Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Исследования

Дефицит при избытке

28.01.2019

Российский рынок топлива лихорадит из-за ошибок регулирующих органов и безответственности ВИНКов

Авторский коллектив

Воробьев С.Ю.
Надточей И.В.
Алихашкин С.А.
Институт развития технологий ТЭК.


2018 год: ситуация на российском топливном рынке, дефицит и его причины

  Осенью 2018 года независимые АЗС столкнулись с ранее не наблюдавшимися явлениями − дефицитом дизельного топлива и его оптовой ценой на уровне или даже выше розничных цен на АЗС, принадлежащих ВИНКам.

  В 40% регионов России наблюдался острый дефицит дизельного топлива на нефтебазах крупнейших нефтяных компаний 1). «Независимые заправки от Приморья до Краснодара не могут купить дизельное топливо у нефтяников мелким и средним оптом. Цены на товар в опте выставляются выше розничных — тех, по которым сами крупные компании продают бензин и дизель у себя на заправках», — объяснял ситуацию президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

  Многочисленные владельцы частных АЗС и небольших региональных заправочных сетей массово жаловались на резкий взлет цен у производителей и тотальный дефицит на бирже и НПЗ.

  «На нефтебазах дизеля просто нет уже десять дней. Объяснение — весь объем отдан на собственные АЗС», — заявила совладелица сети АЗС GP Vympel в Саратовской области Екатерина Савкина. Ее заправки вынуждены покупать дизтопливо на АЗС «Роснефти», где оно стоит 42,45 руб. за литр, в то время как на независимых заправках — 45,5 руб. за литр, говорит она.[1]

  Совладелец сети АЗС в Краснодарском крае Роман Гац также подтверждает дефицит дизельного топлива на местном рынке, как у крупных компаний, так и на небольших независимых НПЗ: «У нас много сельхозпроизводителей, спрос на дизель повышенный, а предложение отсутствует уже с сентября». По его словам, на АЗС крупных компаний дизель стоит 43 руб., а оптовая цена для конкурентов — 44,3 руб. за литр (цена на заправках независимых АЗС составляет 45,3 руб. за литр).[2]

  И в Саратовской области, и в Краснодарском крае доминирующим поставщиком топлива являются структуры «Роснефти».

  Совладелец сети АЗС «Хорос» в Новосибирской области Сергей Фабричный утверждает, что при потребности в 800 т бензина в месяц эта сеть смогла купить только 25 т на Омском НПЗ «Газпром нефти» в октябре, а дизтопливо ей вообще не удалось приобрести. «Причины отсутствия топлива в нашем регионе называют разные — от ремонтов подъездных путей к железнодорожной станции, откуда поставляют топливо, до ремонта трубопроводов или наливных стояков», — сказал он.

  Приморская компания «Комплект-сервис» (занимается оптовыми поставками) запросила в октябре у «РН-Востокнефтепродукта» 636 т бензина и 1,7 тыс. т дизельного топлива летнего и зимнего сортов, но получила только половину необходимого бензина и 134 т летнего дизтоплива, а в поставке зимнего ей было отказано. Заместитель гендиректора «ННК-Приморскнефтепродукт» Андрей Волков написал владельцу сети письмо, в котором говорится, что компания не может удовлетворить заявку «Комплект-сервиса» из-за превышения спроса над предложением, причем это касается как поставок бензина, так и дизтоплива.

  Хотя независимые АЗС массово жаловались на невозможность закупить топливо, реального дефицита бензина и дизеля на рынке не наблюдалось. В СМИ не появилось системных жалоб потребителей на невозможность купить топливо, кроме отдельных случаев, очевидно вызванных накладками в снабжении заправок.

  ВИНКи категорически отрицают снижение производства и его поставок на внутренний рынок. «По итогам сентября 2018 года производство дизельного топлива Евро-5 на НПЗ «Роснефти» составило 2,14 млн т, что на 353 тыс. т выше, чем в аналогичный период 2017 года. Поставки дизеля на внутренний рынок относительно 2017 года выросли в сентябре до 1,3 млн т (+20%) соответственно. Компания перевыполнила биржевые нормативы по дизельному топливу, продав 8% от производства при минимуме в 5%», — сообщил РБК представитель «Роснефти».[3]

  В пресс-службе сети АЗС «Газпром нефти» сообщали, что поставки топлива в Новосибирскую область и другие регионы Сибири ведутся в соответствии с плановыми объемами: «Выполнение заявок осуществляется с превышением бизнес-плана».

  В ННК ограничения на поставки топлива независимым АЗС объяснили необходимостью увеличения поставок на собственные АЗС. По словам представителя «Нефтегазхолдинга» (сбытовая структура ННК), независимые АЗС подняли цены на дизтопливо на своих АЗС (почти до 51 руб. за литр. — РБК) и теперь оно продается на 3,5 руб. дороже, чем на заправках ННК. Это увеличило нагрузку на сеть ННК, поэтому компания вынуждена нарастить поставки топлива на собственные заправки, объяснял он.

  Статистические данные также говорят о достаточности производства бензина и дизеля в стране. В 2017 году было выпущено 76,86 млн тонн дизеля при потреблении 33 млн тонн.[4] В 2018 году производство дизельного топлива выросло до 78,28 млн. Также выросло производство бензина до 39,43 млн тонн по сравнению с 39,22 млн тонн в 2017 году. В целом, по данным Минэнерго нефтепереработка в России в 2018 году выросла на 2,4%.

