Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Исследования

Компаундирование нефти: российская и мировая практика

15.10.2019

Авторский коллектив:
Руководитель ИРТТЭК Воробьев С.Ю.
Аналитик ИРТТЭК Надточей И.В.
Аналитик ИРТТЭК Алихашкин С.А.

В сентябре на уровне правительства РФ был поднят вопрос о практике компаундирования нефти в системе магистральных нефтепроводов «Транснефти»[1]. В опубликованных в ряде СМИ материалах компаундирование нефти представлялось как якобы незаконное ухудшение качества сырья нефтедобывающих компаний, наносящее материальный ущерб нефтедобытчикам и сокращающее срок службы оборудования НПЗ.
В данном докладе представлена практика компаундирования нефти в РФ и других странах. Показано, что процесс компаундирования является объективной необходимостью и применяется в большинстве нефтедобывающих компаний мира и на крупных предприятиях по подготовке нефти к доставке конечному потребителю. 

Введение 

Современная нефтяная индустрия - отрасль с высокой степенью глобализации и интеграции. Работающие на рынке компании добывают свое сырье на различных по свойствам месторождениях, продают его на разные по уровню технологической оснащенности НПЗ, расположенные в разных регионах мира. При этом добываемая на различных месторождениях нефть может существенно различаться по своим качественным характеристикам, содержанию примесей, серы, по показателям плотности и однородности. Более того, даже в рамках одного месторождения химических состав нефти может варьироваться от скважины к скважине. В зависимости от инфраструктуры и маркетинга, различные сорта нефти могут либо смешиваться в один товарный сорт, либо направляться на НПЗ в чистом виде. 

Технологии компаундирования нефти широко применяются как для получения товарной нефти, так и при подготовке нефти к переработке на НПЗ. Для систематизации нефтей с разных месторождений нефтедобытчики и нефтепереработчики ввели понятие сортности нефти, что облегчает ориентацию субъектов рынка в качестве сырья и определение его объективной цены.[2] 

Сорта нефти 

Сорт нефти − это нефтяное сырье, обладающее определенным составом и характеристиками и добываемое либо в пределах какого-либо одного месторождения, либо представляющие собой смесь нескольких нефтей с разных месторождений, как входящих в одну группу (смесь Brent), так и с довольно разрозненных (например, российская Urals[3]). 

Основными параметрами, характеризующими каждый сорт нефти, являются плотность и содержание серы. Высокосернистая нефть требует более тщательной очистки от сернистых соединений, что существенно увеличивает затраты на ее переработку. Такая нефть стоит дешевле, чем сырье с низким содержанием серы. 

По плотности нефти можно судить об относительном содержании в ней тяжелых фракций, затрудняющих переработку и уменьшающих выход светлых фракций. 

Для удобства участниками рынка были введены так называемые маркерные сорта нефти. Как правило, они характерны для определенного региона добычи. 

Цены на маркерные сорта устанавливаются в ходе торгов на международных сырьевых биржах (ICE, NYMEX и др.). Исходя из стоимости маркерных сортов рассчитываются цены на другие сорта нефти. 

По ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия» при оценке качества нефть подразделяют на классы, типы, группы, виды (см. Приложение 1). 

Количество вариантов качества нефти существенно более сотни, при этом характеристики нефти не остаются постоянными все время в процессе добычи. 

Диаграмма плотности и сернистости основных мировых сортов нефти 


Источник: Leonardo Maugeri, The Age of Oil. The Mythology, History, And Future of the World's Most Controversial Resource, pp. 275-276 

С 2012 года к нефти применяется ограничение по содержанию ХОС. С 1 июля 2019 года этот показатель не должен превышать 6 ppm.[4] 

За рубежом по количеству серы нефть разделяют на три сорта[5]:
- низкосернистую, содержание серы до 0,5%;
- среднесерсинстую, содержание серы 0,51 – 2,0%;
- высокосернистую, содержание серы более 2,0%. 

