Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Исследования

Рынку металлолома и б/у труб угрожает монополизация

24.12.2019

Авторский коллектив:
Руководитель ИРТТЭК Воробьев С.Ю.
Аналитик ИРТТЭК Надточей И.В.
Аналитик ИРТТЭК Алихашкин С.А.

Введение

13 декабря 2019 г. СМИ опубликовали информацию о докладе Минпромторга по результатам анализа схем продажи отработанных стальных труб нефте- и газопроводов. Этот документ ведомство в октябре 2019 года направило в Госкомиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, ФНС и МВД. Минпромторг рекомендовал провести проверку схем реализации б/у труб, а также компаний, реставрирующих ветхие трубы [1].

По мнению, Минпромторга, схемы продажи б/у труб непрозрачны, а организации, специализирующиеся на реставрации таких труб, используют в своей деятельности различные схемы ухода от налогов через фиктивные сделки, фирмы-однодневки, транзитные организации, многоступенчатые серые схемы.

Участники рынка (ВИНКи, газо-нефтетранспортные и нефтесервисные компании) считают, что озабоченность Минпромторга вызвана попытками определенных структур монополизировать данный рынок, который оценивается в 15-20 млрд рублей. 

1. Россия в пятерке крупнейших экспортеров лома

Общий рынок металлолома в стране оценивается в 1 трлн руб. в год, из которого 40-50% приходится на компании с государственным участием[2].

Российская металлургия потребляет ежегодно не более 28,5 млн т лома при заготовке сырья не менее 35 млн т, разница отправляется на экспорт [3].


Источник: https://infolom.su/exb19/

Россия входит в пятерку ведущих мировых экспортеров металлического лома. При среднемировой цене лома от 200 до 300 $/т, общий доход от экспорта можно оценить в $10-15 млрд. 


Цит. по https://ruslom.com/presentation/


Источник: https://www.metaltorg.ru/cources/scrap/

Поставки на экспорт, например, в Турцию, выгоднее продаж на внутреннем рынке.


Источник: https://infolom.su/exb19/

Изношенных труб за год набирается более 1 млн т, 15% из которых нефтегазовые компании и «Транснефть» используют для собственных нужд, в основном в строительстве [1]. Как считают в Минпромторге, около 850 тыс. т таких труб (85%) продаются на конкурсах или же единственному покупателю «с непрозрачными условиями» от 1 тыс. до 4 тыс. руб. за тонну при средней цене лома 15 тыс. руб. за тонну.

Рынок б/у труб


Источник: http://frtp.ru/wp-content/uploads/2018/08/14-12-17-prezentacija-frtp-i.a.-malyshev.-brifing-2.pdf

Самый принципиальный момент в работе с б/у трубами − ни на одном этапе работы не проводится никакого контроля для выявления скрытых внутренних дефектов. Сейчас пригодность б/у труб для дальнейшего использования определяется, грубо говоря, «на глаз», за исключением заведомо криминальных случаев, где отсутствует даже такая оценка.

Формально монополий на рынке заготовки лома нет. Даже после покупки крупнейшим игроком на рынке − компанией «ТрансЛом» − «ТМК-Чермет» (заготовительного подразделения ТМК), мощность «ТрансЛома», по мнению аналитика АКРА М. Худалова, вырастет до 4 млн тонн, тогда как все мощности сбора лома в стране составляют 29 млн тонн [4].

Но этой компании достались самые доходные куски рынка. С 2017 года «Транслом» фактически стал эксклюзивным покупателем лома ОАО РЖД и Минобороны, что составляет приблизительно 2 млн тонн в год, в денежном выражении это десятки миллиардов рублей. «Транслом» связывают с интересами семьи Ротенбергов (их представители опровергают какую-либо связь) [5].

2. Рынок б/у труб: проще запретить, чем навести порядок

Рынок б/у труб − особая часть рынка металлолома, так как трубы б/у могут использоваться взамен новых труб и как строительные конструкции. С этим связаны многочисленные злоупотребления.

Ёмкость теневого рынка б/у труб оценивается до 1 миллиона тонн [6]. Основным источником б/у труб служат магистральные трубопроводы, транспортирующие нефть, газ и другие среды.

Нефтегазовые компании продают трубы компаниям, которые отправляли их на заводы, где трубам придают товарный вид. Нередко очистка труб проводится кустарными методами без соблюдения экологических стандартов.