  Таким образом, в стране сложилась ситуация, когда при достаточных объемах производства топлива независимые АЗС столкнулись с дефицитом в его поставках. Далее такой дефицит будет называть «структурным», то есть дефицит в отдельных сегментах топливной цепочки в условиях достаточных возможностей для производства и доставки потребителям требуемого количества топлива.

  Анализ ситуации выявил основные причины дефицита в снабжении топливом АЗС:

  - сокращение производства суррогатного топлива на мини-НПЗ и нефтебазах,

  - нежелание ВИНКов продавать топливо независимым АЗС через систему трейдеров на бирже, а также по иным экономическим соображениям,

  - рост экспорта как более выгодного канала сбыта,

  - прочие причины.

  «Прочими причинами» структурного дефицита были выявлены те причины, о которых не объявляют публично участники топливных схем и которые не находят отражение в открытых публикациях и материалах экспертов. Среди таких причин:

  - расхождение между официальными и реальными цифрами балансов по топливной цепочке,

  - скрытый экспорт топлива.

Сокращение предложения суррогатного топлива

  По мнению ФАС, государству удалось сократить количество суррогатного дизельного топлива на АЗС, производимого, как правило, нелегальными или серыми мини-НПЗ (т.н. «самоварами») и на нефтебазах.[5]

  На начало года ФАС оценивала оборот такого топлива в 6–10 млн т. Чтобы избавить рынок от суррогатного топлива, в январе 2018 г. был существенно расширен перечень подакцизных средних дистиллятов (печное и судовое топливо), которые продаются на АЗС под видом дизтоплива и не соответствуют техническому регламенту.

  О вытеснении с рынка суррогатного топлива говорит тот факт, что при производстве дизтоплива по итогам девяти месяцев примерно на прошлогоднем уровне – около 57,48 млн т, поставки на внутренний рынок выросли почти на 2 млн, или на 7,4%, до 26,31 млн т. (Для сравнения: за весь 2017 год они выросли всего на 0,6 млн). Однако рост поставок не закрыл все потребности АЗС.

  По данным ИГ «Петромаркет» производство суррогатного топлива стало невыгодным, и его поставки на рынок сократились. 

  

   

  По данным ИРТТЭК за 9 месяцев 2018 года стоимость нафты на мировом рынке поднялась на 42,2%, поэтому ряд российских НПЗ, в том числе принадлежащих крупнейшим ВИНКам, сохраняют на стабильном уровне выпуск больших объемов нафты, хотя модернизированные мощности многих позволяют заместить эти объемы выпуском автомобильного топлива Евро 5 для внутреннего рынка.[6] Производство нафты за 9 месяцев на 43 крупнейших НПЗ России составило 18,934 тыс. т, поставка на внутренний рынок – 4124 тыс. т., экспорт − 14 678 тыс. т.

  По данным ИГ «Петромаркет» предложение суррогатного дизеля сократилось на 17%.

  

  Исследователи особо обращают внимание на ситуацию с зимним дизелем.

  

  По мнению экспертов ИГ «Петромаркет», компенсировать ограниченное предложение при растущей сезонной потребности внутреннего рынка могли бы поставки суррогата зимнего дизтоплива, производимого на нефтебазах путем смешивания летнего дизеля и авиакеросина. Сейчас порядка 25% потребности в зимнем дизельном топливе в стране ежегодно удовлетворяется низкокачественным заменителем. Например, сообщает «Петромаркет», в 2017 г. поставки зимнего дизеля с НПЗ РФ составили около 13 млн. т, еще более 4 млн. т было произведено суррогата.

Сокращение предложения топлива на СПбМТСБ

  Вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Антон Карпов в конце октября заявил, что на бирже должно продаваться минимум 25 тыс. т топлива в день, чтобы не было дефицита.[7] Но в последнюю неделю октября продавалось только 17,4 тыс. т, из которых 6,7 тыс. т — зимнее дизтопливо.

  Особенно отличилась в ограничении продаж на бирже «Роснефть». Компания на два дня — 15 и 16 ноября — остановила на бирже продажу бензина и дизтоплива. В результате 15 ноября объем сделок упал на 19%, до 69,106 тыс. т нефтепродуктов. 16 ноября объем торгов составил 72,783 тыс. т, что на 15% меньше, чем 14 ноября, когда «Роснефть» еще участвовала в них.[8]

  Демарш «Роснефти» сразу же сказался на ценах. 16 ноября выросли цены на все виды топлива: бензин АИ-92 подорожал на 2,28%, до 49,702 тыс. руб. за 1 т, АИ-95 — на 1,5%, до 52,805 тыс. руб. за 1 т, а зимний дизель — на 2,63%, до 55,892 тыс. руб. за 1 т. Павел Баженов объяснил рост цен именно уходом «Роснефти» с биржи.

  Уходом «Роснефти» с биржи нефтепродуктов в Петербурге объяснил глава Крыма Сергей Аксёнов в своем обращении в правительство необходимость наладить прямые поставки автомобильного топлива на полуостров, минуя биржевые торги.[9]

  После выходных «Роснефть» появилась на бирже, но объемы продаж не восстановила. Например, 20 ноября «Роснефть» продала всего около 5 тыс. тонн автобензина и дизельного топлива, что в три раза меньше обычного объема свободных продаж указанных нефтепродуктов.