Плотность нефти измеряется в градусах API. Градусы API − величина, обратно пропорциональная относительной плотности нефти к воде.
Градусы API[6]:
- сверхлегкая (erxtra light) − 41,1 − 50 градусов API (0,78 − 0,82 г/куб. см);
- легкая (light) − 31,1 − 40 градусов API (0,82 − 0,87 г/куб.см);
- средняя (medium) − 22,3 − 31 градус API (0,87 − 0,92 г/куб. см);
- тяжелая (heavy) − 10 − 22,3 градуса API (0,92 − 1,0 г/куб. см);
- сверхтяжелая (extra heavy) − менее 10 градусов API (более 1 г/куб. см). 

За рубежом в зависимости от содержания серы нефть называют «сладкой» или «кислой» (sweet/sour). Принято называть «сладкой» нефть с содержанием серы до 0,5%. 

Выделение потоков нефти разного качества 

Технологически невозможно поставлять нефть с уникальными характеристиками на НПЗ и экспорт, поэтому в стране было введено укрупненное разделение потоков между месторождениями и НПЗ, а для экспорта был составлен сорт Urals с характеристиками, получающимися при смешивании потоков нефти из основных районов нефтедобычи[7]. 

В различные периоды функционирования системы магистрального трубопроводного транспорта были выделены транспортные потоки:
- малосернистых нефтей Западной и Центральной Сибири на Восточные НПЗ, Омский и Павлодар для производства игольчатого кокса;
- уникальных нефтей Шаимской группы месторождений на Волгоградский НПЗ для производства специальных масел и ракетных топлив;
- высокопарафинистых мангышлакских нефтей на Новокуйбышевский НПЗ для производства пищевых парафинов;
- высокопарафинистых ухтинских нефтей на Киришский НПЗ для производства БВК (биовитаминных концентратов);
- тенгизских высокопотенциальных нефтей на Грозненский НПЗ;
- Волго-Уральских высокосернистых нефтей на Кременчугский НПЗ − первый НПЗ адаптированный к переработке подобных нефтей. 

После начала рыночных реформ компания ОАО "АК "Транснефть" в целях снижения затрат на перекачку максимально унифицировала транспортные потоки, упростив структуру потока распределения. В 1997 году задача по формированию смеси нефти в транспортных потоках нашла решение в виде организации потоков по "Схеме нормальных технологических грузопотоков нефти" (нормативный документ, утвержденный Минэнерго РФ). 

Принципы формирования потоков, заложенные в "Схеме", заключаются в выделении потоков нефти определенного класса качества в соответствии с ГОСТ 51858. В такой сложной транспортной системе, когда есть параллельные нефтепроводы, это возможно. 

С целью дифференциации нефти различного качества в "Схеме" выделены потоки нефти трех классов качества:
- малосернистые нефти поставляются на Восточные НПЗ, НПЗ Краснодарского края, Волгоградский НПЗ и экспорт через порт Туапсе;
- сернистые потоки − на НПЗ Центра, Урало-Поволжья, Украину, Белоруссию и на экспорт через порт Новороссийск, Приморск, Усть-Лугу, Вентспилс;
- высокосернистые нефти направляются на НПЗ Башкирии, Орский НПЗ, Кременчугский НПЗ. 

Смешение нефти при формировании потоков производится в соответствующих диапазонах указанных классов. 

Сорта российской нефти 

В РФ в соответствии с возможностями раздельной транспортировки на НПЗ и на экспорт выделяются следующие сорта нефти[8]. 

Urals 

Сорт тяжелой нефти, экспортируемый Россией за рубеж. Добыча нефти для смешения сорта Urals происходит в трёх регионах РФ: в Западной Сибири добывается основа – сорт лёгкой нефти Siberian Light, впоследствии смешиваемый в системе трубопроводов с сортами тяжелой нефти, добываемыми в месторождениях Поволжья и Урала. Плотность данной нефти составляет 31-32 градуса по шкале API, а содержание серы – до 1,7%. 

Siberian Light 

Марка лёгкой нефти, добыча которой производится в месторождениях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Плотность сорта составляет 35-36 градусов, сернистость – 0,57%, что достаточно близко к свойствам основных маркерных сортов. 

ESPO 

Сорт экспортной российской нефти, на который приходится 0,3% мировых поставок нефти. Сернистость данной нефти находится на уровне 0,62%, а плотность составляет 34,8 градуса по шкале API. 

