в письме на имя премьера Дмитрия Медведева предлагал ужесточить нормативы содержания ХОС в нефти с нынешних 6 ppm до 1 ppm. 

Тамара, как Вы считаете. возможно ли требовать от «Транснефти» поставку на НПЗ РФ и на экспорт нефти с содержанием ХОС менее 1 ppm, если нативное содержание ХОС в половине объема добываемой нефти РФ превосходит этот уровень?​

Компания «Транснефть» осуществляет смешение нефти в системе магистральных трубопроводов и формирует на выходе грузопотоки с показателями качества согласно схеме нормальных (технологических) грузопотоков по содержанию серы.

Если, например, содержание хлорорганических соединений на входе в систему превышено, то сформированный грузопоток либо может транспортироваться до пункта назначения, либо частично размещаться в резервуарных​ ​ парках, а затем смешиваться с «чистой» нефтью.​

Однако результат зависит от технических возможностей размещения и смешивания нефти: если, например, полезная ёмкость по маршруту транспортировки заполнена, то смешивание не представляется возможным.​

В целом требования к предельным значениям показателей содержания хлорорганики должны быть аналогичными как на входе в систему магистральных нефтепроводов, так и на выходе.​

- Соответствует ли действительности утверждение, что для модернизированных в последние годы российских НПЗ представляет опасность содержание ХОС свыше 1 ppm?​

Завышенное содержание хлорорганических соединений представляет опасность для любого предприятия в системных блоках, где происходит нагревание.

Именно под воздействием высоких температур на​ НПЗ органические хлориды разлагаются с​ выделением соляной кислоты, которая как раз и​ ​ приводит к​ значительной коррозии внутренней поверхности трубопроводов и​ оборудования НПЗ, в частности, в теплообменниках.

Кроме того, соляная кислота взаимодействует с​ аммиаком, в​ результате образуется хлорид аммония, который​ ​ забивает теплообменники, трубопроводы, запорную арматуру и​ другое оборудование на​ НПЗ.

- Насколько, по вашему мнению, обоснован принятый в ЕАЭС регламент, ограничивающий содержание ХОС уровнем 6 ppm?​

Уровень 6 ppm усиливает требования к содержанию хлорорганики по сравнению с ранее действовавшей нормой 10 ppm, но не оказывает​ ​ радикального влияния на текущую ситуацию, когда требуется глобальное решение​ ​ снизить указанный показатель до приемлемого​ ​ для европейских потребителей и российских НПЗ значения 1 ppm.​

- Влияет ли, и если влияет, то насколько, уровень содержания ХОС в нефти в пределах 1-6 ppm на готовность зарубежных покупателей приобретать российскую нефть?​

Зарубежные покупатели заинтересованы в приобретении нефтяного сырья с содержанием хлорорганических соединений, качество которого поддерживалось​ ​ до инцидента с загрязнением, а именно - до 1 ppm.​

В порту Усть-Луга в течение последних двух месяцев содержание хлоридов в нефти находилось в диапазоне от 1,4 до 3,8 ppm.​

Это приводит к дополнительным дисконтам на нефть Urals Ust-Luga и необходимости смешивания нефтяного сырья в международных хабах и на зарубежных нефтеперерабатывающих предприятиях.​

- Как можно объяснить позицию председателя Совета директоров ПАО «НК «Роснефть» Герхарда Шредера, который предлагает ввести ограничение по содержанию ХОС 1 ppm в системе магистральных нефтепроводов, следствием которого будет невозможность транспортировки по данной системе более половины добываемой нефти собственной компании?​

Герхард Шрёдер предложил ужесточить требования ГОСТ к содержанию хлоридов и серы в магистральных нефтепроводах​ ​ до уровня 1 ppm.​

При этом​ ​ сохранение предложенного Шрёдером и одновременно привычного для инопокупателей​ ​ уровня возможно при равных требованиях к содержанию хлоридов как приеме нефти в систему магистральных нефтепроводов, так и при сдаче из неё.​

© 2018-2019 Все права защищены.