  В октябре «Роснефть», согласно ее заявлениям, продавала топливо свыше утвержденных лимитов. По данным компании в октябре через биржу было реализовано 19% произведенного бензина (при нормативе 10%) и 8% дизельного топлива (при нормативе 5%). При этом компания отрицала завышение цен для независимых АЗС. «Ценообразование в оптовом сегменте определяется в ходе биржевых торгов и основывается на реально заключенных сделках. Компания акцентирует внимание на том, что топливо в адрес собственных дочерних предприятий поставляется по единым для всех контрагентов ценам, которые сформированы на базе биржевых индикаторов», — говорилось в сообщении «Роснефти».[10]

  Однако данные по продажам не показывают роста объемов торгов на бирже в октябре и первых двух декадах ноября. Объемы торгов на бирже восстановились только в третьей декаде ноября, когда падение мировых цен на нефть сделало внутренний рынок конкурентоспособным по марже.[11]

  

  Участники рынка говорят о том, что кроме сокращения предложения на бирже, «Роснефть» осуществляла продажи топлива адресно, то есть независимые трейдеры купить топливо компании не могли.[12]

  Показательна реакция на действия «Роснефти» ФАС, которая по статусу должна следить за соблюдением участниками рынка утвержденных правил торговли. В недавнем интервью замглавы ведомоства Анатолий Голомолзин [13] оправдывал бездействие ФАС тем, что «Роснефть» сразу же написала письмо в ФАС, где заявила о готовности «способствовать обеспечению условий конкуренции». К тому же, пояснил Голомолзин, «это был короткий, в несколько дней, период», а чтобы «выдавать предупреждение, сокращение объемов должно было происходить в более длительный период». «Здесь все менялось очень быстро, поэтому даже процессуальной необходимости выносить такого рода предупреждение не было», − заключил замглавы ФАС.

  Получается, что, как минимум, некоторым ВИНКам со стороны ФАС дозволено создавать краткосрочные локальные дефициты топлива.

  Сокращение «Роснефтью» биржевой торговли сопровождалось обвинениями в адрес независимых АЗС и трейдеров в искусственном вздувании цен на бирже и в рознице.[14][15]

  В СМИ стали появляться материалы с положительными оценками ухода с рынка независимых АЗС. В текстах объяснялось, что это закономерный процесс, который пойдет на пользу потребителям, поскольку на независимые АЗС приходится продажа большей части, или практически всего, суррогатного и левого топлива.

  Целью «Роснефти», писали некоторые СМИ, является уничтожение независимых АЗС, как мешающих монополизации рынка.[16]

  Особенно удивили участников рынка абсурдные обвинения в адрес «Транснефти» и «Лукойла» в дефиците дизеля вследствие запуска нефтепродуктопровода «Юг».

  Позиция правительство принципиально совпадает с позицией «Роснефти» − освобождать рынок от независимых АЗС, но постепенно.[17] «Там действительно много безобразий и продается некачественное топливо», − заявил в интервью вице-премьер Дмитрий Козак. «Но, если мы будем очень жестко и быстро его наводить [порядок на АЗС], это может привести к коллапсу», — отметил вице-премьер. По его словам, в некоторых регионах «100% заправочных станций принадлежат независимым поставщикам».

  Атака на трейдеров, работающих на петербургской бирже, начала готовится с лета. На заседании 3 августа участники совета секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ проголосовали за подготовку ограничений на продажу трейдерами нефтепродуктов с базисов НПЗ крупных нефтяных компаний.[18] В октябре на биржевом комитете ФАС и секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ многократно обсуждались два совместных предложения Российского топливного союза и «Роснефти» по ограничению участия трейдеров в торгах топливом на базисах НПЗ, то есть заводах и примыкающих к ним железнодорожных станциях, чтобы они перестали торговать воздухом — выставлять заявки с денежным обеспечением, но не приобретать сам товар, а также создание единого для всех автоматизированного рабочего места, чтобы все участники были в равных условиях. Некоторые компании, заявляли на бирже, владеющие самыми быстрыми и дорогими в обслуживании биржевыми роботами, зачастую успевают осуществить закупку топлива раньше, чем другие игроки.

  Цены на топливо в РФ плавно росли с начала 2017 года, а в 2018 году начался их резкий подъем.

  

  Особенно резкий рост произошел в апреле-мае 2018 года.

  

  По данным Росстата, за январь—май 2018 года цены на бензин выросли на 7,3%: литр АИ-92 подорожал на 7,7%, дизтоплива — на 7,9%. При этом уровень инфляции с начала года составил лишь 1,6%.[19]

  С начала 2018 года ВИНКи стали сокращать предложение на бирже. Реализация бензина сократилась в два раза.

  Совет Федерации 30 мая объявил, что направит официальные письма в Минсельхоз и Минэнерго в связи с резким ростом цен на бензин в стране. «В Забайкальском крае рост цен на бензин за год составил 128%, в среднем по стране — 122,5%», — возмущалась спикер Совфеда Валентина Матвиенко.[20]

  Причинами роста цен стали рост акцизов с 1 января 2018 года и рост мировых цен на нефть и нефтепродукты при сохранении слабого курса рубля.

  Власти приняли срочные меры по стабилизации ситуации, заставив нефтяные компании принять на себя обязательства:

  - заморозить розничные цены на уровне 30 мая 2018 года;

  - ежемесячно продавать топлива оптом на 3% больше, чем в 2017 году по ценам, рентабельным для независимых операторов АЗС;

  - реализовать авиакеросин в объемах, соответствующих потребностям авиаперевозчиков со стабилизацией цен по состоянию на 6 июня 2018 года.

