Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Исследования

Эксперты: есть все предпосылки думать, что проект "Северный поток - 2" может быть завершен до конца 2021 года

19.11.2020

Судебные разбирательства и пересчет голосов могут продолжаться месяцами, а борьба с «Северным потоком -2» ждать не может. Власти США намерены ввести санкции в отношении страховых и сертификационных компаний, сотрудничающих с российскими судами при завершении строительства газопровода, передает агентство Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники.

По данным агентства, представители нижней палаты конгресса США и сената достигли соглашения о включении поправки о новых санкциях по газопроводу в законопроект оборонного бюджета на 2021 финансовый год, который должен быть принят до конца текущего календарного года. В новом законопроекте указывается, что ранее введенные санкции распространяются на всю деятельность по прокладке труб и страхованию.

При этом в сообщении имеется странная оговорка – санкции не будут распространятся на Германию или официальных лиц страны.

Институт развития технологий ТЭК провел опрос экспертов, чтобы узнать их мнение о возможном воздействии нового пакета санкций на судьбу проекта «Северный поток – 2». Чтобы услышать все мнения, в число экспертов мы включили нашего польского коллегу Войцеха Якобика, энергетического аналитика и главного редактора издания BiznesAlert. Также в опросе приняли участие директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов и заместитель главного редактора журнала «Нефтегазовая вертикаль», старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов.

1.Как вы оцениваете вероятность того, что «Северный поток-2» будет достроен в следующем году или не будет достроен вообще? Есть ли вероятность, что европейские партнеры в итоге откажутся от проекта и спишут свои инвестиции, чтобы избежать риска санкций и не усиливать конфронтацию с США? В целом, какова, на ваш взгляд, основная причина того, что строительство до сих пор не возобновилось? Связано ли это с необходимость переоборудования судов, с отсутствием страховщиков или есть еще какие-то принципиальные моменты?

Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности

Конечно, вопрос ключевой – будет «Северный поток-2» достроен или нет. Лично я считаю, что есть все предпосылки думать, что проект может быть завершен до конца 2021 года. Мы видим и старые санкции, и новые санкции. Но возьмем «изгнание» из проекта швейцарской компании AllSeas. При этом все прекрасно знают ситуацию и с «Академиком Черским», и с баржей «Фортуна», и с теми сложностями, которые возникают с установкой дополнительного сварочного оборудования. Тем не менее это не полет на Марс за две недели, судно есть, понимание, как это сделать – есть. Можно использовать технологию сдваивания судов с баржей «Фортуна» - как известно, получено разрешение датского регулятора на использование судов, не оснащенных системой динамического позиционирования. В этом плане все возможности есть. Дальше начинаются нюансы: насколько готов «Черский», что там поставили, что не поставили, последние санкции, которые шумно обсуждаются на этой неделе – запрет на страховку, запрет на сертификацию.

Валерий Андрианов, заместитель главного редактора журнала «Нефтегазовая вертикаль», старший аналитик WMT Consult

Риск того, что проект не будет завершен, абсолютно минимален. Проект находится уже на конечной стадии реализации, европейские партнеры демонстрируют свою поддержку, несмотря на все санкции, вводимые Соединенными Штатами. К тому же Россия показала, что располагает достаточным технологическим потенциалом, который позволяет реализовать этот проект вопреки всем санкциям, также имеются и определенные финансовые возможности, которые позволяют закончить этот проект.

Вместе с тем мы знаем, что Россия оперативно искала возможности достройки газопровода с помощью имеющихся у нее технических средств. Эти задержки носили уже технический характер. Я также не исключаю, что европейские компании ожидали исхода президентских выборов в США, предпочитая снизить свои собственные риски, посмотреть, как будет развиваться ситуация. Сейчас, мне кажется, ситуация достаточно благоприятная, чтобы воспользоваться сменой власти в США и реализовать, наконец, этот проект.

