Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Исследования

Российский рынок топлива. Январь-июнь 2018 года

01.08.2018

Резкое повышение цен на топливо в конце 2017 и первые месяцы 2018 годов привело к росту социальной напряженности и обеспокоенности деловых кругов, что заставило правительство принять срочные меры по стабилизации ситуации. Причины увеличения топливных цен и реакция правительства стали предметом многочисленных аналитических материалов. При этом будущее топливного рынка представляется не до конца определенным, несмотря на отчасти состоявшееся законодательное оформление правительством изменений в регулировании рынка.

 Причины роста цен на топливо

 Причинами роста цен на топливо во второй половине 2017 – начале 2018 годов являются: рост мировых цен, рост российских налогов, рост отраслевых издержек, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ и динамика производства нефтепродуктов, недостаточность предложения нефтяными компаниями моторных топлив на биржевых торгах. На последних двух причинах настаивает ФАС, что естественно, так как только на них она может как-то повлиять своими предписаниями.

Влияние недостаточного предложения на бирже на цены АЗС представляется сомнительным. Так, повышение цен в начале 2018 года объясняли тем, что с января "Газпром нефть" начала плановый ремонт Московского НПЗ, и в феврале-марте здесь вовсе не будет производиться бензин. Из-за ремонта среднесуточное производство автобензина в целом по компании (без учета Ярославского НПЗ "Славнефти") в первую декаду января составило 16,2 тыс. тонн в сутки, что на 21,5% ниже декабрьского уровня.

Кроме того, рынок в начале весны мог испытать нехватку топлива из-за параллельного ремонта Ярославского НПЗ, который собственники завода "Роснефть" и "Газпром нефть" отказались переносить с марта на апрель.

Все этот так, однако, сообщений о ремонте и остановке всех остальных НПЗ России, от Волги до Комсомольска-на-Амуре, найти не удалось, а цены синхронно поднялись по всей стране.

Можно предположить, что уменьшение предложения топлива на Санкт-Петербургской бирже могло повлиять на уровень конкуренции между трейдерами, но объем присутствия независимых трейдеров на бирже слишком незначителен. Сейчас на долю трейдеров приходится 3–5% объема торгов нефтепродуктами в зависимости от сезона.

О сомнительности зависимости цен от объема биржевых торгов свидетельствует график объема продаж за 2017 – начало 2018 года (см. ниже). График также показывает сомнительность действенности призывов правительства к увеличению биржевых торгов – значимого роста продаж весной 2018 года не произошло по сравнению со среднегодовым объемом продаж за весь 2017 год.

Исключением являются события декабря 2017 года. В ноябре 2017 года из-за непомерного роста оптовых цен на топливо владельцы независимых АЗС обратились через Российский топливный союз к президенту В. Путину с просьбой «навести порядок в ценообразовании». После этого ФАС обратилась к нефтяным компаниям с требованием нарастить объёмы продаж топлива на бирже и сбить цены. Нефтяники исполнили просьбу. Оптовые цены на бензин в декабре 2017 года обрушились вниз на 10-15%, а розничные не изменились. В результате, к обоюдному удовлетворению, нефтяные компании ничего не потеряли, перенеся формирование прибыли в розничный сегмент, а маржа независимых АЗС взлетела с 10…13% до 22…25%.

Насколько рост объема продаж связан с падением оптовых цен – вопрос, скорее, веры, чем аналитики. Неизвестно не потребовал ли ФАС от нефтяников, ссылаясь на президента, снизить оптовые цены.

 Среднесуточные объёмы реализации бензина (первичный рынок) на биржевых торгах в 2017-2018 гг.

 

 Источник: компания «Алгоритм Топливный Интегратор»

 

Индексы потребительских цен и цен производителей по Российской Федерации

         На конец периода, в % к декабрю 2016 года

 

 Источник: nangs.org

 Рост мировых цен и рост налогов гораздо более значимые факторы роста внутренних цен на топливо, чем объем биржевых торгов.

По данным ФАС, в результате изменений в Налоговый кодекс акцизы на автомобильный бензин с 2015 года по 2018 год выросли в 2 раза, на дизельное топливо – в 2,2 раза. На рисунке представлена динамика изменения акцизов на нефтепродукты.

Динамика изменения акцизов на нефтепродукты экологического класса к5, руб./тонну

 

Составляющая налогов в конечной цене каждого проданного в стране литра автомобильного топлива составляет порядка 60%, см. рисунок (данные ФАС).

 Составляющая налогов (НДС, акцизы и НДПИ) в розничных ценах нефтепродуктов, руб./литр

 

Самый значительный рост цен произошел в 2017 году, когда цена на автомобильные бензины марок Аи-92 выросла на 9,53%, Аи-95 на 7,20%, на дизельное топливо летнее на 5,47%. В письме президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна курирующему транспорт вице-премьеру Максиму Акимову говорится, что за 2017 год рост средних цен производителей авиатоплива составил 23,2%.

Рост цен продолжился в 2018 году. За период с 31.12.17 по 14.05.18 по данным Росстата цена на автомобильные бензины марок Аи-92 выросла на 3,5%, Аи-95 на 3,4%, на дизельное топливо летнее на 4,17% при росте инфляции на 1,2%. До этого, по данным ведомства, рост цен на топливо соответствовал уровню инфляции.