Восстановленные трубы продаются по цене минимум в 3 раза дешевле новых с оседанием разницы в цене у заинтересованных лиц [1].

Среди наиболее известных афер с использованием бэушных труб под видом новых − строительство порта Усть-Луга и реконструкция трубопроводной сети в С.-Петербурге.

Старые трубы на заводах под С.-Петербургом и Москвой очищались от ржавчины и изоляции, при необходимости их заваривали, правили, с труб удаляли маркировку. При поставках в Усть-Лугу на металлоизделия наносили клеймо ОАО «Челябинский трубопрокатный завода» (ЧТПЗ), так как согласно контракту поставлялась продукция именно этой компании. Документы фальсифицировались: мошенники купили около сотни сертификатов ЧТПЗ на трубы, произведённые заводом в 2010–2011 годах, которые были поставлены реальным покупателям. На основе данных бумаг были сфабрикованы подложные сертификаты. Ущерб, нанесенный дочерней компании ОАО «АК “Транснефть”» − ООО «Спецморнефтепорт Усть-Луга» в результате мошеннических действий, следователи оценивают в 3,16 млрд руб.

В 2012 году в Санкт-Петербурге при прокладке трубопроводов для системы городского ЖКХ опять-таки по фальшивым документам было уложено более 600 км «восстановленных» труб, которые по документам числились как новые. В результате на улицах Петербурга забили фонтаны холодной и горячей воды, а бюджет северной столицы понёс ущерб в 3,2 млрд рублей. [7]

В том же году аналогичную аферу провернули в Воронеже, там ущерб оценивается в 35 млн рублей.

Считает, что до 10% объемов трубного рынка России в целом и до 20% рынка труб для строительства и ЖКХ − восстановленные трубы [8]. По данным ФГБУ «Центральное диспетчерское управление ТЭК», только за 2017 год на трубопроводной системе нефтегазового комплекса произошло 25,5 тыс. аварий. Более 91% вызвано сверхнормативным сроком эксплуатации трубопроводов.

Эти и многие другие примеры мошенничества с б/у трубами стали решающим доводом в пользу лоббируемого Фондом развития трубной промышленности (ФРТП) еще с 2013 года закона, регламентирующего применение б/у труб [9].

По инициативе ФРТП в 13 сводов правил, регламентирующих строительство и эксплуатацию объектов с использованием труб (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, возведение стальных конструкций и гидротехнических сооружений), Министерством строительства и ЖКХ были внесены поправки, предусматривающие ограничение применения бывших в употреблении стальных труб. А с 1 января 2018 года был введен запрет на применение б/у труб для изготовления из них арматуры [10].

Самой жесткой мерой в отношении б/у труб стал приказ Росприроднадзора № 242 от 22.05.2017 г., в соответствии с которым трубы б/у были отнесены к IV классу опасности. В том же классе находится, к примеру, бытовой мусор.

Запреты вызвали массовое недовольство не только ломозаготовителей и строителей, но и продавцов б/у труб, которые сами подпали под новые ограничения.

Ситуация с б/у трубами обострилась настолько, что в апреле 2019 года крупнейшие нефтекомпании пожаловались премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву на то, что им теперь нельзя повторно использовать собственные трубы [11]. Письмо подписали главы «Роснефти» Игорь Сечин, ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов и «Татнефти» Наиль Маганов. Речь идет о демонтированных трубах для нефте- и газопроводов, бурильных, насосно-компрессорных трубах, а также стальных насосных штангах. Компании жалуются, что теперь б/у трубы нельзя использовать даже в некапитальном строительстве (дренажи, опоры ненесущих конструкций и т.п.), на что могло идти до 80% отработанных труб. Более того, теперь компании вынуждены нести расходы, связанные с обращением с б/у трубами как с отходами, и получать многочисленные разрешения. Административные процедуры могут занимать от полугода до года. Это приводит к замедлению ремонтов и замены трубопроводов, отмечается в письме, в связи с чем возрастают риски аварий и разливов нефти.

Нелогично, что менеджеры госкомпаний, принимающие ответственные многомиллионные решения, не имеют возможности без разрешения Росприроднадзора взять старые трубы и использовать для строительства, например, мелких строительных объектов, тех же бытовок.

В результате открытого обжига труб в атмосферу ежегодно выделяются десятки и тысячи тонн опасных канцерогенов и ядовитых веществ [12].