Sokol 

Добываемая на Сахалине марка лёгкой нефти с содержанием серы 0,23% и плотностью 36-37 градусов API, что практически не уступает мировым маркерным сортам. 

Витязь 

Сорт лёгкой нефти, также добываемой на Сахалине. Плотность сорта составляет 41 градус API, сернистость – 0,18%. 

ARCO 

Тяжелая нефть, добываемая в Арктике на шельфе Печорского моря, имеющая высокое содержание серы. Плотность ARCO составляет 24 градуса, сернистость − 2,3%. 

Сорта зарубежной нефти 

Основные мировые сорта нефти образуются при компаундировании нефти их разных месторождений, но относящихся к одному региону[9]. 

Brent (Северное море) 

Североморский сорт Brent − наиболее известный в мировой практике пример блендинга сырья, извлекаемого на различных месторождениях. 

Плотность Brent составляет 38,6-39 API, а содержание серы – 0,37% что позволяет отнести его к «сладким» сортам. Данная смесь благодаря надежности поставок, наличию нескольких независимых поставщиков и высоким качественным характеристикам стала главным бенчмарком мирового нефтяного рынка. 

Изначально данный сорт формировался за счет добычи на одном месторождении Brent. Примечательно, что это месторождение состоит из пяти пластов, названия которых и составили аббревиатуру Brent (Broom, Rannoch, Etive, Ness и Tarbert). Содержащееся в них сырье различается по своим характеристикам, но извлеченную из разных пластов нефть смешивали на терминале Саллом-Во (Шетландские острова), получая смесь Brent Blend. 

Со временем началась эксплуатация ряда месторождений, примыкающих к Brent, таких как Cormorant, Hutton, Thistle, Murchison, Dunlin и была сформирована так называемая «зона Brent». Однако производство там стремительно падало – с 885 тыс. барр./сут. в 1986 году до 366 тыс. в 1990-м. Поэтому в 1990 году к сорту Brent начала примешиваться нефть, добываемая на месторождениях зоны Ninian. В нее, помимо одноименного месторождения, входят такие объекты как Alwyn North и Magnus. Сегодня сорт Brent формируется в результате блендинга сырья, поступающего примерно с 15 месторождений. Причем они осваиваются разными компаниями, так, Shell и ExxonMobil владеют крупнейшими пакетами акций на месторождениях зоны Brent, а Chevron и BP сохраняют крупные доли в Ninian и Magnus. Свои доли имеют также Total, Canadian Natural Resources (CNR) и ряд более мелких компаний. 

Смешивание нефти по-прежнему происходит на терминале Саллом-Во, который связан двумя трубопроводами с зонами Brent и Ninian. Его производительность составляет около 220 тыс. барр./сут. Но такие объемы недостаточны для поддержания реноме маркерного сорта, и поэтому с 2002 года при расчете котировок Brent используется также сырье с месторождений Forties и Oseberg, а с 2007 года – Ekofisk (корзина BFOE). Тем самым сорт стал международным, поскольку месторождения Brent и Forties принадлежат Великобритании, а Oseberg и Ekofisk – Норвегии. 

Однако нефтяные ресурсы Северного моря продолжают истощаться, а потеря главного бенчмарка могла бы стать серьезным ударом по глобальному мировому рынку. Поэтому уже несколько лет обсуждается идея о добавлении в корзину Brent сырья, поставляемого из других регионов мира. В частности, в качестве кандидатов рассматриваются российская смесь Urals и некоторые западноафриканские сорта, прежде всего из Нигерии. Правда, добавление в корзину не подразумевает физического смешивания, новые сорта будут использоваться лишь для расчета цены эталонной смеси. 

WTI (США) 

WTI (West Texas Intermediate) является результатом смешивания нескольких потоков сырья, извлекаемого на различных месторождениях. Это наиболее известный американский сорт нефти, служащий одним из бенчмарков для мирового рынка. 

Удачное сочетание свойств нефти из разных месторождений в результате компаундирования позволяет американским НПЗ получают сырье, идеально подходящее для производства бензина − плотность 39,6 API, содержание серы – 0,4-0,5%. 