Изменение цен на нефтепродукты в 2015-2017 годах

По Российской Федерации

Изменения средневзвешенных годовых цен к аналогичному показателю прошлого года

Средний показатель изменения цены за три года

2015 год

2016 год

2017 год

Дт летнее

6,52%

2,69%

12,58%

5,47%

Дт межсезонное

3,86%

1,86%

19,87%

7,29%

Дт зимнее

2,03%

0,76%

18,62%

6,63%

Автомобильный бензин марки АИ-92

-1,44%

8,50%

9,53%

5,53%

Автомобильный бензин марки АИ-95

-0,53%

7,41%

7,20%

4,69%

Авиационный керосин

6,69%

7,79%

18,22%

5,71%

Мазут тополочный

-28,26%

10,27%

44,98%

2,15%

Индекс потребительских цен

12,91%

5,40%

2,30%

6,87%

Источник: ФАС

 

Сравнение роста цен на топливо с индексом потребительских цен

 

Наименование нефтепродукта

Средний показатель изменений цены за 2015-2017 годы

В оптовом сегменте

ИПЦ

В розничном сегменте

Бензин автомобильный марки АИ-92

5,38%

6,87%

5,43%

Бензин автомобильный марки АИ-95

4,69%

5,11%

Дизельное топливо

6,46%

5,46%

Источник: ФАС

 

Правительству удавалось поддерживать относительную стабильность топливных цен все последние 10 лет. По данным Росстата рост розничных цен с декабря 2013 года на автомобильный бензин Аи-92 составил 30,43%, Аи-95 – 26,82%, дизельное топливо – 24,34%. При этом индекс потребительских цен вырос на 37,07%.

  

Реакция правительства и варианты на будущее

 Для стабилизации топливных цен правительство с 1 июня снизило от действующих ставок акцизы на бензин на 3 тыс. руб./т и на дизельное топливо – на 2 тыс. руб./т. Также решено отказаться от повышения акцизов, которое было предусмотрено в Налоговом кодексе с 1 июля 2018 года.

Помимо этого, нефтяные компании приняли на себя обязательства:

- заморозить розничные цены на уровне конца мая 2018 года;

- ежемесячно продавать топлива оптом на 3% больше, чем в 2017 году по ценам, рентабельным для независимых операторов АЗС;

- реализовать авиакеросин в объемах, соответствующих потребностям авиаперевозчиков со стабилизацией цен по состоянию на 6 июня 2018 года.

Кроме того, на совещании у вице-премьера Д. Козака было принято решение рекомендовать всем компаниям, работающим на бирже, не занимающим доминирующего положения, продавать не менее 10% от объема производства бензина и 5% от объема производства дизельного топлива.

Вопрос сдерживания цены на топливо, по мнению правительства, на июнь 2018 года решен. Действительно, рост цен на топливо остановился, они даже немного снизились от пиковых значений, но к прежнему уровню цены не вернулись, что означает грядущий рост цен всех товаров на величину, сопоставимую с уровнем роста топливных цен.

При этом вопрос роста топливных цен остается актуальным по мере углубления налогового маневра. В конечном итоге маневр должен привести к росту оптовой цены на бензин и дизельное топливо примерно на 400 руб. на тонну в год (0,8%, или примерно по 0,3 руб. на литр). Стоимость других нефтепродуктов из-за этого должна вырасти не менее чем на 50%, этому, в частности, будут подвержены цены на битум, мазут, авиакеросин и судовое топливо.

Цены на авиакеросин невозможно повысить с текущих уровней. В таком случае в России перестанут заправляться иностранные авиакомпании. Возможный рост цен судового топлива различные эксперты оценивают в 6 тыс. руб. (около 15%). Однако, возможно, на него впоследствии будет дана отдельная субсидия. Насчет битума же «большой проблемы» в его подорожании Минфин не видит — в ближайшие шесть лет на дорожную инфраструктуру через специальный фонд будет выделено 3 трлн рублей.

 По плану правительства для компенсации роста НДПИ, то есть роста цен на нефть на внутреннем рынке, крупнейшие НПЗ получат отрицательный акциз на нефть из расчета примерно 3 тыс. рублей на тонну перерабатываемого сырья. Критерием для этого будет производство товарного бензина пятого класса. Другим заводам, у которых меньшая глубина переработки, будет положен акциз «только для бензина» исходя из нормы выпуска в 10% (если предприятие перерабатывает, например, 4 млн тонн сырья, но производит только 300 тыс. тонн бензина, оно получит акциз исходя из объема переработки в 3 млн тонн).

Для заводов, которые не производят товарный бензин, акциз в принципе не предусмотрен.

Обратный акциз в любом случае получат компании, попавшие под финансовые санкции («Роснефть», НОВАТЭК и ННК). Кроме того, отрицательный акциз на три года получат компании, которые собираются модернизировать свои НПЗ. Размер обратного акциза зависит от корзины нефтепродуктов. Чтобы он был максимальным, НПЗ не должен выпускать темных нефтепродуктов и, желательно, нафты.

При этом введены повышающие коэффициенты к обратному акцизу для тех НПЗ, которые расположены далеко от границы и поэтому меньше зарабатывают на экспорте.

Чтобы отчасти компенсировать рост цен на нефть на мировом рынке, принят так называемый плавающий или демпфирующий акциз. Его суть в том, что в периоды высоких цен на нефть налоговая нагрузка на НПЗ снижается, а в период низких — растет.

Если экспортный netback (стоимость поставки на экспорт с учетом пошлины и затрат на транспортировку по Argus) будет превышать текущую цену бензина или дизтоплива (по бирже), бюджет будет возвращать НПЗ половину разницы. Так, если бы плавающий акциз работал сейчас, произошедшего роста цен на АЗС хватило бы для компенсации роста netback и в таком случае половину компенсировал бы бюджет.

Правительство поддержит НПЗ путем введения не только возвратного (отрицательного) акциза на поступающую на НПЗ нефть, но за счет повышающего коэффициента для такого акциза для нефтяных заводов, расположенных далеко от экспортных рынков – в Поволжье, на Урале и в Сибири.

Всего на возврат НПЗ планируется выделить 330 млрд рублей.