Генпрокуратура и Росприроднадзор только с сентября по декабрь 2018 года выявили 621 нарушение закона об отходах при работе со старыми трубами нефте- и газопроводов. Сюда входит несоблюдение экологических требований, факты незаконного складирования, нарушения учета утилизированных, обезвреженных труб, загрязнение земель радиоактивными отходами и нефтепродуктами.

Отнесение б/у труб к отходам IV класса опасности и введенное в 2019 году квотирование импорта сократило число компаний, занимающихся ломом. Рынок стал очищаться, но одновременно имеет место начало процесса монополизации, когда крупные компании вытесняют мелкие, даже работающие в правовом поле.

3. Квотирование экспорта привело к затовариванию рынка

Выгодность экспорта металлолома и неравномерное распределение заготовок лома по стране привели к его нехватке на некоторых заводах и резкому росту цен в феврале-марте текущего года, что вынудило правительство ввести экспортные квоты. В 2018 году таким способом по просьбе региональных властей оказывалась поддержка заводу «Амурсталь», который расположен на дефицитном с точки зрения лома Дальнем Востоке, квотировать экспорт лома из портов Азово-Черноморского бассейна просил и Краснодарский край [13].

Полномасштабное квотирование было введено на вторую половину 2019 года. Однако лицензии на экспорт участникам внешнеэкономической деятельности начали выдавать лишь в сентябре. Таким образом, экспорт был заморожен почти на два месяца. Ограничение будет действовать до конца года, совокупная квота определена в объеме 1 млн 9,2 тыс. тонн. Эксперты рынка прогнозируют, что вследствие квотирования совокупный экспорт в текущем году составит не более 3 млн. 249 тыс. тонн, то есть снизится на 25,9% к показателям 2018 года [14].

Вдобавок многие крупные заводы-потребители в конце лета применили «стоп-отгрузку», завершив формирование зимних запасов лома. Это повлекло резкое снижение цен, рассказал директор ассоциации «Руслом» Виктор Ковшевный.

По данным ассоциации, средневзвешенное снижение закупочных цен в сентябре по сравнению с августом составило 3,1 тыс. руб. за тонну. «В ряде регионов цена на лом практически достигла дна — 10–11 тыс. руб. за тонну. Ломозаготовители вынуждены работать без рентабельности, чтобы закрыть обязательства по контрактам на поставку», — говорится в материалах ассоциации. По итогам сентября потери ломозаготовителей, которые закупили сырье по более высокой цене, чем продали, оцениваются ассоциацией в 4 млрд рублей.

Тем не менее, ограничение экспорта поддерживает Фонд развития трубной промышленности, лоббирующий интересы крупных трубников. Полный запрет экспорта металлолома, говорит директор Фонда Игорь Малышев, мог бы содействовать снижению цены на этот вид сырья [15], что было бы выгодно трубным и другим металлургическим компаниям.

У ломозаготовителей иное мнение о запрете экспорта. С 2000 года экспорт вторичных металлов составлял не более 10-14% от объема внутренней заготовки, содействуя устойчивости и балансу на внутреннем рынке, давая финансовую поддержку в периоды спада спроса и платежеспособности у отечественных потребителей.

Главная опасность, считают ломозаготовители, – падение ломосбора и массовое банкротство заготавливающих предприятий. Восстановить объем заготовки будет очень трудно, уже зимой на металлургических предприятиях может возникнуть острейший дефицит лома, за которым последует резкий рост цен на лом.

Ломозаготовители представили данные, согласно которым аналогичный запрет в Казахстане и на Украине привел к обратному результату − возник дефицит лома, и цены значительно выросли.

В итоге полный запрет на экспорт не был принят, правительство ограничилось квотами. Однако результаты 2019 года уже показали, что квоты не оказали принципиального влияния на цены, только заметно снизили объем экспорта. Пока еще нет данных, сколько ломозаготовителей вынуждены были прекратить свою деятельность из-за квотирования, но такие случаи есть.

С 1 января 2020 года система квотирования перестанет работать, ограничительные меры без согласования с другими членами ЕАЭС разрешается вводить только на полгода. При этом эксперты отмечают, что квотирование как мера борьбы с высокими ценами запоздало, к сентябрю, началу действия квот, цены на лом сами вернулись к обычному уровню.

С 1 апреля 2019 года правительство надеется запустить биржевые торги ломом, что, по его мнению, позволит определить рыночную цену лома и уйти от серых схем в отрасли.