  Кроме того, на совещании у вице-премьера Д. Козака было принято решение рекомендовать всем компаниям, работающим на бирже, не занимающим доминирующего положения, продавать не менее 10% от объема производства бензина и 5% от объема производства дизельного топлива.

  Для сдерживания роста цен правительство с 1 июня снизило акцизы на дизель и бензин на 2 тыс. с 7,7 тыс. руб. за тонну и на 3 тыс. с 11,2 тыс. руб. за тонну соответственно, а также отменило запланированное на 1 июля повышение акцизов (примерно на 700 руб.).

  Среднесуточные объёмы реализации бензина (первичный рынок) на биржевых торгах в 2017-2018 гг.

   

  После июньского соглашения бензин и дизель попали в так называемые «ножницы цен», когда при замороженных розничных ценах НПЗ увеличивали свои отпускные цены, чтобы сократить убытки от разницы цен внутреннего рынка и экспортного нетбэка.

  

  

Экспорт, как более выгодный канал сбыта

  В ноябре глава компании «Лукойл» Вагит Алекперов в кулуарах конференции ADIPEC в Абу-Даби пожаловался журналистам: «Мы, конечно, несем убытки в розничном рынке, как и все производители. Сегодня наши потери, мы посчитали, за четыре месяца стабилизации топливного рынка, это упущенная выгода где-то в объеме 8,5 млрд. рублей».[21]

  Деваться ВИНКам было некуда − в июле 2018 года был утвержден закон, предоставляющий правительству право повышать экспортные пошлины на светлые нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть, если компании не обеспечивают необходимого объема поставок на внутренний рынок.

  Однако ВИНКи, и, прежде всего, «Роснефть», по максимуму использовали возможности для экспорта, резко нарастив его поставку в порты балтийских республик, Украину и Белоруссию.

  В октябре объем танкерных отгрузок нефтепродуктов из портов Эстонии, Латвии и Литвы достиг наибольшего значения с июля текущего года - 2,2 млн. т, что на 719 тыс. т больше по сравнению с предыдущим месяцем.

  Погрузки на суда светлых нефтепродуктов в порту Вентспилса выросли по сравнению с сентябрем на 86% − с 307,5 тыс т до 573,4 тыс. т. Особенно увеличились погрузки дизельного топлива − с 33 тыс. т в сентябре до 261 тыс. т в октябре, в 7,9 раза. Основным поставщиком солярки стала уфимская группа заводов «Роснефти». Объем морских отгрузок бензина в Вентспилсе в октябре увеличился на 77,5 тыс. т − до 312,4 тыс. т. Рост экспорта дизеля через Прибалтику совпал с обвальным дефицитом топлива на российском рынке[22].

  Поставки трубопроводного дизельного топлива на внутренний рынок Украины по нефтепродуктопроводу “Прикарпатзападтранс” за 11 месяцев 2018 года составили 2,25 млн тонн, что на 35,6% (591,7 тыс тонн) превышает объем поставок за аналогичный период 2017 года.[23] Продукт поступает с саратовской и уфимской группы заводов «Роснефти». Компания заинтересована в поставках в эту страну в связи с выгодной ценой.

  Отгрузки в Гомель (Белоруссия) составили 560 тыс. т по сравнению с 360 тыс. т, поставленными за девять месяцев 2017 г. Далее дизельное топливо отгружается железнодорожным транспортом на северо-восток Украины через погранпереход, ведущий на Чернигов.

  Из-за высоких экспортных цен даже небольшие заводы, которые поставляли дизель на внутренний рынок, предпочли отправить товар за границу. Их традиционные покупатели пришли на биржу, где оказалось недостаточно предложения для удовлетворения растущего спроса.

  Маржа НПЗ за год сократилась на треть

  

  Наибольшие потери от сдерживания розничных цен понесли независимые АЗС.

  Диспаритет оптовых и розничных цен привел к двум эффектам.

  Первый, независимые АЗС для поддержания положительного сальдо баланса вынуждены продавать топливо на несколько рублей выше, чем его могут позволить себе продавать заправки ВИНКов. Например, если ВИНКи могут позволить себе продавать дизель за 44-45 руб. за литр, то независимые АЗС вынуждены предлагать его потребителям за 49 рублей.

  В прайс-листе нефтебазы «ННК-Приморскнефтепродукт» («дочка» «Нефтегазхолдинга», принадлежащего экс-главе «Роснефти» Эдуарду Худайнатову) от 23 октября дизтопливо предлагают по 68,5–69,1 тыс. руб. за тонну (около 59 руб. в пересчете на литр), на нефтебазах «РН-Востокнефтепродукт» («дочка» «Роснефти») по 67,8 тыс. руб. за тонну, сообщило РБК.[24] «Покупая по такой цене, я вынужден буду продавать дизель на АЗС по 64 руб. за литр, чтобы заработать минимальную маржу. Уже сейчас большинство наших клиентов ушли на заправки крупных компаний», — объявнял акционер сети АЗС «Октанта» в Уссурийске Владимир Чирсков. На его заправках дизель стоит 50,97 руб. за литр, а у «Роснефти» и ННК — от 44,5–44,8 руб. за литр, отмечал бизнесмен.