Для заводов Приволжского округа коэффициент составит 1,1, для Уральского - 1,2, для Сибирского - 1,3. Компенсации могут получить заводы "Роснефти" - Новокуйбышевский НПЗ, Сызранский НПЗ, Саратовский НПЗ, Ачинский НПЗ и Ангарская НХК, а также Уфимская группа (входит в подконтрольную компании "Башнефть"), заводы "Лукойла" - "Лукойл- Нижегороднефтеоргсинтез" и "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез", а также "Орскнефтеоргсинтез" (входит в группу "Сафмар" Михаила Гуцериева), ТАИФ-НК, Омский НПЗ "Газпром нефти", Антипинский и Марийский НПЗ Дмитрия Мазурова и партнеров.

Еще 100 млрд рублей правительство планирует направить на компенсации для санкционных компаний и независимых НПЗ.

Предполагается, что за шесть лет (с 2019 по2024 годы) бюджет получит благодаря налоговому маневру 1,6 трлн руб. Эту нагрузку должны будут понести потребители нефтепродуктов, НПЗ, которые не смогут получить возвратный акциз, страны ЕАЭС, которые покупали нефть без пошлин, прежде всего Белоруссия. С учетом возвратных акцизов доход бюджета снизится до 1,3 трлн рублей.

Из деклараций представителей правительства следовало, что оно будет ограничивать рост цен на бензин величиной 1% в год, что соответствует планируемой сумме дополнительных доходов бюджета. Однако в начале июля в Госдуму был внесен законопроект об ограничении цен на бензин уровнем инфляции.

На случай, если мировые цены на нефть за квартал увеличиваются более чем на 20%, Белый дом предусмотрел возвращение экспортной пошлины на топливо.

Все это означает госрегулирование оптовой цены на топливо, которая может колебаться в коридоре плюс-минус 10% от условной внутренней цены. Пока представляется, что маневр нормально работает при средних ценах на нефть. При превышении порога в $80-90 за баррель ситуация на рынке пока не прогнозируется.

Налоговый маневр – принципиально правильная стратегия, если считать ее целью разрыв связи между доходами бюджета и мировой ценой нефти. Последние годы корреляция между доходами бюджета и ВВП РФ и мировой ценой нефти оценивается примерно в 0,9, что дестабилизирует экономический механизма страны при колебании нефтяных цен. Налог НДПИ от мировой цены сырья не зависит. Однако механизмы стабилизации цен на топливо для потребителей представляются спорными. По предварительной оценке, если экспортная цена в течение года в среднем превышает условную внутреннюю на 5 тыс. руб., бюджет заплатит нефтекомпаниям около 180 млрд рублей. Но найдутся ли такие деньги в бюджете? И сколько времени пройдет от момента, когда компаниям будет более выгодно поставлять нефть и топливо на внешний рынок, до момента, когда компенсацию из бюджета поступит на счета компаний?

Сомнительным представляет сама идеология регулирования цен на топливо на внутреннем рынке путем частичной компенсации компаниям в неизвестном будущем дополнительной прибыли от экспорта по сравнению с продажами на внутреннем рынке.

К тому же компенсация не полная. В 2019 году бюджет будет компенсировать компаниям только 60% разницы между экспортной ценой бензина и дизельного топлива и условной внутренней ценой. Поэтому компаниям все равно будет выгоднее экспортировать топливо, чем направлять его внутрь страны.

В то же время, если реальная внутренняя цена отклоняется от условной внутренней цены более чем на 10%, плавающий акциз обнуляется. Это означает, что в случае роста экспортной цены в пределах 20% нефтекомпаниям выгоднее терпеть убытки и не повышать оптовую цену более чем на 10% (которые им компенсирует плавающий акциз), иначе они лишатся компенсации.

Эти оценки имеют сугубо предварительный характер. Реальная выгода от экспорта может перевесить обещания по выплате акциза, который, к тому же, как это нередко бывает, может выплачиваться не всем вовремя и не всем выплачиваться. Скорее всего, правительству придется управлять ценами практически в ручном режиме, как оно делало это весной 2018 года – собирая совещания с нефтяными компаниями и устно договариваясь с ними о стабилизации цены. Такой метод может срабатывать в какие-то моменты и действовать какое-то время, но он совершенно не годится для стратегического балансирования топливного рынка.

Идеологически сомнителен и принцип компенсации нефтяникам недополученных на внутреннем рынке доходов в случае превышения доходности экспорта. Возвратный акциз влияет на финансовые показатели компаний, его воздействие на внутренние цены опосредовано через эти финансовые показатели, и совсем необязательно, что этого влияния будет достаточно для сдерживания внутренних цен. Автоматически вводимые при любом превышении эффективности экспорта над внутренним рынком экспортные пошлины выглядят более логичными, однако вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что они будут вводиться только в крайнем случае. Добавим, что логичным было бы введение экспортных пошлин для всех сырьевых товаров с целью сделать их продажу более выгодной на внутреннем рынке, что стимулировало бы экспорт переработанного сырья.

На цену бензина также повлияет увеличение НДС до 20% со следующего года. По оценкам Экономической экспертной группы при Минфине, повышение ставки НДС добавит лишь 0,3% к годовому росту цен. Эту оценку эксперты не опровергают.

В заключении стоит отметить, что в результате налогового маневра цены на топливо на внутреннем рынке могут значительно отличаться от расчетных за счет разных неучтенных эффектов, например, стандартного эффекта перестройки регулирующих механизмов, когда сам факт перестройки вызывает значительные отклонения показателя от результатов равновесной модели.

Ситуация на топливном рынке и действия ФАС

 Деятельность ФАС можно оценивать только с учетом ситуации на топливном рынке и конкретной, исторически сложившейся модели его функционирования.

В таблице приведены данные по переработке сырья и производству продукции нефтепереработки основными НПЗ РФ в 2016 году (таблицы ниже приводятся по работе Т.Л. Канделаки «Нефтепереработка, газопереработка и нефтехимия в РФ 2016-2035 гг.»).