4. Биржа металлолома невозможна

Сегодня в правительстве рассматривается очередная законодательная инициатива с целью повышения прозрачности рынка металлолома и регулирования его экспорта.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила разрешить продавать на экспорт металлолом, который образуется у госкомпаний, только через биржевые торги, а также отчитываться о внебиржевых сделках с ломом [16].

Включение биржи в цепочку экспорта лома продолжает политику ограничения экспорта за счет квот.

Представитель вице-премьера Дмитрия Козака уточнил, что предложения ФАС находятся на этапе внесения в правительство и разработаны во исполнение решений, принятых на октябрьском совещании у вице-премьера. Тогда господин Козак принял решение перенести начало биржевых торгов ломом на экспорт на 1 апреля 2020 года.

По мнению представителей крупнейших компаний-нефтяников, предложения ФАС в наибольшей степени угрожают интересам компании «ТрансЛом», у которой сейчас заключены эксклюзивные контракты на лом ОАО РЖД и Минобороны. Однако некоторые участники рынка считают, что, наоборот, «ТрансЛом» окажется основным выгодоприобретателем этой схемы. Старший директор АКРА Максим Худалов полагает, что отрасль ждет консолидация по примеру недавней сделки по покупке «ТМК Чермета» «ТрансЛомом» [17}. К тому же усилия по выводу отрасли из тени неминуемо приведет к падению маржинальности в ней, поясняет эксперт. По его словам, это губит мелких сборщиков, но открывает дорогу крупным игрокам, которые смогут консолидировать отрасль.

На подозрение о введении биржевой торговли ломом в интересах определенных структур наводит анализ невыполнимых и противоречащих законодательству положений проекта ФАС, которые перечислены в письме на имя Д. Козака в октябре 2019 года, подписанном семью крупнейшими заготовителями лома. 

Заготовители лома, в частности, считают, что анализ внебиржевых сделок не может быть достоверным, поскольку предприятия применяют разные обозначения одного и того же вида лома, при этом имеющего разброс по ценам до 50%. Предоставление сведений на биржу в течение трех рабочих дней с момента определения существенных условий договора они называют неосуществимым на практике, поскольку "определить конечный объем поставленного лома возможно только после фактической приемки товара металлургическими заводами".

Ломозаготовителей волнует отсутствие инфраструктуры для размещения биржевого товара: партии лома формируются непосредственно в порту в течение длительного времени, для чего создана специальная инфраструктура, а биржи ей не обладают и не будут обеспечивать альтернативные места накопления.

Кроме того, говорится в письме «не урегулированным является статус лома металлом, как биржевого товара». Биржевой товар должен быть массовым, вместе с тем, на территории РФ не более 10 металлургических комбинатов − ключевых потребителей черного лома и еще меньше цветного. Ломозаготовители также указывают на возможность выхода на биржу иностранных конкурентов, которые могут поднять цены на 15-20%, перекупив весь лом.

В качестве последствий предлагаемых изменений компании называют увеличение стоимости партий лома, снижение объема закупок у физических лиц, риск утери значительной части внешнеторговых связей, а также "юридические аспекты" [18].

Резко отрицательное отношение участников рынка к биржевым торгам объясняется и негативным опытом конкурсных торгов ломом в Минобороны, когда лоты заведомо составлялись таким образом, чтобы отсечь посторонних участников торгов. При биржевых торгах в отсутствии стандартизованных лотов и условий работы с ними также возможно построение лота под определенного участника.

5. «ТрансЛом» на пути к монополии

Основным претендентом на монополизацию отрасли называют компанию «Транслом», выручка которой за последние шесть лет увеличилась в 13 раз, до 52,4 млрд руб. в 2018 году [19] .

С 2014 года лом, образующийся в Минобороны, можно было приобрести на аукционах, которые проводил Российский аукционный дом . За три года по «металлическим лотам» прошло около 700 торгов на сумму почти 3 млрд рублей. Торги вызывали большой интерес в отрасли, а цены на них поднимались в два-три раза от начальных.

Однако в марте 2017 года [20] на сайте gov.ru появился проект президентского указа, который предоставлял Минобороны право реализовать лом черных и цветных металлов заготовительной компании «ТрансЛом» по рыночной стоимости без проведения торгов.

Тогда Минэкономики, Минюст и ФАС предъявили претензии к проекту [21]. Против продажи без торгов военного металлолома «ТрансЛому» высказался глава автобронетанкового управления Минобороны Сергей Бибик [22]. Генерал-майор сообщил, что компания «Транслом» сорвала сроки вывоза военного лома с территории АО «560 БТРЗ» (бронетанковый завод) вследствие недостаточных производственных мощностей.