  Независимые АЗС ущемляются разными методами, например, по стоимости доставки топлива. «Из анализа тарифов на транспортировку нефтепродуктов железнодорожным транспортом и посредством системы магистральных нефтепродуктопроводов «Транснефти» до крупнейших нефтебаз следует, что разница в тарифах в среднем составляет 1319 руб./т на дизтопливо и 1160 руб./т на автобензин соответственно.

  Производители нефтепродуктов на биржевых торгах в основном продают нефтепродукты с доставкой железнодорожным транспортом, а нефтепродукты с доставкой по системе нефтепродуктопроводов реализуют преимущественно на внебиржевом рынке собственным сбытовым предприятиям», − говорится в докладе независимого агентства «Аналитика товарных рынков».

  

  В результате независимые участники рынка, приобретающие топливо на биржевых торгах, получают его на нефтебазах на 1–1,5 тыс. руб./т дороже, чем сбытовые структуры ВИНКов. «Сложившаяся практика реализации нефтепродуктов нефтяными компаниями на биржевых торгах свидетельствует о явной дискриминации независимых участников путем преимущественной продажи крупнооптовых партий нефтепродуктов с более затратным способом транспортировки», − считают в «Аналитике товарных рынков». По мнению аналитиков агентства, региональные сбытовые предприятия нефтяных компаний в ходе мониторинга и анализа конъюнктуры рынка оценивают себестоимость товара у своих конкурентов — независимых операторов мелкооптового рынка. Подстраиваясь под себестоимость независимых продавцов нефтепродуктов, сбытовые предприятия ВИНКов извлекают дополнительную прибыль из своего эксклюзивного доступа к трубопроводным партиям нефтепродуктов.

  Второй эффект, ВИНКам стало выгоднее продавать топливо через собственные АЗС, чем реализовывать его через нефтебазы. Почти все заправки ВИНКов в настоящее время обзавелись магазинами, доход от работы которых составляет заметную долю прибыли. Дополнительный доход от сопутствующих сервисов составляет от 10 до 30% доходов от продажи топлива. Поэтому сокращая продажи топлива независимым АЗС, ВИНКи перераспределяют его и потоки потребителей на свои заправки, увеличивая тем самым размер сопутствующего дохода.

Последние соглашения о регулировании рынка

  В ноябре правительство и нефтяники пришли к новому этапу соглашения о регулировании рынка топлива до 31 марта 2019 года.

  До конца 2018 года цены сохранятся на уровне конца мая. Цены будут заморожены в оптовом и розничном звеньях.

  С начала 2019 года правительство разрешило повышение цен на топливо на 1,7% в связи с ростом НДС до 20%. Далее цены будут плавно индексироваться из расчета годовой инфляции 4-4,6%.

  Ежемесячное производство и реализация нефтепродуктов должны быть на 3% выше соответствующего месяца 2017 года.

  Регуляторы согласовали рост обязательных продаж топлива на бирже с 5 до 7,5% от производства дизельного топлива и с 10 и до 15% от производства бензина.

  В 2019 года вступили в силу изменения правила проведения организованных торгов в ряде секций СПбМТСБ. Также были модернизированы правила допуска к участию в торгах СПбМТСБ и внесены поправки в правила расчетов по сделкам, то есть в порядок осуществления клиринговой деятельности биржи.

  Изменения, поясняется в материалах биржи, направлены на дальнейшее повышение эффективности организованных торгов, укрепление дисциплины участников организованного рынка по исполнению обязательств по договорам с использованием денежного обеспечения.

  Новые положения подразумевают:[25]

  • введение повышенных ставок денежного обеспечения для продавцов при продаже любых биржевых товаров на условиях поставки «франко-вагон станция отправления» на базисах поставки при НПЗ: ставка денежного обеспечения продавца (не контролера поставки, то есть брокера-посредника, а владельца товара) устанавливается в пределах 15% планируемого объема договора. До такого же уровня повышается и размер неустойки при неисполнении данным участником обязательств по договору;

  • изменение перечня категорий участников торгов, имеющих возможность подавать заявки на продажу с использованием денежного обеспечения, путем введения запрета для участников торгов в категориях «посетитель торгов» в секции «Нефтепродукты» и «посетитель торгов» сегмента секции «Нефтепродукты» на осуществление продаж товара с использованием денежного обеспечения в категории товара «Мелкий опт»;

  • изменение количества категорий участников торгов, имеющих возможность обслуживания клиентов, путем упразднения категории участников торгов «временный член секции «Нефтепродукты»;

  • введение штрафных санкций за неоднократное неисполнение биржевого договора поставки.

  По мнению экспертов, изменения направлены на отстранение от участия в торгах игроков, не имеющих в наличии реального товара, а также тех, кто спекулятивно играет на повышение или падение цены на нефтепродукты.

  Изменения касаются и расчетов по сделкам, которые заключаются на бирже. При неисполнении участником клиринга обязательств по договору (в случае полного неисполнения обязательств) – до трех штрафных ставок (штрафная ставка биржи составляет 5 тыс. руб.). При прекращении обязательств в полном объеме без их исполнения по соглашению сторон на основании «Уведомления о взаимном прекращении обязательств по договору» – до 2% объема денежного обязательства по договору.

  Биржа вводит новые тарифные ставки за сверхнормативные заявки: в случае подачи одним участником торгов по одному инструменту в течение одного торгового дня заявок, не приведших к заключению договора, за каждую такую заявку (сверх 50), начиная с 51-й заявки и за последующие, вводится плата в размере 1,5 тыс. руб.