 

Переработка сырья и производство продукции нефтепереработки основными НПЗ РФ в 2016 году

 

Продукт

млн т

%

Переработка сырья

279,3

100,0

Нефть сырая

253,5

90,8

Газовый конденсат

21,0

7,5

Вакуумный газойль со стороны

1,8

0,6

Прочее сырьё и присадки

3,0

1,1

Продукция

265,4

95,0

Топливный газ

0,1

0,05

Газы углеводородные сжиженные

2,6

0,9

ШФЛУ (рефлюксы)

0,6

0,2

Нафта

22,5

8,0

Бензины специальные

0,05

0,02

Бензины прочие

1,9

0.7

Бензин автомобильный

39,7

14,2

Керосины

11,0

3,9

Топливо дизельное

76,6

27,4

Топливо судовое маловязкое

13,8

5,0

Топливо печное бытовое

1,2

0,4

Вакуумной газойль

11,2

4,0

Топливо нефтяное тяжелое экспортное

2,8

1,0

Масла смазочные

1,7

0,6

Масляные дистилляты

1,4

0,5

Мазуты

61,7

22,1

Битумы/гудрон

8,1

2,9

Кокс нефтяной

2,8

1,0

Парафино-восковая продукция

0,3

0,1

Ароматные углеводороды

1,5

0,5

Высокооктановые добавки и компоненты

0,4

0,1

Сера

0,8

0,3

Серная кислота

0,6

0,2

Сырьё для производства техуглерода

0,5

0,2

Прочая продукция

1,5

0,5

*с учётом Астраханского ГПЗ, Сургутского ЗСК,НОВАТЭК-Усть-Луга

 52,3% продукции, произведенной основными НПЗ и 3-мя ГПЗ, было отгружено на экспорт.

 

Экспорт продукции нефтепереработки в 2016 году

 Структура отгрузки продукции основными российскими НПЗ и ГПЗ

 

 Загрузка и ключевые показатели технического уровня российских НПЗ

 

Завод

Индекс Нельсона

Доля вторичных процессов, %

Загрузка, %

1

Башнефть-Новойл

11,04

200,3

91

2

Пермнефтеоргсинтез

10,61

141

92

3

ТАНЕКО

9,31

81,1

97

4

Башнефть-Уфанефтехим

9,27

155,1

82

5

Башнефть-УНПЗ

8,41

192,9

54

6

Волгограднефтепереработка

8,16

91,6

81

7

Ярославнефтеоргсинтез

7,24

107,5

100

8

Омский НПЗ

7,01

120

92

9

Нижегороднефтеоргсинтез

6,79

135,6

83

10

Куйбышевский НПЗ

6,57

122,4

87

11

Новокуйбышевский НПЗ

6,27

87,2

75

12

Московский НПЗ

6,21

129,7

88

13

Астраханский ГПЗ

6,01

162,2

64

14

Сызранский НПЗ

5,68

117,6

74

15

Киришинефтеоргсинтез

5,59

92,7

92

16

Ангарская НХК

5,58

58,3

91

17

Рязанская НПК

5,34

108,5

89

18

Газпром нефтехим Салават

5,04

105

65

19

Орскнефтеоргсинтез

4,63

111,3

79

20

ТАИФ-НК

4,6

75,9

100

21

Хабаровский НПЗ

4,55

78,2

94

22

Саратовский НПЗ

4,27

86,3

84

23

Ухтанефтепереработка

4,2

60,7

72

24

Антипанский НПЗ

4,04

57,4

86

25

Ачинский НПЗ

3,66

82,8

94

26

Сургутский ЗСК

3,63

77,8

105

27

Комсомольский НПЗ

3,19

34,6

78

28

Новошахтинский ЗНП

1,89

14,0

88

29

Туапсинский НПЗ

1,72

-

82

30

Марийский НПЗ

1,45

-

96

31

Краснодарский НПЗ

1,42

6,7

70

32

Афипский НПЗ

1,0

-

100

33

Ильский НПЗ

1,0

-

95

34

КППН Енисей

1,0

-

-

35

Нижневартовское НПО

1,0

-

78

36

НОВАТЭК-Усть-Луга

1,0

-

111

37

Слявянск Эко

1,0

-

58

38

Яйский НПЗ

1,0

-

84

 

Основные всего:

5,7

78,8

86

 

 Основным показателем для оценки возможности конкуренции между НПЗ является уровень загрузки. Из таблицы видно, что для крупнейших НПЗ уровень загрузки составляет около 90%, а средний уровень загрузки крупнейших НПЗ составляет 86%. При этом в первичной переработке доля первых пяти компаний составляет 68%.

 

Доля компаний в первичной переработке сырья

Компания

Доля в первичной переработке, %

Загрузка, %

1

Роснефть

27,8

84,1

2

ЛУКОЙЛ

15,6

83,9

3

Газпром нефть

10,8

90,7

4

Башнефть

7,5

76

5

Сургутнефтегаз

6,3

92,2

6

ГАЗПРОМ1

5,4

73,3

7

Славнефть

4,7

99,6

8

Татнефть

2,8

96,8

9

ННК

1,6

94,3

 

Итого по компаниям

82,6

85,6

 

Независимые2

17,4

87,9

 

Итого

100

86

1 - с учетом Астраханского ГПЗ

2 - с учетом НОВАТЭК Усть-Луга

 Такой уровень монополизации и загрузки НПЗ, дополненный экспортом более половины дизельного топлива, почти всей нафты и вакуумного газойля и трех четвертей мазута, не стимулирует компании к ценовой конкуренции за рынок сбыта, так как даже при большом преимуществе в цене у компаний нет возможности заполнить значительную долю рынка конкурента. Таким образом, рост числа АЗС объясняется не конкуренцией за потребителя, а оптимизацией финансовых потоков и прочими причинами, далекими от конкурентной борьбы.