Сланцевая нефть

Благодаря компаундированию (блендингу), отмечает Morgan Stanley, до недавнего времени американским нефтяникам удавалось решать важную проблему, порожденную сланцевой революцией. Дело в том, что большинство НПЗ страны ориентированы на переработку тяжелых сортов нефти из Канады, Венесуэлы и Ближнего Востока, в то время как сырье, извлекаемое на сланцевых месторождениях (в частности, в перспективном бассейне Permian) – преимущественно легкое. Поэтому переработчики смешивают сверхлегкую сланцевую нефть с более тяжелыми сортами. Однако возник дефицит тяжелого сырья из-за падения его добычи в Мексике и Венесуэле, а также в связи с недостаточной пропускной способностью трубопроводов из Канады. Поэтому американский рынок оказался перенасыщен сланцевой нефтью и ее потоки естественным образом «выталкиваются» на внешние рынки. 

Но и американская сланцевая нефть, пробивающая себе дорогу за рубеж, также представляет собой смесь сырья, поступающего из различных источников. Причем, как отмечает агентство Bloomberg, спектр смешиваемых сортов весьма широк – от легких нефтей до тяжелых остатков. Поскольку новый бенчмарк на основе сланцевой нефти пока не создан, ее поставщики могут варьировать качество продукции в широких пределах, что порождает проблемы у импортеров этого продукта, прежде всего в Азии. 

Загрязнения в американской нефти 

В истории американской нефти имеются прецеденты загрязнения большого количества нефти, даже превосходящего загрязнение 3 млн тонн в «Дружбе». Ниже приведены два примера только за 2019 год. 

В начале 2019 года два южнокорейских нефтеперерабатывающих завода – SK Innovation и Hyundai Oilbank − отказались от купленной ими американской нефти из-за проблем с качеством сырья[10]. В нем оказалось повышенного содержания посторонних примесей – металлов, оксигенатов и даже химических веществ для очистки резервуаров. Данные примеси могут негативно повлиять на качество производимых нефтепродуктов и привести к поломке оборудования НПЗ. 

Главной причиной загрязнения стала нехватка трубопроводных мощностей в США для прокачки растущих объемов сланцевой нефти. В результате, приходилось использовать одни и те же магистральные трубопроводы и нефтехранилища для транспортировки всех сортов нефти подряд. Кроме того, различные виды сырья проходят длинный путь от американских сланцевых месторождений, расположенных от Техаса до Северной Дакоты, и, смешиваясь в многочисленных трубопроводах, хранилищах и экспортных терминалах, вбирают в себя всевозможные нежелательные компоненты и примеси. Примеси в сланцевую нефть также попадают из жидкостей, используемых для гидроразрыва пласта. Стоит отметить, что эта проблема в США до сих пор пока далека от решения. 

В апреле 2019 года стало известно, что вся нефть, содержащаяся в государственном хранилище Bryan Mound, оказалась не только непригодной для производства топлива, но и смертельно опасна для окружающих, поскольку концентрация в ней сероводорода превысила допустимую норму в 250 раз[11]. Про состояние сырья в других хранилищах стратегического запаса страны, информации не было, но в указанном было около 34 млн тонн нефти, то есть в десять раз больше чем было загрязнено в «Дружбе». Примечательно также, что Соединенные Штаты успели продать несколько партий испорченной нефти, в том числе и иностранным компаниям. Жалобы поступили от компаний ExxonMobil, Royal Dutch Shell, Macquarie Group и PetroChina. 

Сорта нефти Саудовской Аравии 

В Саудовской Аравии в результате смешивания сырья, добываемого на различных месторождениях, производится пять сортов нефти: Arabian Heavy (тяжелая), Arabian Medium (средняя), Arabian Light (легкая), Arabian Extra Light (экстра-легкая) и Arabian Super Light (супер-легкая). Именно благодаря блендингу нефтяная отрасль КСА обладает высокой гибкостью, то есть может оперативно реагировать на запросы различных потребителей, поставляя им сырье необходимого качества. 

К примеру, самый известный сорт Королевства, являющийся одним из бенчмарков мирового нефтяного рынка, – Arabian Light – представляет собой смесь сырья, извлекаемого на месторождениях Абкайк, Гавар, Абу-Хадрия и Катиф. Имея плотность 34 API, он характеризуется высоким содержанием серы – 1,8%. 