  При этом вопрос роста топливных цен остается актуальным по мере углубления налогового маневра.

  Для компенсации роста НДПИ крупнейшие НПЗ получат отрицательный акциз на нефть из расчета примерно 3 тыс. рублей на тонну перерабатываемого сырья. Критерием для этого будет производство товарного бензина пятого класса. Другим заводам, у которых меньшая глубина переработки, будет положен акциз «только для бензина» исходя из нормы выпуска в 10% (если предприятие перерабатывает, например, 4 млн тонн сырья, но производит только 300 тыс. тонн бензина, оно получит акциз исходя из объема переработки в 3 млн тонн).

  Для заводов, которые не производят товарный бензин, акциз в принципе не предусмотрен.

  Обратный акциз в любом случае получат компании, попавшие под финансовые санкции («Роснефть», НОВАТЭК и ННК). Кроме того, отрицательный акциз на три года получат компании, которые собираются модернизировать свои НПЗ. Размер обратного акциза зависит от корзины нефтепродуктов. Чтобы он был максимальным, НПЗ не должен выпускать темных нефтепродуктов и, желательно, нафты.

  При этом введены повышающие коэффициенты к обратному акцизу для тех НПЗ, которые расположены далеко от границы и поэтому меньше зарабатывают на экспорте.

  Чтобы отчасти компенсировать рост цен на нефть на мировом рынке, принят так называемый плавающий или демпфирующий акциз. Его суть в том, что в периоды высоких цен на нефть налоговая нагрузка на НПЗ снижается, а в период низких — растет.

  Если экспортный netback будет превышать текущую цену бензина или дизтоплива (по бирже), бюджет будет возвращать НПЗ половину разницы.

  На случай, если мировые цены на нефть за квартал увеличиваются более чем на 20%, правительство предусмотрело возвращение экспортной пошлины на топливо. Госрегулирование предусматривает, что оптовая цена на топливо может колебаться в коридоре плюс-минус 10% от условной внутренней цены, а цены на АЗС не должны превышать плановые более чем на 4%.

Структурный дефицит топлива может вернуться

  Значительные изменения регулирующих механизмов топливного рынка с начала 2019 года плюс неопределенные перспективы мировых цен на нефть и курса рубля не позволяют сделать однозначных прогнозов о ситуации с ценами и стабильности поставок по топливной цепочке.

  Новшества не регулируют цены на битум, мазут, авиакеросин. Разброс возможного уровня роста цен на эти продукты может достигнуть 50%.[26] По разным данным, возможный рост цен судового топлива оценивается около 15%.

  Цены на авиакеросин, считают аналитики, невозможно повысить с текущих уровней, так как в таком случае в России перестанут заправляться иностранные авиакомпании.

  Несмотря на заверения правительства в декабрьском докладе Центра энергетики школы Сколково предсказан рост оптовой цены на дизель к концу 2019 года на 25%.

  При формально незначительном росте цены в начале 2019 году расходы на перевозки выросли. Мораторий на повышение цен на АЗС привел к тому, что производители-продавцы топлива нашли другие способы повышения маржи. Продавцы практически отменили скидки на топливо для корпоративных клиентов, в первую очередь, для крупных транспортных компаний.[27] Эти скидки могли достигать 15%, их потеря скажется на себестоимости перевозок. У крупных сетей на доставку товаров приходится от 2 до 3% от общих затрат. Сеть «Магнит» протестировала доставку фур с продуктами по железной дороге, причем не товары в контейнерах на вагонах, а прямо автомобильные большегрузы на платформах. В «Магните» пришли к выводу, что это позволяет экономить сразу до 5% от стоимости доставки.

  С нового года к этому добавилась отмена льгот на систему «Платон».

  Запрет на участие в торгах трейдерам почти на полгода «попросту убьет их бизнес», заявил РБК президент НПТ Павел Баженов.[28] По его словам, у трейдеров нет достаточного запаса прочности, чтобы продержаться до 31 марта 2019 года. В этом случае пострадавшей стороной также выступит и независимая розница, которая сейчас получает оборотные средства в отсрочку со стороны независимого трейдинга, добавил он.

  Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза заявил, что в случае полного запрета на участие трейдеров в торгах вся система обеспечения нефтепродуктами может в одночасье измениться до неузнаваемости. Далеко не каждый конечный потребитель может сам покупать топливо на бирже, потому что это предполагает заморозку средств на 30 дней, и очень многие приобретают товар именно у трейдеров, говорит Аркуша.

  Если трейдеров действительно отстранят от биржевых торгов, то это будет «даже не выстрел в ногу рынку, а контрольный в голову», сказал Илья Мороз, председатель правления Совета по товарным рынкам, объединяющего трейдеров нефтепродуктов. Биржевая торговля в подобных условиях теряет всякий смысл, рынок откатывается на десять лет назад, независимые игроки неизбежно банкротятся, о конкуренции не может быть и речи, предупреждает он. В конечном итоге реализация этого предложения приведет к дефициту товара и высоким ценам на топливо, заключил Мороз.

  Одновременно, по мнению Е. Аркуши, для независимых АЗС не созданы необходимые предпосылки рентабельности. Расчетная маржа правительства при продаже бензина и дизтоплива на уровне 2,7 тыс. руб. на тонну (около 2 руб. на литр) − это лишь около 5% от стоимости топлива в рознице, а вместе с ограничением на рост цен в 4% получается максимальная маржа 9%, подсчитал Аркуша. А для нормальной работы сетей АЗС необходима маржа 15%, добавил он.