«ТрансЛом» — бывшая структура РЖД, с октября 2016 года она принадлежит Алексею Золотареву, бывшему партнеру помощника президента и экс-министра транспорта Игоря Левитина. С тех пор выручка компании выросла вдвое и по итогам 2018 года превысила 27 млрд руб., а чистая прибыль — 1,4 млрд руб., следует из базы данных СПАРК. У «ТрансЛома» есть план занять более 20% рынка лома черных металлов.

Привилегированное положение «ТрансЛома» вынудило ФАС возбудить дело против Минобороны об ограничении конкуренции при организации аукционов по продаже лома черных и цветных металлов [23].

Компания «ТрансЛом» получала преференции при торгах, выигрывая тендеры по вдвое заниженной цене без конкуренции.

Смысл претензий антимонопольного ведомства в том, что Минобороны, чтобы отсечь от торгов конкурентов, специально укрупняло лоты, что приводило к удорожанию закупки. К ограничению конкуренции также привели необоснованный рост размера задатка из-за объединения имущества из разных субъектов и условия договоров, считает комиссия ФАС. По их условиям покупатель должен вывезти имущество в полном объеме в течение 30 дней (плюс день на каждые 30 т, превышающие 1 тыс. т). По мнению комиссии, с учетом того что имущество разбросано более чем по 24 субъектам России, установленный срок вывоза может затруднить исполнение договора, а укрупнение лотов исключает возможность участия в аукционах представителей малого и среднего бизнеса, не обладающих значительными финансовыми ресурсами. При этом география деятельности «Транслома» охватывает 12 субъектов, поэтому необоснованное укрупнение лотов на торгах создавало преимущество конкретному участнику рынка, владеющему наибольшим среди ломозаготовителей количеством площадок по переработке, указано в документе ФАС [24].

В результате «ТрансЛом» стал победителем всех восьми торгов, проводившихся в 2018 году, с совокупной стоимостью контрактов в 2 млрд рублей. При этом семь из них прошли на безальтернативной основе.

Еще одним элементом, позволявшим Минобороны отсекать конкурентов «ТрансЛома», было включение в лоты техники, содержащей в механизмах драгметаллы. Для того чтобы иметь право купить такую (даже в виде лома), у потенциального покупателя должна была быть лицензия Пробирной палаты, которая есть далеко не у всех профильных участников рынка.

Отсутствие конкурентов позволяло «ТрансЛому» покупать лом Минобороны по начальной цене — вдвое ниже рыночной. Так, компания платила за тонну лома черных металлов 8 тыс. рублей при рыночной цене 17 тыс. рублей.

Объем покупки лома черных металлов «ТрансЛомом» за 2018 год и половину 2019 года составил 400 тыс. тонн.

Еще большую выгоду «ТрансЛом» получал при закупке цветных металлов, которые компания приобретала с дисконтом 80 тыс. рублей с тонны.

В мае нынешнего года депутат Госдумы Андрей Луговой потребовал от Минобороны предоставить объяснение разницы между ценой продажи лома «ТрансЛому» (8 тыс. руб.) и его ценой на рынке (17 тыс. руб.) [25].

Общий объем потерь Минобороны из-за продажи лома по заниженным ценам эксперты оценили в 12,6 млрд рублей за полтора года.

В сентябре ФАС согласовала компании «Гермес», дочерняя компания «ТрансЛома», сделку по приобретению «ТМК-Чермета», входящего в группу «Синара» Дмитрия Пумпянского и снабжающего ломом трубные заводы ТМК [26]. Ранее депутат Госдумы Сергей Маринин в своем обращении к Д. Козаку по этому поводу писал: «В результате сделки с ПАО «ТМК» ООО «ТрансЛом» в целом займет доминирующее положение на рынке ломопереработки. Цена лома и конечной продукции необоснованно вырастет в среднем на 12% по сравнению с текущим уровнем цен. Увеличение цены лома будет переложено на нефтяные компании, что окажет еще большее давление на них. Нефтяные компании будут вынуждены переложить рост цен на конечного потребителя - граждан Российской Федерации».

По мнению ФАС, «ТрансЛом» не станет монополистом, поскольку его доля на рынке не превысит допустимый уровень, тем не менее, регулирующим органам необходимо следить не только за формальной долей «ТрансЛома» на рынке, но и за тем, какое влияние его действия оказывают на рынок в целом и на цены лома от государственных компаний.