Использование блендинга позволяет Саудовской Аравии снижать риски перебоев в поставках. Это было наглядно продемонстрировано после атаки дронов 14 сентября на ряд нефтегазовых объектов страны. 

Перерабатывающий комплекс Абкайк, частично поврежденный в ходе теракта, осуществляет подготовку и блендинг нефти с месторождений Абкайк, Гавар, Шайба и Хурайс и производит преимущественно сорта Arabian Light и Arabian Extra Light. По данным компании Hydrocarbons Technology, мощности комплекса Абкайк по блендингу достигают 7 млн барр./сут. (однако, по информации Saudi Aramco, общая производительность комплекса ограничена наличием мощностей по стабилизации нефти и составляет 5,5 млн барр./сут). 

По информации исследовательского центра JBC Energy, Саудовская Аравия будет пытаться нивелировать последствия атаки беспилотников за счет наращивания добычи на месторождениях, которые не зависят от пострадавшего нефтяного комплекса. При этом их сырье будет смешиваться с сократившимися потоками нефти с месторождений, подключенных к Абкайк. 

Аналитики отмечают, что на применение блендинга указывает уведомление, которое Saudi Aramco направила покупателям саудовской нефти. В нем компания предупреждает о возможном падении качества сырья и возникновении отклонений от спецификаций. В частности, по данным Reuters, три принадлежащих государству индийских нефтеперерабатывающих компании – Indian Oil Corp (IOC), Bharat Petroleum Corp Ltd (BPCL) и Mangalore Refinery and Petrochemicals – получили от Saudi Aramco заверения в том, что объемы поставок сырья в октябре 2019 года останутся неизменными, несмотря на последствия атаки дронов. Однако саудиты проинформировали крупнейшую из этих компаний, IOC, о том, что вместо сорта Arabian mix (который, кстати, сам по себе является смесью двух «классических» сортов – Arabian Light и Arabian Heavy) она будет получать Arabian Heavy. 

В свою очередь, Bharat Petroleum Corp., вторая по величине государственная перерабатывающая компания Индии, также получила от Saudi Aramco просьбу о «гибкости в плане перехода на разные сорта». 

Аналогичное предупреждение о возможных поставках более тяжелого сырья было адресовано и китайской компании PetroChina. А по информации телекомпании «МИР 24», Саудовская Аравия сообщила о возможных изменениях в поставках сырой нефти и Японии – вместо легкого сорта туда будут поставляться средний и тяжелый. 

На азиатский рынок приходится около 70% экспорта саудовской нефти. Поэтому сохранение объемов поставок в этот регион за счет более широкого использования блендинга позволит сохранить рыночные позиции Саудовской Аравии в АТР. При этом азиатские потребители в целом с пониманием отнеслись к грядущему частичному изменению качества поставляемого сырья. Во всяком случае, заявлений об отказе от закупок саудовской нефти пока не последовало. 

Western Canadian Select (Канада) 

Один из самых распространенных нефтяных сортов на североамериканском рынке – Western Canadian Select представляет собой результат блендинга. В его состав входят битумы, «сладкая» синтетическая нефть из битуминозных песков, газоконденсат и, как минимум, 25 потоков традиционной и нетрадиционной тяжелой нефти с месторождений канадской провинции Альберта. Эта «гремучая смесь» не только нашла своих потребителей, но и стала бенчмаркетом для тяжелых и высокосернистых сортов нефти. 

В Канаде существует также бенчмарк и для легких сортов, созданный на основе блендинга сырья, добываемого в восточных провинциях страны – Mixed Sweet Blend (MSW). 

Компаундирование как необходимый процесс нефтедобычи 

Процесс компаундирования (блендинга, нормализации) нефти — абсолютно необходимый процесс в технологии подготовки нефти к поставке на рынок. Назначение сорта нефти и поддержка его соответствия заявленным характеристикам путем компаундирования позволяет длительное время поставлять на рынок всю добываемую в стране нефть. Если бы сорт нефти определялся по характеристикам только одного месторождения, то все остальные сорта с худшими характеристиками невозможно было бы представить на рынок. При этом поставки с одного месторождения неизбежно носили бы ограниченный характер, что не позволяло НПЗ точно настроить свои технологические процессы на определенные характеристики нефти. 