  И самое главное, пострадает реальная конкуренция. Уход независимых с рынка скажется отрицательно на потребителях и ее уровне., Но еще больше реальная конкуренция снизится на уровне оптового рынка.

  Число независимых АЗС оценивается в 60% от общего количества АЗС, но их доля в сбыте составляет только 40%. Сокращение числа возможных мест заправок автотранспорта из-за дефицита топлива на независимых АЗС или их закрытия приводит к перерасходу топлива и времени владельцев автомобилей, вынужденных посещать для заправки не ближайшую к ним АЗС, а АЗС ВИНКов. Но, очевидно, это временное явление, ВИНКи выкупят закрывающиеся заправки или построят новые.

  Начинают появляться сообщения, свидетельствующие о начале ухода с рынка независимой розницы и все большем контроле над рынком, в первую очередь, структур крупнейшей ВИНК «Роснефть».

  С апреля 2019 году начнет действовать соглашение между Магаданской областью и «Роснефтью», согласно которому компания получает всю цепочку – доставку, хранение, и реализацию ГСМ.[29]

  Автовладельцы Холмска (Сахалин) 21 декабря пожаловались, что на отсутствие бензина на местных АЗС в течение двух суток.[30] Топливо отпускают только тем организациям, с которыми у заправщиков есть договоры. На АЗС водителям говорят, что Роснефть не отпускает бензин частным предприятиям, а в Холмском районе нет ни одной заправки "Роснефти".

  Структурный дефицит может возникнуть не только из-за сокращения числа независимых АЗС, но и вследствие ограниченности введенного механизма выравнивания маржи внутреннего и внешнего рынков.

  Нефтяники согласно налоговому маневру получают только половину компенсации разницы маржи внутреннего рынка и экспорта, то есть экспорт все равно будет более выгоден, чем внутренний рынок.

  Специалисты высказывают большие сомнения, что сложная система балансировки расчета экспортных акцизов, НДПИ и компенсирующих акцизов будет настраиваться быстро и объективно. В расчете задействовано около трех десятков коэффициентов, большинство из которых власти могут менять по своему усмотрению.[31]

  Еще более может запутать ситуацию с налогообложением введение плавающего акциза. По словам замглавы ФАС Анатолия Голомолзина, окончательная ясность с возможностью внедрения такого механизма произойдет в первом квартале 2019 года.[32] «Акциз — это единственный налог, который до недавнего времени оставался негибким. Он также должен стать гибким», − заявил Голомолзин.

  При превышении маржи экспорта нефтепродуктов маржи внутреннего рынка у нефтяников есть несколько вариантов, например, сокращение поставок на внутренний рынок по образцу осени прошлого года. Большое число независимых АЗС дает возможность создавать локальные дефициты топлива, не вызывая при этом катастрофической реакции властей. Бюрократический механизм ФАС, как показал ноябрь, не успеет среагировать.

  Если маржа экспорта нефти превысит маржу экспорта топлива, ВИНКи могут пойти на увеличение экспорта нефти и одновременное сокращение выпуска бензина и дизеля (формально сохранив процент поставок на внутренний рынок).

  Также ВИНКи могут увеличить выпуск нафты и других экспортно привлекательных нефтепродуктов. Именно это они сделали летом и осенью 2018 года. Остановить процесс смогло только ноябрьско-декабрьское падение цены нефти на мировых рынках на 20%. Внутренний рынок топлива стал премиальным, привлекательность экспорта нафты и других продуктов сократилась. Сразу же выросли продажи топлива на бирже.

  Высокие биржевые продажи могут не помешать экспорту, так как топливо будет продаваться целевым образом аффилированным фирмам и экспортировать от их лица. То есть цистерны с топливом на экспорт будет направлять не, скажем, «Роснефть», а неизвестная компания Oil Flowed Until Flowed Out с Виргинских островов.

  Еще одна опасность для рынка состоит в действиях крупных компаний, мотивированных иными неэкономическими причинами. Например, Комсомольский НПЗ «Роснефти» вопреки экономической целесообразности предпочитает возить нефть железнодорожными цистернами на более чем 4 тыс. км, затягивая ввод в строй отвода от нефтепровода ВСТО.[33] Такая политика ведет к повышению издержек предприятия, которое оно перекладывает на потребителей − цены на топливо в ДФО заметно выше, чем в среднем по территории РФ. Ниже и надежность снабжения НПЗ сырьем по железной дороге, чем по нефтепроводу, поэтому нельзя исключить вероятность сбоя в поставках сырья и, соответственно, топлива потребителям.

Заключение

  В России в 2018 году не было физического дефицита бензина и дизеля, равно как и сырья для их производства. Поставки нефти на внутренний рынок в 2018 году составили 291,4 млн тонн, что на 1,7% больше, чем годом ранее. Производство бензина в РФ выросло в 2018 году на 0,6% год к году и составило 39,46 млн тонн. Выпуск дизельного топлива в ушедшем году увеличился на 0,9% – до 77,5 млн тонн,

  Нехватка топлива, множества сообщений о которой появлялись в СМИ, имела структурный характер − топливо отсутствовало в определенных сегментах рынка в определенное время. Этим сегментом оказались независимые АЗС и нефтебазы, на которые ВИНКи либо не отгружали топливо, либо отгружали по цене, по которой его реализация становилась нерентабельной. Независимые АЗС были поставлены в условия, когда они не могли работать прибыль. И даже после нормализации ситуации с поставками топлива их рентабельность находится под вопросом. Переход независимых АЗС под контроль ВИНКов − одна из возможных неафишируемых целей создания структурного дефицита топлива.