6. Актуальные проблемы работы с металлическим ломом

Инициатива Минпромторга по проверке рынка б/у труб стала поводом для анализа ситуации не только с трубами, но и рынком металлолома в целом. Проблемы этого рынка власти пытают решить ужесточением регулирования, которое во многом не отвечает интересам участников рынка. Минпромторгу и другим ведомствам следует еще раз внимательно проанализировать уже принятые и готовящиеся нормативные акты с тем, чтобы они не привели к негативным последствиям.

Участники рынка признают необходимость совершенствования законодательства в сфере обращения с металлическими отходами, прежде всего, трубами, на частных и государственных предприятиях. В то же время сомнительна целесообразность отнесения всех б/у труб к отходам IV класса опасности вне зависимости от их реального состояния. Покрашенная краской чистая газовая труба с практически нулевым износом оказалась в одной категории с трубой, проржавевшей от нефтяных примесей и покрытой изнутри толстым слоем битумного осадка, а снаружи мощной теплоизоляцией.

Вот перечень необходимых действий с б/у трубами после отнесениях их к опасным отходам. 


Источник: http://frtp.ru/wp-content/uploads/2018/08/14-12-17-prezentacija-frtp-i.a.-malyshev.-brifing-2.pdf

Полное выполнение указанных требований и мероприятий практически лишает смысла деятельность по работе с б/у трубами и бьет по эффективности работы нефтегазовых компаний.

Продажа старых труб по видом новых всегда была и остается мошенничеством, подпадающим по ст. 158 УК РФ. А избыточное регулирование рынка б/у труб, инициированное «ТрансЛомом», затрудняет легальный оборот б/у труб, фактически выталкивая его в серый и черный сегменты рынка.

Участники рынка вместо опасного по последствиям забюрокрачивания обращения с б/у трубами предлагают рассмотреть возможность передачи полномочий по определению их класса опасности самим нефтегазовым компаниям.

Также необходимо создание системы дефектации б/у труб в случае их использования для объектов, к которым применяются технические нормы и правила, например, капитальное строительство. Ответственность за использование б/у труб для временных и некапитальных сооружений можно передать непосредственно исполнителям, отвечающим за проведение работ.

7. О бирже первичного металлолома

В октябрьском письме ломозаготовителей на имя Д. Козака показано, что биржевая торговля ломом, особенно ломом б/у труб, невозможна, так как слишком велика разница в доходе ломозаготовителя при работе с выкопанной газовой трубой в Подмосковье и закопанным в сибирском болоте нефтепроводом, к которому можно подобраться только по зимнику. Об этом свидетельствует разброс цен, по которым нефтяники продают их ломосборщикам.

Дочерние структуры ЛУКОЙЛа, например, продавали трубы по ценам от 890 до 5,4 тыс. руб. за тонну, согласно данным, которые компания прислала в Минпромторг [27].

«Транснефть» в 2018 году продала 51,25 тыс. тонн демонтированных труб по цене 5 тыс. руб. за тонну и 208,8 тыс. тонн недемонтированных труб по цене 386,7 руб. за тонну. В 2019 году будет продано 11,6 тыс. тонн демонтированных труб по 8 тыс. за тонну, 252,7 тыс. т недемонтированных труб по цене 768,7 руб. за тонну.

При таком разбросе цен нет смысла объявлять биржевую торговлю, которая возможна только в случае однородных товаров с 3-4 характеристиками (качество, условия доставки, сроки).

Возможна и давно существует рыночная торговля металлоломом, подготовленным для металлургического производства. Торговлю таким ломом можно и целесообразно перенести на биржу, но заниматься этим придется оптовым торговцам ломом, а никак не нефтегазовым компаниям.

8. Как обеспечить прозрачность продажи первичного лома госкомпаниями

Озабоченность Минпромторга серыми схемами работы с ломом разделяют металлурги. В письме [28] Ассоциации предприятий черной металлургии «Русская сталь» депутату Госдумы А. Луговому от 21 ноября 2019 г. признаются существующие риски вследствие отсутствия в большинстве компаний с государственным участием министерств и ведомств системного подхода к сбору и реализации лома и отходов черных металлов. «Отсутствие прозрачности в цепочках сделок купли-продажа и операциях переработки лома, образующегося у предприятий с участием государства, создает риски обвинения металлургических предприятий, являющихся конечными потребителями лома, в организации схем ухода от налогов, к которым они не имеют отношения, а также риски возможных требований к металлургам об уплате штрафов и недоплаченных налогов», − говорится в письме.

