Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

«Желтые жилеты» отстояли нефтяную отрасль

«Желтые жилеты» отстояли нефтяную отрасль
18.12.2018

  Прокатившиеся по Франции массовые беспорядки стали одним из главных мировых событий конца 2018 года. Однако еще более важную роль им только предстоит сыграть. Долгосрочным результатом этих протестов является то, что они с высокой степени вероятности окажут влияние на ход глобальной климатической политики. «Желтые жилеты», сами того не подозревая, существенно затормозили общемировой антипарниковый тренд. Теперь национальные правительства, вспоминая печальный французский опыт, вынуждены будут осторожней предпринять меры, направленные против углеводородов под предлогом спасения климата планеты.

  Недовольство небогатых слоев французского общества экономической политикой властей копилось достаточно давно. Однако ситуацию окончательно взорвали планы правительства повысить с 1 января 2019 года цены на бензин и дизельное топливо. Как объяснял президент Франции Эммануэль Макрон, увеличение налогообложения ископаемого топлива необходимо, чтобы сокращать его потребление и поощрять развитие экологически чистых источников энергии. Согласно проекту государственного бюджета на следующий год, рост цен на горючее должен был составить 6 центов для дизельного топлива и 3 цента для бензина.

  Между тем, положение дел на топливном рынке с постоянно растущими ценами на бензин и, особенно, дизель, и без того вызывала сильное раздражение в стране. Не случайно, что символом протестного движения стал такой обязательный с 2008 года для французского автомобилиста атрибут как желтый светоотражающий жилет. В период с октября 2017 года по октябрь 2018 года цена дизельного топлива во Франции выросла примерно на 23%, бензина - на 15%. К примеру, в ноябре 2018 года бензин в Париже стоил свыше 1,6 евро за литр.

  Важнейшей причиной роста цен на топливо, помимо увеличения цен на нефть, являлось увеличение налоговой составляющей. По данным Французского союза нефтяной промышленности (UFIP), в цене топлива на АЗС непосредственно его стоимость составляет лишь от 30% до 35% цены. Кроме того, около 8% занимают затраты на сбыт. На налоги приходится от 56% до 60%. К ним, во-первых, относится НДС, который равен 20%. Во-вторых, налог на внутреннее потребление энергоносителей (TICPE). С 2014 года в TICPE также включен т.н. углеродный компонент, который регулярно увеличивается в рамках климатической политики французских властей. В результате за последний год с учетом НДС, который начисляется на цену горючего с уже включенным туда TICPE, налоговая нагрузка на дизельное топливо выросла на 14% и 7,5% на бензин.

  Перспективы очередного повышения налогов стали последней каплей в чаше терпения широких слоев французского общества. Более того¸ недовольство повышением климатического оброка на автовладельцев послужило поводом для того, чтобы выразить возмущение экономической политикой в целом. Таким образом, последствия «зеленых инициатив» для правительства Франции оказались довольно плачевными. Власти надеялись, что все более дорожающее топливо начнет стимулировать граждан к тому, чтобы пересаживаться на гибриды и электромобили. Вместо этого люди решили выйти на улицы и протестовать.

  В свою очередь, широкие акции протеста быстро переросли в беспорядки с актами вандализма и многочисленными пострадавшими. В результате 10 декабря французский президент Эммануэль Макрон вынужден был объявить о чрезвычайном экономическом и социальном положении в стране. Кроме того, властям пришлось пойти на частичные уступки «желтым жилетам». Был введен полугодовой мораторий на ряд запланированных с нового года законодательных инициатив, в том числе, касающихся роста цен на бензин и дизель.

© 2018-2019 Все права защищены.