В такой ситуации сдержать рост цен на топливо для конечных потребителей может только прямое вмешательство государства, что и мы наблюдаем. В отсутствии конкурентного рынка действия ФАС, естественно, не дают и не могут дать реального результата, хотя ведомство изо всех сил пытается представить себя активным регулирующим субъектом на рынке топлива.

Вот перечень мероприятий, предпринятых ФАС (по его собственным данным):

- в феврале 2018 года в адрес крупных нефтяных компаний направлены предупреждения о прекращении действий, выразившихся в создании дискриминационных условий и ущемлении интересов потребителей (исполнены);

- в марте 2018 года в адрес ОАО «Сургутнефтегаз» направлено информационное письмо о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов в Российской Федерации и выдано предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства (исполнено);

- в апреле 2018 года:

- в адрес ОАО «Сургутнефтегаз», АО «ФортеИнвест» и ОАО «ТАИФ-НК» направлены письма об исполнении правил поведения на организованных торгах, а также о неисполнении взятых на себя обязательств в рамках заключенных соглашений между ними и Ростехнадзор, Росстандарт и ФАС России. Кроме того, в апреле 2018 года было выдано предупреждение в адрес ПАО «НК «Роснефть» о прекращении действий, выразившихся в создании дискриминационных условий и ущемлении интересов потребителей. (Исполнены).

- в адрес ООО НА «АТР» направлено информационное письмо о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов в Российской Федерации и выдано предостережение Генеральному директору ООО НА «АТР» М.Б. Турукалову о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства;

- возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «РУАНТ», ООО «Консонанс», ООО «Фирма ТЭС», ООО «Кедр» и других организаций, осуществляющих свою деятельность на рынке нефтепродуктов Республики Крым по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- в середине апреля Минюстом России зарегистрированы изменения в Совместный приказ, согласно которым при расчете ликвидных индикаторов цен не будут учитываться сделки, заключенные внутри группы лиц компаний и компаниями, являющимися производителями соответствующих видов нефтепродуктов;

- направлено письмо в Минэнерго России с предложениями снизить акцизы на бензин и дизельное топливо и ввести гибкую шкалу акциза.

- в мае 2018 года:

- в территориальные органы ФАС России направлено письмо о разъяснении текущей ситуации на рынке и об усилении контроля на рынках нефтепродуктов в целях недопущения нарушений антимонопольного законодательства;

- разработан проект внесения изменений в Совместный приказ в части увеличения минимальных нормативов биржевых продаж нефтепродуктов, установленных Совместным приказом в отношении автомобильных бензинов до 15% от объема производства (в настоящее время 10%), а в отношении дизельного топлива до 7,5% от объема производства (в настоящее время 5%). Приказ проходит публичное обсуждение на сайте regulation.gov.ru;

- в середине мая ФАС России прошли индивидуальные совещания с нефтяными компаниями о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов, включая вопросы биржевой торговли, обеспечения достаточности предложения топлива на внутренний рынок;

направлены письма-рекомендации в ПАО «НК «Роснефть», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Сургутнефтегаз» об увеличении объемов биржевых продаж на нефтепродукты, а также об обеспечении внутреннего рынка моторным топливом;

- в отношении ОАО «ТАИФ-НК» Татарстанским УФАС возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства;

- начиная с 21.05.2018 на СПбМТСБ не регистрируется заявки при отклонении цены этой заявки, подаваемой Участником торгов, от текущей рыночной цены в ходе торговой сессии более чем на 1% в сторону увеличения;

- готовятся письма в крупные нефтяные кампании об увеличении объемов биржевых продаж на нефтепродукты, а также об обеспечении внутреннего рынка моторным топливом;

- направлены в Минфин России письма с предложениями снизить акцизы на бензин и дизельное топливо и ввести гибкую шкалу акциза;

- прошли обсуждения предложений по снижению акцизов на бензин и дизельное топливо, являющихся наиболее значимым и действенным для стабилизации ситуации, совместно с Минфином России, Минэнерго России и нефтяными компаниями.

Длинный перечень мероприятий ФАС демонстрирует бурную деятельность, но ведомство не представило никакой информации о результатах своей бумажной работы. Участники рынка дружно говорят, что толку от деятельности ФАС никакой.

Влияние ФАС на функционирование топливного рынка не изучалось, равно как и эффект от многочисленных дел по фактам картельных сговоров на том основании, что цены на АЗС разных собственников были слишком близки друг к другу.

На региональных рынках нефтепродуктов ведомством в период с 2008 по 2016 годы было рассмотрено более 460 дел. Также было рассмотрено, сообщает ФАС, три «волны» дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов в отношении крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Лукойл», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ПАО АНК «Башнефть». Компании-нарушители, в том числе по результатам многочисленных судебных разбирательств, закончившихся в Высшем арбитражном суде Российской Федерации, заплатили гигантские, не только по российским меркам, штрафы, с гордостью сообщает ФАС. Общая сумма перечисленных в бюджет Российской Федерации штрафов по фактам нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов составила около 20,7 млрд. рублей.

Сумма большая, но в масштабах оборота компаний за 8 лет не влияющая на их деятельность. Годовые продажи только автомобильного бензина составляют порядка полутора триллионов рублей.

Принципиальным для оценки деятельности ФАС является нерыночность топливного рынка РФ. Санкт-Петербургская биржа не оказывает, или оказывает минимальное влияние, на рынок, о чем уже говорилось выше.

В условиях рынка невозможна длительная торговля топливом себе в убыток. По данным агентства «Аналитика товарных рынков», в конце ноября прошлого года убыток от реализации зимнего дизельного топлива в розницу составлял от 3 до 5,3 руб. на литр в зависимости от региона, а в среднем — около 4 руб. на литр. Средний убыток при розничной реализации бензина оценивался в 70 копеек с литра. В Санкт-Петербурге убыток доходит до 1,1 руб. с литра, а в Хабаровске до 2,1 рубля. А потери независимых продавцов топлива, которые вынуждены торговать дешевле, чем АЗС нефтяных компаний, указывают эксперты «Аналитики товарных рынков», скорее всего, еще выше.