В настоящее время вопрос прозрачности продажи первичного лома наиболее остро стоит в отношении связки «РЖД-Минобороны − «Транслом» и единственного покупателя труб «Транснефти» компании «Магма».

О конкурсах, организованных Минобороны в интересах «Транслома», написано выше. Сейчас это предмет расследования ФАС.

Расследование деятельности «ТрансЛома» может привести к неожиданным результатам. Трейдеры, торгующие трубами для «нефтянки», отмечают, что нередко потенциальные покупатели обращаются к ним за трубами, купленными «Трансломом» как отходы.

«ТрансЛом» также подозревается в аналогичных манипуляциях с отходами РЖД. Компания является одновременно монопольным покупателем лома РЖД и поставщиком запчастей для железнодорожников. О том, что «ТрансЛом» поставляет купленные как лом б/у колеса без необходимых реставрационных работ свидетельствует арбитражное дело № А40-108170/16-138-929 о поставке бракованных колес ХК «Новотранс». Суд признал правоту истца и обязал «ТрансЛом» оплатить убытки вследствие того, что «Новотранс» был вынужден отправить в ремонт колесные пары с 4 вагонов по причине перегрева буксы колесной пары. И это не единственный случай, иллюстрирующий неспособность «ТрансЛома» выполнять свои контрактные обязательства.

Справедливость мнения, что услуги «ТрансЛома» насильно навязаны РЖД, подтверждают многочисленные судебные иски РЖД на смешные суммы. Например, в деле А41-53276/2019 «Федеральная пассажирская компания» выставила «ТрансЛому» иск за просрочку работ по разделке пассажирских вагонов на сумму 2 482 руб. 71 коп. При нормальных отношениях между компаниями иски на такие мелкие суммы не выставляются.

Минпромторг в своем докладе рекомендовал провести проверку схем реализации демонтированных «Транснефтью» труб единственному покупателю — ООО «Магма».

Как сообщил официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин, цены для реализации лома черных металлов (в виде недемонтированных участков трубопроводов) рассчитывают независимые оценщики с учетом среднерыночных цен на лом в регионах с учетом затрат, которые несет покупатель для приведения их в состояние лома черных металлов. Сюда входят стоимость очистки от нефтешламов и изоляции, демонтаж, резка, услуги грузчиков и перевозки, хранения и т.д. В ценах лома и отходов черных металлов (демонтированных труб) на складе учтены затраты на землеотвод, рекультивацию нарушенных земель и прочее.

До 2015 года утилизация труб для «Транснефти» была во многих случаях затратна, ей приходилось самостоятельно оплачивать работы по демонтажу труб. После перехода на нынешнюю схему утилизация лома металлов приносит доход, сообщил Демин. При этом в трубопроводной монополии считают вредным полный запрет на использование б/у труб, которые компания активно применяет на своих объектах, экономя значительные средства. Преодоление нынешних законодательных барьеров по работе с ломом, говорят в «Транснефти», требует значительных ресурсов, которые есть только у немногих компаний, что открывает дорогу монополизации рынка.

Меры по недопущению монополизации рынка и использованию б/у труб в ответственных местах, неоднократно высказывались участниками рынки и специалистами. Это:

- честные конкурсные торги с извещением всех участников о деталях предстоящей работы и разбивки лотов исходя из возможностей большинства ломозаготовителей, в том числе малых и средних предприятий;

- обязательная маркировка и учет б/у труб с фиксацией использованных технологий и сфер применения, как это сейчас и установлено законодательством;

- разработка типовых правил обращения с ломом и б/у трубами в зависимости от качества лома и сфер применения;

- разрешения крупным нефтегазовым компаниям самим определять характеристики лома в соответствии с типовыми правилами.

Создание гибкой, адаптируемой системы учета и использования лома позволить избежать возврата к далеким временам, когда выбросить лом на свалку было проще и дешевле, чем подготовить его для повторного использования.