Отказ от компаундирования парализовал бы работу системы магистральных нефтепроводов, при этом значительная часть добычи крупнейшей НК «Роснефть» не могла бы быть принятой в систему, как содержащая значительные концентрации ХОС, намного превосходящие показатель 1 ppm, на котором настаивает руководство «Роснефти». 

Последние данные таковы. По итогам работы за сентябрь компанией «Транснефть» сделано представление руководству ООО "Башнефть-Добыча" о повышении фона по показателю «массовая концентрация органических хлоридов (ХОС)» на объектах ПАО АНК "Башнефть" с традиционных 3,5-4 ppm на большие значения:
- на ПСП "Чегмагуш": 12.09.2019 - 4,1 ppm, 13.09.2019 - 4,5 ppm, 15.09.2019 - 4,6 ppm, 16.09.2019 - 4,9 ppm, 17.09.2019 - 4,9 ppm, 18.09.2019 - 4,1 ppm, 24.09.2019 - 5,1 ppm;
- на ПСП "Языково": 12.09.2019 - 4,8 ppm, 13.09.2019 - 4,8 ppm, 14.09.2019 - 4,3 ppm, 15.09.2019 - 5,2 ppm, 16.09.2019 - 4,2 ppm, 23.09.2019 - 4,6 ppm, 24.09.2019 - 4,6 ppm.[12] 

Такое содержание хлорорганики в нефти, принимаемой от ПАО АНК "Башнефть", приводит к сдаче на Уфимскую группу НПЗ и в смежные организации системы ПАО "Транснефть" нефти с аналогичным содержанием хлорорганики, впрочем, допустимой по регламенту ЕАЭС в 6 ppm. 

Благодаря созданию в структуре ПАО «Транснефть» мощных узлов компаундирования компания смогла обеспечить в поставляемой на НПЗ и экспорт нефти технологически допустимое содержание ХОС и серы. При компаундировании, т.е. управляемом смешении, характерную нестабильность показателей потоков нефти из разных источников сглаживают путем дозированной подкачки подготовленной к компаундированию высокосернистой нефти и нефти с повышенным содержанием ХОС в поток нефти лучшего качества на тех направлениях поставки, где в данный момент, в соответствии с конкретной оперативной обстановкой, имеется запас качества. 

В случае наличия в системе магистральных трубопроводов нефти с повышенным содержанием ХОС, производится дозированная подкачка этой нефти в результирующий поток в количестве не более 2%. При этом изменение содержания ХОС в нефти составляет не более 0,5-1,0 ppm, что находится в пределах воспроизводимости метода и практически не ощутимо в технологии переработки нефти. С марта 2019 года до настоящего времени ни одна нефтяная компания не обращалась (в том числе и неофициально) в ПАО «Транснефть» с проблемой повышения ХОС в нефти, поставляемой на НПЗ. 

Уже более 20 лет нормализация башкирской высокосернистой нефти с повышенным содержанием ХОС (4,0 ppm) производится путем ее смешения с потоком западно-сибирской нефти на НПС «Нурлино». Никаких аномальных изменений в технологических процессах переработки такой нефти на НПЗ РФ уже длительное время не отмечалось. 

Отметим, что уровень содержания ХОС в 4 ррм был достигнут в системе «Башнефти» только в последние годы. В 2000-е годы, до принятия известного постановления Минэнерго об ограничении содержания ХОС 10 ppm, количество ХОС в башкирской нефти достигало 15-20 ррм. Аварийных ситуаций на НПЗ при этом отмечено не было. 

Компаундирование за рубежом 

Специфика работы нефтяной отрасли в РФ − огромная территория страны, где нефть добывается в весьма отдаленных друг от друга районах. Причем нефть Поволжья отличается от сырья, добытого в Восточной Сибири, а в крупнейшем регионе отечественной нефтедобычи – Западной Сибири, на разных месторождениях производится совсем не однородная по качественным характеристикам нефть. 