Розничные цены на АЗС – результат причудливого переплетения «белых», «серых» и откровенно «черных» схем и методов ведения бизнеса. К наиболее явным относятся трансфертные цены и сбыт неучтенного и похищенного топлива. Например, в 2016 году «серый» рынок реализации нефтепродуктов в Петербурге оценивался в 10-15% рынка, каждая четвертая точка продажи дизеля в городе и окрестностях торговала ворованным или бодяжным топливом. А у «Роснефти» обнаружили пропажу 3 млн тонн сырья в 2017 году.

Особо отметим, что в 2016 году Минэнерго приняло новую редакцию документа «Правила учета нефти». Если ранее объем и состав выходящей на поверхность скважинной жидкости требовалось измерять не реже 5 раз в месяц и непосредственно при выходе из каждой скважины, то теперь это достаточно делать 1 раз в месяц, и не по каждой скважине, а по группе скважин, и не непосредственно на выходе скважины, а вообще где-то. Поскольку дебет скважины и состав скважинной жидкости (соответственно, и процент содержащейся в ней нефти) принимается постоянным до следующего дня измерения, то есть на месяц, новый порядок провоцирует нефтяников на манипуляции с составом скважинной жидкости и дебетом скважины в нужную сторону в день измерения. Таким образом, сколько именно нефти добывается и перерабатывается в России на сегодня – можно ориентироваться только на формальные данные статистических ведомств.

Для создания рыночной среды на топливном рынке РФ следует принципиально изменить схему его функционирования. Одно из наиболее радикальных предложений – жестким образом разделить нефтедобычу, нефтепереработку и сбыт. То есть запретить добывающим компаниям иметь в своем составе НПЗ (за исключением технологически оправданных случаев), а все АЗС сделать независимыми от добывающих компаний и НПЗ. При этом все 100 процентов продукции добывающие компании и НПЗ обязаны будут продавать на бирже. Через несколько лет сформируется рыночный механизм функционирования топливного рынка и от этих ограничений можно будет постепенно отказаться.

Сейчас же вмешательство ФАС в рынок в ситуации его нерыночного функционирования представляется противоестественной. Более того, в некоторых случаях оно носит откровенно «странный» характер. Например, глава ФАС Игорь Артемьев, пользуясь тем, что ФАС переданы вопросы тарифного регулирования, добился, что прокачка дополнительных объемов сырья «Роснефти» в Китай через Казахстан стала убыточной для «Транснефти». Для «Новатэк» ФАС установила тариф на прокачку газа выше, чем для дочек «Газпрома».

Неудивительно, что президент «Транснефти» Николай Токарев, совладельцы «Новатэка» Леонид Михельсон и НЛМК Владимир Лисин написали в правительство письмо с предложением передать полномочия по тарифному регулированию Минэкономразвития. Авторы письмо считают, что решения по тарифам «Газпрома», «Транснефти», «Россетей» и РЖД не могут приниматься в отрыве от стратегических решений по развитию соответствующих отраслей, так как тарифы – это один из инструментов экономического регулирования в ряду налогов, акцизов и прочих сборов и ограничений.

После ликвидации Федеральной службы по тарифам (ФСТ) был утрачен почти весь кадровый потенциал – в ФАС перешло менее 10% сотрудников ФСТ, на его восполнение потребуются годы.

Об уровне понимания ФАС принципов функционирования рынка свидетельствует официальный документ ведомства от 4 июня. В нем говорится:

«Введение ограничений на экспорт нефтепродуктов для стабилизации внутренних цен на топливо - это крайняя мера, нефтекомпании могут это сделать на добровольных началах. Такое мнение высказал журналистам глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев.

"Меры [для стабилизации цен на нефтепродукты должны быть], естественно, рыночные. Максимальное наполнение своего рынка. Это максимальная загрузка мощностей, невыведение в ремонт <...> заводов, уменьшение экспорта как крайняя мера", - сказал он.

При этом ограничение экспорта должно быть добровольным, компании должны сами брать на себя такую ответственность, отметил Артемьев. "Это (ограничение экспорта - прим. ТАСС) должно быть добровольным. Сами компании должны поддерживать определенную [планку]. Должна быть социальная ответственность - "мы не бросаем наших потребителей", сказал глава ФАС.

"Нужно сформировать как можно большее предложение на рынке. Грубо говоря, нужно "залить" биржу бензином и дизельным топливом, чтобы не было временного дефицита", - добавил он.

Еще одной мерой остается снижение акцизов, напомнил глава ФАС. Он также назвал опасной сложившуюся ситуацию, при которой оптовые и розничные цены на нефтепродукты сравнялись».

В США, напомним, в течение десятилетий был законодательно запрещен экспорт нефти, и никто не обвинял страну в нерыночности ее методов регулирования экономики. Там же маржа АЗС по продаже топлива близка к нулю, то есть розничные и биржевые цены практически одинаковы. АЗС в Америке существуют за счет дополнительных видов бизнеса, прежде всего, заведений быстрого питания, которые с каждым годом становятся все более привлекательными для клиентов, успешно конкурируя с отдельными ресторанами быстрого обслуживания.

Аналогичную «журналистскую» реакцию продемонстрировал Игорь Артемьев на обращение независимых продавцов топлива. По словам главы Алтайского топливного союза Юрия Матвейко, Ачинский НПЗ «Роснефти» и Омский НПЗ «Газпром нефти» держат цену в опте на дизельное топливо для реализации сторонним покупателям на своих заводах в среднем на 1,5 руб. на литр дороже цены на собственных АЗС и на 1 руб. — по бензину. В конце октября Российский топливный союз (РТС) направил президенту Владимиру Путину письмо, в котором попросил «навести порядок на оптовом рынке», иначе существующие формы ценообразования могут привести к массовому банкротству малого и среднего бизнеса. После этого руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что в службе внимательно следят за ситуацией и ведут переговоры с нефтяными компаниями.