Войцех Якобик, энергетический аналитик, главный редактор издания BiznesAlert (Польша)

Есть вероятность, что «Северный поток - 2» вообще может быть не достроен. У европейских партнеров есть отличное оправдание в виде санкций США. Строительство не продолжается из-за угрозы санкций США, а не из-за официально заявленных подготовительных процессов, которым нет конца.

2.Насколько критичными могут оказаться новые санкции - против страховщиков "Северного потока – 2»? Если, как сообщают СМИ, исключение из этих санкций будет сделано для Германии, означает ли это, что немецкие компании смогут оказывать проекту услуги страхования и сертификации

Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности

Слушайте, ну про запрет на страховку говорят уже полтора года. Это не новая история. В компании Nord Steram AG тоже работают люди с головой, они просчитывают различные варианты. Например, вариант российского страховщика, создание SPV, которая возьмет на себя санкционные риски перестраховки и сертификации. Германия пока не входит в список стран, компании из которых попадут под список из новых санкций по сертификации. Пока это оговаривается. Дальше вопрос – попадет, не попадет, расширит Байден этот список или нет. Короче говоря, если взять и составить табличку «трудности-возможности», второй столбик во всех случаях не останется пустым.

Валерий Андрианов, заместитель главного редактора журнала «Нефтегазовая вертикаль», старший аналитик WMT Consult

Не могу точно сказать по поводу страхования, но думаю, что новые санкции повлияют не сильнее, чем все предыдущие пакеты санкций, вводившиеся против «Северного потока». Мы видим, что Германия всегда придерживалась достаточно независимой позиции, не боялась вставать в оппозицию США в деле поставок российского газа. Думаю, что в случае чего немецкие компании могут подключиться к этому процессу.

Войцех Якобик, энергетический аналитик, главный редактор издания BiznesAlert (Польша)

Об исключении для немецких компаний речи не идет. Bloomberg писал об исключении для государственных учреждений Германии.

3. Чего больше в санкциях США – борьбы за геополитическое влияние или попытки устранить конкурента американскому СПГ? Америка получила нового президента, который обещал обширные зеленые вливания в экономику. Есть ли шанс, что на этом фоне борьбе с «СП-2» отойдет на второй план, уступив место внутренней повестке? Или наоборот, газовое лобби перед угрозой потери внутренних рынков станет еще активнее продвигать свои интересы на внешних?

Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности

Эти вопросы практически невозможно разделить, и так было всегда. Это не первые санкции, и каждый раз мы видим, как рука об руку идут экономические и политические интересы США. Одно другому совершенно не мешает, наоборот, дополняет. Возьмем историю газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород», да и вообще всех первых газопроводов СССР. США целенаправленно играли против строительства, против сделки «газ-трубы», вводили санкции. Что двигало тогда Соединенными Штатами? С одной стороны, политический интерес. Штаты считают Европу зоной своего политического влияния, они понимают, что экономическая независимость – а энергетическая независимость – это экономическая независимость, – означает определенную свободу в политике ЕС. Поэтому, естественно, задача США – контролировать поставки энергоносителей в европейские страны. А дальше коммерческий интерес. Он связан с тем, что США, контролируя поставки энергоносителей в ЕС, с одной стороны, имеют возможность зарабатывать. Если мы говорим про старую историю, речь там шла о поставках американского угля в Европу, альтернативой которым выступал советский газ. Сейчас речь идет о поставках американского СПГ. Если брать ценовую конъюнктуру, российский газ по себестоимости, конечно, выигрывает. Соответственно, политика эту маржу убирает – доплатите немножко за безопасность, за независимость, за молекулы свободы.

Про Байдена. На самом деле вопрос не такой однозначный, как кажется. С одной стороны, Демпартия всегда била себя в грудь и говорила, что Россия бросила вызов цивилизованному человечеству, и ее надо наказать. С другой – понятно, что партия превратила российскую историю в инструмент борьбы с Трампом. Поскольку Трампа уже завалили в политическом смысле, возникает вопрос – стоит ли эту историю дальше педалировать, будет ли эта тема продаваться американскому избирателю. Потому что ковид, безработица, экономические трудности, ситуация с черным населением – все эти темы куда больше интересуют американцев, чем борьба с Россией.