[1] «Минпромторг потребовал провести проверку «схем» на рынке старых труб», 13 декабря 2019 г., https://www.rbc.ru/business/13/12/2019/5dee11cd9a794729d030c09a

[2] «Государственный лом сдадут на биржу», 25 ноября 2019 г., https://www.kommersant.ru/doc/4170700

[3] «Путин разрешил Минобороны и Росгвардии продавать лом без торгов», 5 августа 2019 г., https://www.rbc.ru/society/05/08/2019/5d482a089a7947af6f27cb91

[4] «ФАС дала добро на лом. «Транслому» разрешили купить «ТМК-Чермет», 11 апреля 2019 г.,  https://www.kommersant.ru/doc/4080988

[5] «Государственный лом сдадут на биржу», 25 ноября 2019 г. https://www.kommersant.ru/doc/4170700

[6] «Российская трубная отрасль: развитие продолжается», 6 мая 2019 г., http://frtp.ru/2019/05/06/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%8C-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5/ 

[7] «Куда деваются старые трубы? их выдают за новые!», 27 МАЯ 2019 Г., HTTPS://WWW.BUSINESS-GAZETA.RU/ARTICLE/425505

[8] «Куда деваются старые трубы? Их выдают за новые!», 27 МАЯ 2019 Г., HTTPS://WWW.BUSINESS-GAZETA.RU/ARTICLE/425505

[9] «Восстановленные стальные трубы запретят в ЖКХ», 30 октября 2013 г., https://www.gkh.ru/article/90959-vosstanovlennye-stalnye-truby-zapretyat-v-jkh

[10] «Рынок старых труб: что принесут новые правила?», 21 января 2018 г., http://ancb.ru/publication/read/5653

[11] «Нефтяников толкают на отходной путь», 9 апреля 2019 г., https://www.kommersant.ru/doc/3938200

[12] «Куда деваются старые трубы? Их выдают за новые!», 27 мая 2019 Г., HTTPS://WWW.BUSINESS-GAZETA.RU/ARTICLE/425505

[13] «Биржу лома отложили на весну», 9 октября 2019 г., https://www.kommersant.ru/doc/4118762?from=doc_vrez

[14] «Обвал рынка лома черных металлов в России. Причины и прогнозы», 15 октября 2019 г., https://ruslom.com/obval-rynka-loma-chernyh-metallov-v-rossii-prichiny-i-prognozy/

[15] «Какая связь между металлоломом и стоимостью бензина?», 24 апреля 2019 г., https://www.kp.ru/daily/26971.4/4026436/

[16] («Государственный лом сдадут на биржу», 25 ноября 2019 г., https://www.kommersant.ru/doc/4170700).

[17] «Биржу лома отложили на весну», https://www.kommersant.ru/doc/4118762?from=doc_vrez

[18] «Заготовители металлолома просят не вводить новые требования к экспорту», 7 октября 2019 г., https://ria.ru/20191007/1559516956.html

[19] «ФАС одобрила сделку по покупке "ТМК-Чермет" структурой "Транслома", 4 сентября 2019 г., https://www.interfax.ru/business/675053

[20] «Путин разрешил Минобороны и Росгвардии продавать лом без торгов», 5 августа 2019 г., https://www.rbc.ru/society/05/08/2019/5d482a089a7947af6f27cb91

[21] «Против «Транслома» подыскали аргументы», 22 января 2018 г., https://www.kommersant.ru/doc/3526901

[22] «В Минобороны выступили против «ТрансЛома» как приоритетного покупателя», 20 апреля 2017 г., https://www.rbc.ru/business/20/04/2017/58ecf5ae9a7947d6d83de7e2

[23] «Шойгу уличили в продаже Ротенбергу лома по заниженной цене», 4 июля 2019 г., https://openmedia.io/open_economy/shojgu-ulichili-v-prodazhe-rotenbergu-loma-po-zanizhennoj-cene/

[24] «У Минобороны один прием для лома», 4 июля 2019 г., https://www.rbc.ru/newspaper/2019/07/05/5d1cadca9a794761d068288b

[25] «Путин разрешил Минобороны и Росгвардии продавать лом без торгов», 5 августа 2019 г., https://www.rbc.ru/society/05/08/2019/5d482a089a7947af6f27cb91

[26] «Какая связь между металлоломом и стоимостью бензина?», 24 апреля 2019 г., https://www.kp.ru/daily/26971.4/4026436/

[27] «Минпромторг потребовал провести проверку «схем» на рынке старых труб», 13 декабря 2019 г., https://www.rbc.ru/business/13/12/2019/5dee11cd9a794729d030c09a

[28] «Руки прочь от мелких заготовителей лома: ответ Русской Стали Луговому», 21 ноября 2019 г., https://infolom.su/rs11122019/

© 2018-2020 Все права защищены.