Большую часть черного золота РФ отправляет на экспорт, и основной экспортные маршруты – нефтепроводы «Транснефти». Именно в них происходит компаундирование продукта разных характеристик для получения экспортных сортов. 

В большинстве нефтедобывающих стран, например, в Саудовской Аравии работа отрасли устроена по-другому. У страны нет крупных действующих экспортных трубопроводов и внутренние нефтепроводы здесь не служат для компаундирования сырья. Как правило, для каждого отдельного сорта нефти используется один трубопровод. 

При необходимости смешивание нефти разных видов происходит на специальных предприятиях, расположенных поблизости от месторождений, после чего полученный продукт отправляется в порт для загрузки в танкеры. 

В Европе трубопроводы между государствами здесь есть, но они также, практически, не служат для смешения нефти. Это происходит из-за того, что б0льшая часть добычи черного золота в Европе сосредоточена на шельфе и сырье смешивают в приемных резервуарах перед загрузкой в трубопровод, либо непосредственно уже на НПЗ, исходя из технических потребностей завода. Кстати, в России в отношении проектов морской добычи ситуация схожая. Например, нефть с платформы «Приразломная» сразу отправляется покупателю, минуя трубопроводную систему. 

По протяженности, а также количеству нефтепроводов и газопроводов с нами могут сравниться только две страны – Канада и США. Однако у них нефтедобычей, транспортировкой сырья и торговлей занимаются множество частных компаний, поэтому говорить о какой-то общей системе трубопроводов не приходится. В некоторых трубопроводах США производится компаундирование нефти, особенно в тех, что связаны с Канадой, или при добыче сланцевой нефти, когда в трубопровод сгружают сырье множество мелких производителей. Именно отсутствие единого управления, а также жесткого надзора над трубопроводами, привело к проблемам с НПЗ в Южной Корее. 

Стоит отметить, особенно в свете разговоров о ненужности единого контроля над нефтяной транспортной системой РФ, что в США аварийность трубопроводов значительно выше, чем в РФ, поэтому брать их систему за эталон организации транспорта в нефтяной сфере нашему государству не следует. 

Компаундирование на зарубежных НПЗ 

Помимо смешивания для получения товарной нефти, технологии компаундирования широко применяются в нефтепереработке. На многие НПЗ нефть поступает на переработку в виде смеси различных сортов, ассортимент и объёмы которых могут значительно разниться. Технологии смешивания сырья позволяют максимально эффективно использовать сырье, доступное на рынке. 

Наиболее иллюстративным примером может стать подготовка нефти к переработке на НПЗ в Европе. Рынок здесь достаточно диверсифицирован, сырье поступает из разных частей света, а потому содержание серы и плотность поступающего сырья может отличаться в разы. В таблице ниже представлен пример месячного потребления сырья типовым НПЗ в Европе. 


Источник: Глаголева О.Ф., Чернышева Е.А., Однолько И.С., Повышение эффективности НПЗ путем устранения проблем несовместимости компонентов, Переработка нефти, 2016, #11, стр.8-13 

При простом, неуправляемом смешении значения показателей качества нефти в потоке нестабильны. Технологии компаундирования позволяют путем дозированной подкачки сырья в поток позволяют обеспечить заданный уровень качества. 

Экономическая эффективность вместе с другими факторами (технологическими, инфраструктурными, политическими и прочими) определяет геогра­фию перевозок нефтей внутри компании, так и ас­сортимент их закупки у третьих лиц. В результате чего на нефтеперерабатывающий завод может поступать смесь различных сортов нефти широкого ассортимента, при этом состав и качество компаунда может существенно изменяться во вре­мени в зависимости от дискретности поста­вок и прочих причин. 

Динамика посуточного изменения ассортимента нефтяного сырья, перерабатываемого на типовом европейском НПЗ 


Источник: Глаголева О.Ф., Чернышева Е.А., Однолько И.С., Повышение эффективности НПЗ путем устранения проблем несовместимости компонентов, Переработка нефти, 2016, #11, стр.8-13 

На диаграмме показан пример изменения ассортимен­та сырья типового европейского НПЗ по дням меся­ца: 3-го числа завод начал переработку нефти сорта Bonga в смеси с Kirkuk, CPC Blend и прямогонным мазутом, 11-го числа сырьё главным образом состояло из лёгкой нефти CPC (60%) и привозного мазута, а 25-го числа — на переработку поступала смесь двух тяжёлых сернистых нефтей — Basrah и Kirkuk. 