 

Проблемы российских нефтяников и судьба НПЗ

 Главным фактором, влияющим на российскую нефтяную отрасль является мировая цена нефти. В перспективе 10-20 лет не предвидится принципиальных изменений физических показателей добычи. Вот данные по Т.Л. Канделаки.

 Состояние сырьевой базы нефтепереработки по регионам мира

Регион

Добыча нефти,

млн т

Доказанные запасы нефти, млрд т

Обеспеченность ресурсами, лет

Северная Америка

882,6

34,5

39

Центральная и Южная Америка

384,5

50,8

132

Европа и Азия

860,6

21,8

25

Ближний Восток

1496,9

110,1

74

Африка

374,8

16,9

45

Азиатско-Тихоокеанский регион

383

6,4

17

В мире

4382,4

240,7

55

Источник: BP Statiscal Review of World Energy-2017, ИнфоТЭК-КОНСАЛТ

 

 

Состояние сырьевой базы нефтепереработки по крупнейшим нефтедобывающим странам мира

 

Регион

Добыча нефти,

млн т

Доказанные запасы нефти, млрд. т

Обеспеченность ресурсами, лет

Саудовская Аравия

585,7

36,6

62

Россия

547,5

15

27

США

543

5,8

11

Ирак

218,9

20,6

94

Канада

218,2

27,6

127

Иран

216,4

21,8

101

Китай

199,7

3,5

18

ОАЭ

182,4

13

71

Кувейт

152,7

14

92

Бразилия

136,7

1,8

13

Венесуэла

124,1

47

379

Мексика

121,4

1,1

9

Нигерия

98,8

5

51

Норвегия

90,4

0,9

10

Ангола

87,9

1,6

18

Катар

79,4

2,6

33

 

Эти данные позволяют Международному энергетическому агентству (МЭА) сделать вывод, что годовой объем добычи нефти может достигнуть максимума в 2030 году, в последующий период добыча выйдет на плато, затем будет постепенно снижаться.

Традиционно наперекос мировому прогнозу выступил глава «Роснефти» Игорь Сечин. На годовом собрании акционеров «Роснефти» в Красноярске 21 июня 2018 года Сечин заявил, что в ближайшие 10 лет растущий спрос на нефть приведет к ее дефициту на мировом рынке. Не только Сечин, но и многие другие эксперты настроены пессимистически относительно возможности России и других стран-экспортеров не только заметно увеличить, но и поддерживать текущий уровень добычи в среднесрочной перспективе.

В то же время, в ближайшие годы возможно вытеснение нефти из теплоэлектроэнергетики газом и ВИЭ. В 2016 году, согласно данным МЭА, мировые капиталовложения в возобновляемую энергетику составили $297 млрд, тогда как инвестиции в выработку электроэнергии с помощью тепловых, газовых, угольных и атомных электростанций – $143 млрд. Это вызвано прежде всего снижением стоимости ветряной и солнечной энергии. По прогнозам МЭА, в период до 2025 г. на возобновляемую энергетику будет приходиться 56% чистых добавленных мощностей в электрогенерации.

По данным МЭА в перспективе будет снижаться доля нефти в потребляемых человечеством энергоресурсах.

 

Структура потребления первичных энергоресурсов в базовом сценарии МЭА

 

 

2015

2030

2040

МЭА

ОПЕК

МЭА

ОПЕК

МЭА

ОПЕК

Уголь

28,1

28,3

24,3

25,3

22,3

23,2

Нефть

31,8

31,8

29,5

28,9

27,4

27,1

Газ

21,6

21,5

23,3

23,5

24,8

25,1

Атомная энергия

4,9

4,9

5,6

5,9

5,7

6,4

Гиброэнергия

2,4

2,5

2,9

2,6

3

2,8

Биоэнергоресурсы

9,7

10,1

10,2

10

10,2

10

Прочие ВИЭ

1,5

1,4

4,2

3,8

6,6

5,4

Всего

100

100

100

100

100

100

 

Цит. по «МЭА и Секретариат ОПЕК: два прогноза – два взгляда на перспективы развития глобальной энергетики», http://burneft.ru/archive/issues/2018-06/4

 

Значительное влияние на ценообразование может оказать проводящийся США курс на дестабилизацию сложившихся механизмов мировой торговли. Слом традиционных механизмом обычно приводит к росту цен, но в случае нефти может случиться наоборот – перестанут действовать спекулятивные факторы воздействия на цену, и она вернется к рыночному равновесию в соответствии с законом стоимости, то есть на уровень 30-50 долларов за баррель, если не прилетит «черный лебедь». Шесть лет назад Дональд Трамп заявил, что баррель нефти не должен стоить более $25. А на днях Конгресс США дал ход законопроекту «Против картелей по производству и экспорту нефти», который лежал под сукном 18 лет. Этот документ объявляет вне закона картельные сговоры на рынке нефти и предлагает распространить на ОПЕК действие антимонопольного Акта Шермана, который более века назад использовался, чтобы раздробить Standard Oil – нефтяную империю Джона Рокфеллера. Закон дает правительству США полномочия подать иск в суд против стран-членов организации, при этом иностранные правительства будут лишены суверенного иммунитета в американских судах.

В значительной мере на цену влияют и маневры ОПЕК с квотами на добычу нефти. Согласно консенсусной точке зрения официальных лиц соглашение ОПЕК+ по снижению добычи в конце 2016 года позволило повысить цены на нефть с уровня ниже $30 за баррель в начале 2016 года до нынешних $75 за баррель. Однако в апреле 2018 года коммерческие запасы нефти в ОЭСР составили 2,81 млрд баррелей, что всего на 26 млн баррелей ниже пятилетней средней (0,9%), это в пределах погрешности учета и нормальных флуктуаций. Снижение производства сырья в ОПЕК+ отчасти заместили другие производители, в основном, сланцевики США.