В то же время очевидно, что ничего хорошего ждать от Байдена не приходится. В этом плане я не сторонник точки зрения, что придет страшный Байден и устроит Варфоломеевскую ночь. Даже с точки зрения того, какие еще можно придумать санкции, что еще обложить? Трамп в этом плане уже все сделал, последние санкции будут внесены еще при нем, до 20 января время есть. Байдену уже ничего не осталось ввести что-то по-настоящему убойного. Если не брать в расчет безумные какие-то вещи вроде полного запрета на покупку российского газа. Может это быть? Может. Но это окончательно оторвет Европу от США, потому что это невыполнимые санкции. Если ты вводишь санкции, ты должен понимать, что твое влияние доказывается их выполнением. А если их нельзя выполнить, то выполняться они не будут, и твое влияние будет падать.

Валерий Андрианов, заместитель главного редактора журнала «Нефтегазовая вертикаль», старший аналитик WMT Consult

Достаточно важным фактором может явиться исход президентских выборов в США. Мы знаем, что санкции против «Северного потока – 2» продвигались президентом Трампом, которого можно назвать главным лоббистом нефтегазовой отрасли США. То есть, пытаясь закрыть этот проект, президент Трамп пытался расчистить место для поставок американского СПГ. Как мы знаем, в отличие от Трампа, Байден придерживается совсем другой энергетической политики, он является сторонником развития альтернативной энергетики, ВИЭ . Вполне вероятно, что он введет какие-то ограничения для внутренней нефтегазовой промышленности и уж во всяком случае он не будет выступать в качестве лоббиста нефтегазовой отрасли. Конечно, это вовсе не означает, что санкции прекратятся – как известно, Байден является противником России, и санкционное давление будет только нарастать. Вполне возможно, что давление будет оказываться по другому вектору – будет идти не против конкретных проектов, а против энергетической политики России в целом. Российские углеводороды будут подаваться как «грязные», не отвечающие целям экологической политики Европы и других стран, и поэтому будут тем или иным образом вытесняться. Но вместе с тем давление конкретно на проект «Северный поток – 2», возможно, будет отодвинуто на второй план. Вряд ли оно будет прекращено, но, во всяком случае, оно не будет являться idée fix и находится в центре американской энергетической политики.

Существует другой аспект, который может стать стимулом к развитию проекта «Северный поток – 2». Система экспорта американского СПГ, как известно, построена на толлинге, то есть все расходы по поставкам газа несут не газовые компании, а покупатели, причем независимо от того, по какой цене они смогут этот газ реализовать. Эта система зародилась, когда цены на СПГ в мире были очень высокие, причем была очень высокая премия на азиатском рынке по сравнению с американским, и компании рассчитывали на ней заработать. Последние годы они были вынуждены платить эти толлинговые платежи, поскольку действовали заключенные тогда соглашения. Сейчас действие многих из них истекает, и они, естественно, не продляются. Толлинговая система полностью провалилась, работать в будущем она не будет, и сама схема показала свою неэффективность. Поэтому вполне вероятно, что давление американского СПГ на европейский рынок будет снижаться и это станет стимулом для европейских стран ускорить реализацию проекта «Северный поток – 2».

Войцех Якобик, энергетический аналитик, главный редактор издания BiznesAlert (Польша)

«Северный поток – 2» представляет собой проблему для НАТО и ЕС с точки зрения внешней политики и политики безопасности - он используется для разделения и управления. С точки зрения законодательной тоже, потому что его необходимо привести в соответствие с законодательством ЕС, чтобы не создавать правовой пустоты в сердце Европы и в Балтийском море. С точки зрения рынка, поскольку может противоречить тенденциям диверсификации в ЕС. И с точки зрения политики и энергетической безопасности НАТО и приоритетов Энергетического союза.

© 2018-2020 Все права защищены.