Заключение 

Компаундирование нефти разных месторождений − стандартная и абсолютно необходимая мировая практика для обеспечения стабильной работы нефтяной отрасли от добычи до переработки.
Перед российской нефтедобычей стоит проблема повышенного содержания, в первую очередь, серы и, во вторую очередь, ХОС. 

Многие исследователи настаивают, что ХОС является такой же нативной примесью в нефти, как и сера, и полностью избавиться от них теоретически невозможно. 

Некоторые специалисты высказывают предположение, что появление в «Дружбе» значительных концентраций ХОС связано с их образованием непосредственно в нефтяном коллекторе в результате химических реакций закачанной соляной кислоты с сопутствующим этим закачкам применением различных химических композиций (ПАВ) и огромными объёмами пресной воды с высокой кислород-активностью. То есть ХОС в любой непредсказуемый момент могут появиться в больших концентрациях в нефти таких месторождений.[13] 

Сгладить последствия появления в нефти различных месторождений значительных концентраций серы и ХОС может только дальнейшее развитие подсистемы компаундирования в составе системы магистральных трубопроводов «Транснефти».

Приложение 1. Характеристики нефти по ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия» 

Сорт нефти − это нефтяное сырье, обладающее определенным составом и характеристиками и добываемое либо в пределах какого-либо одного месторождения, либо представляющие собой смесь нескольких нефтей с разных месторождений, как входящих в одну группу (смесь Brent), так и с довольно разрозненных (например, российская Urals). 

Сорту нефти присущи следующие основные характеристики:
· плотность,
· содержание серы,
· содержание попутных газов,
· содержание воды,
· содержание механических примесей и другие. 

Основными параметрами, характеризующими каждый сорт нефти, являются плотность и содержание серы. 


Высокосернистая нефть требует более тщательной очистки от сернистых соединений, что существенно увеличивает затраты на ее переработку. Такая нефть стоит дешевле, чем сырье с низким содержанием серы.

По плотности, а при поставке на экспорт - дополнительно по выходу фракций и массовой доле парафина нефть подразделяют на пять типов:
0 - особо легкая;
1 - легкая;
2 - средняя;
3 - тяжелая;
4 - битуминозная. 

По степени подготовки нефть разделяют на группы 1-3.



По массовой доле сероводорода и легких меркаптанов нефть подразделяют на 2 вида. 



[1] «Роснефти» не дает покоя хлор», «Коммерсантъ», 25.09.2019
[2] Источник: Leonardo Maugeri, The Age of Oil. The Mythology, History, And Future of the World's Most Controversial Resource, pp. 275-276
[3] «Сорта Нефти», https://petrodigest.ru/info/neft/sorta-nefti
[4] ТР ЕАЭС 045/2017 Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 045/2017), принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 89
[5] «Нефть − вам сладкую или кислую», https://yuko.eu/press-centre/articles/oil-which-do-you-want-sour-or-sweet/2425/
[6] «Марки нефти», https://businessman.ru/new-marki-nefti-wti-urals-sokol-espo-brent.html
[7] «Исследование процесса компаундирования на линейной производственно-диспетчерской станции «Нурлино», https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=807839
[8] Сорта Российской и Мировой эталонной нефти (по странам) и ОПЕК, https://barrel.black/sorta-nefti.html
[9] Сорта Российской и Мировой эталонной нефти (по странам) и ОПЕК, https://barrel.black/sorta-nefti.html  
[10] Грязный товар: Азия начала отказываться от сланцевой нефти из США, 01.04.2019, https://ria.ru/20190401/1552239432.html
[11] Отравленные резервы: стратегический нефтяной запас США протух, 17.04.2019, https://ria.ru/20190417/1552741987.html
[12] Источник: представление ТН руководству … от 01.10.2019
[13] С. Совка, частное сообщение

© 2018-2023 Все права защищены.