  За счет создания структурных дисбалансов предложения/спроса ВИНКи, прежде всего, «Роснефть», получили возможность существенно увеличить экспорт нефтепродуктов. Нафта, частично заменившая в продукции НПЗ бензин, стала масштабно отгружаться в Западную Европу. На экспорт, в Западную Европу, Беларусь и Украину, как более выгодные, по сравнению с внутренним рынком, каналы сбыта были направлены все текущие избытки бензина и дизеля. При этом «Роснефть» активно использовала порты прибалтийских республик вопреки установкам правительства и президента РФ отказаться от пользования зарубежной транспортной инфраструктуры.

  Вызывающий демарш «Роснефти» на Санкт-Петербургской бирже в виде отказа продавать топливо 15-16 ноября вопреки правительственному постановлению и введение собственных условий его продажи стали открытым вызовом политике государства по последовательному внедрению рыночных механизмов на топливном рынке с целью добиться его стабильности и предсказуемости.

  Резкий рост экспорта в отдельные периоды и неафишируемые закупки больших объемов топлива силовыми структурами происходили при нехватке топлива в рознице. У властей не оказалось необходимых инструментов для своевременного исправления ситуации.

  На эти структурные перекосы наложились действия исполнительной власти по реализации налогового маневра. Итог: осенняя ситуация на рынке топлива, экономическая нестабильность в локальном сегменте, грозящая серьезными политическими последствиями для всего государства.

  Резюмируя события на топливном рынке РФ в 2018 году, можно сделать следующие выводы:

  1. Рост цен и структурный дефицит топлива на рынке РФ в 2018 году продемонстрировал неспособностей государства предвидеть ситуацию на рынке и вносить опережающие изменения в регулирующие механизмы.

  2. Исполнительной властью не приняты меры к предотвращению монополизации рынка ВИНКами за счет независимых участников рынка.


[1] Дизель в дефиците, РБК, 30.10. 2018

[2] Дизель в дефиците, РБК, 30.10. 2018

[3] Дизель в дефиците, РБК, 30.10. 2018

[4] Нефтепереработка в России выросла за год на 2,4%, ИРТТЭК, 10.01.2019

[5] Оборот суррогатного дизтоплива на АЗС сократился, Ведомости, 18.11.2018

[6] Нафта вместо Евро-5: НПЗ обходят соглашение с правительством, ИРТТЭК, 10.01.2019

[7] Дизельный дефицит: почему АЗС в регионах остались без топлива, РБК, 30.10.2018

[8] Биржа без «Роснефти»: что будет с топливным рынком, РБК, 16.11.2018

[9] «Роснефть» вернулась на биржу, Коммерсантъ, 19.11.18

[10] «Роснефть» обвинила независимые АЗС в провокациях, РБК, 31.10.2018

[11] Заморозка с выгодой: как соглашение с правительством помогло нефтяникам, РБК, 13.11. 2018

[12] «Роснефть» вернулась на биржу, Коммерсантъ, 19.11.2018

[13] «Замглавы ФАС: ситуация с ценами на топливо в России будет оставаться устойчивой», ТАСС, 24.01.2019

[14] «Это одно слово — коррупция», Lenta.ru, 16.11.2018

[15] «Вертикально интегрированные компании вынуждены подстраиваться», Радио «Ъ ФМ», 14.11.2018

[16] «Пятая колонна», Новая газета, 21.11.2018

[17] «Козак рассказал о творящемся «безобразии» на независимых АЗС», РБК, 03.11.2018

[18] «Трейдеров изгоняют с биржи», РБК, 06.11.2018

[19] Бензин под «угрозой»: как правительство будет сдерживать цены на топливо, РБК, 07.06. 2018

[20] Совет федерации обратится в Минсельхоз и Минэнерго в связи с резким ростом цен на бензин, Коммерсантъ, 30.05.2018

[21] «ЛУКОЙЛ оценил потери от сдерживания топливных цен», Коммерсантъ, 12.11.2018

[22] «Роснефть» наращивает экспорт дизеля через Прибалтику, ИА Rex, 21.11.2018

[23] «Белоруссия потеряла значительную часть украинского рынка дизтоплива», ИРТТЭК, 29.12.2018

[24] «Дизель в дефиците», РБК, 30.10.2018

[25] «Рассчитаны новые правила на снижение числа спекулянтов», Oilcapital, 28.12.2018

[26] «Маневр на переделе возможностей», Коммерсантъ, 13.06.2018

[27] «Новости районов Санкт-Петербурга», 08.01.2019

[28] «Трейдеров изгоняют с биржи», РБК, 06.11.2018

[29] «Роснефть» определит ценовую политику на топливо в Магаданской области, Пронедра, 16.11.2018

[30] «В Холмске» нет бензина», Ru_lio, 21.12.2018

[31] «Приключения бензина в России», zhartun.me, 08.11.2018

[32] «Замглавы ФАС: ситуация с ценами на топливо в России будет оставаться устойчивой», ТАСС, 24.01.2019

[33] «Роснефть» хочет трубу», Росбалт, 16.01.2019

© 2018-2019 Все права защищены.