Сочетание многих разнонаправлено действующих факторов оставляет широкое поле для возможных вариантов движения цены нефти. Наиболее вероятным большинство экспертов считает диапазон цен в районе 60-80 долларов за баррель. Форвардный курс предсказывает постепенное снижение цены до уровня 60 долларов за баррель.

 

Форвардный курс Brent

 

Источник: Finanzru

 

Еще один фактор, влияющий на неопределенность нефтяных цен – инфляция доллара в международной торговле.

 

Изменение цен биржевых товаров за май 2018 года и за год (май к маю) (в скобках):

Нефть: -5,33% (+64,85%)

Уголь: +6,17% (+36,50%)

Хлопок: -1,76% (+17,59%)

Пиломатериалы: -3,31% (+55,20%)

Олово: -0,63% (+6,11%)

Медь: -0,91% (+15,52%)

Никель: +3,11% (+68,09%)

Алюминий: -4,19% (+16,62%)

Свинец: -2,51% (+8,72%)

Цинк: -4,55% (+7,88%)

Кобальт: -14,43% (+35,88%)

Цит. по публикации

 

Разительный контраст с официальными данными по инфляции в США в 2017 году – 2,13%.

Налоговый маневр минимизирует воздействия мировой цены нефти на налоговые сборы, при этом мировая цена начинает оказывать более значительное влияние на экономику нефтяных компаний и НПЗ.

В целом, российские НПЗ подготовлены к налоговому маневру. В соответствии с четырехсторонним соглашением с 2011 по 2017 год были модернизированы либо пущены в эксплуатацию 78 установок вторичной переработки. Несмотря на некоторый спад в привлечении инвестиций, в 2014-2017 годы вложения в модернизацию отрасли составили около 760 миллиардов рублей. Всего к 2027 году российские компании планируют модернизировать 127 установок вторичной переработки нефти, в том числе построить 91 новую установку. Согласно расчетам Минэнерго, в результате этих усилий уже к 2020 году производство автомобильного бензина должно вырасти до 41,4 миллиона тонн, а дизельного топлива – до 90 миллионов тонн.

Удалось повысить глубину переработки нефти. Так, если в 2011 году глубина переработки на российских НПЗ в среднем составляла 70,6 процента, то в 2017 году по предварительным данным Росстата – уже 81.

В 2011 году доля топлива пятого класса в структуре потребления автомобильных бензинов составляла всего 2 процента, дизельного топлива – 17 процентов. На сегодня, уверяет правительство, удалось перевести внутренний рынок на полное обеспечение собственным бензином и дизельным топливом пятого экологического класса.

При этом российским нефтяникам есть куда стремиться. В США, например, уже в 2015 году глубина переработки нефти превышала 97 процентов, в Канаде была близка к 95, в Великобритании и Германии - около 92, в Италии - 90. В проекте Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года цели по глубине переработке нефти заданы на сопоставимом уровне – планируется достичь показателя в 90-91 процент ко второму этапу реализации стратегии в 2021-2035 годах.

Все же именно НПЗ окажутся в наиболее сложном положении при любом варианте развития событий, связанных с налоговым маневром, так как отказ от акциза на экспорт нефти и нефтепродуктов делает более выгодным экспорт нефти по сравнению с поставками для переработки на внутренний рынок. Первый налоговый маневр уже привел к тому, что у НПЗ рентабельность упала в два раза.

Понимание правительством неопределенного будущего НПЗ доказывает вводимая для них правительством сложная система обратных акцизов. При этом НПЗ, входящие в ВИНКи, находятся в привилегированном положении по сравнению с независимыми НПЗ. ВИНКи за счет трансфертных цен и сбытовой сети АЗС могут настраивать финансовые потоки оптимально для холдингов вне зависимости от того, какова будет официальная рентабельность НПЗ.

Независимые НПЗ, как было показано выше, составляют 17,4% в структуре российской нефтепереработки, поэтому их судьба, как бы она ни сложилась, не окажет принципиального влияния на общероссийский рынок, хотя может повлиять на отдельные региональные рынки.

В результате налогового маневра в уязвимом положении окажутся заводы «Роснефти» самарской группы – Куйбышевский, Новокуйбышевский и Самарский. Согласно отчетности компании по МСФО за 2017 год инвестиции в эти заводы резко снижены относительно показателей других НПЗ компании. Затраты на Куйбышевский НПЗ снизились на 3 млрд рублей - до 7 млрд рублей. На Новокуйбышевский и Сызранский заводы было затрачено на 2 млрд рублей меньше – 6 и 3 млрд рублей соответственно.

Глубина переработки сырья на этих заводах заметно ниже среднеросийской: Сызранский НРЗ – 76,2%; Куйбышевский НПЗ – 65,4%, Новокуйбышевский НПЗ – 73,9%.

«Роснефть» в целом лишь наполовину выполнила свои обязательства по модернизации НПЗ в рамках четырехсторонних соглашений между правительством и нефтекомпаниями, заключенных в 2011 году. Так, к 2020 году «Роснефть» на своих 13 крупных НПЗ (36% в первичной переработке нефти в РФ) должна была построить 42 установки, но пока построила только 20, а от двух отказалась. Остальные 20 установок компания теперь рассчитывает построить в период до 2027 года, следует из апрельской презентации Минэнерго.

Меньше остальных получат НПЗ «Роснефти» и возвратных акцизов. Так, доля экспорта от общего объема производства бензинов Евро-5 у «Роснефти» — наименьшая среди конкурентов – всего 2,4%, в то время как у остальных участников рынка она колеблется в диапазоне от 7,5 до 85%.

Перейдут ли полностью государству крупнейшие ВИНК?

 

Во время прямой линии с президентом 7 июня 2018 года в числе вопросов, заданных президенту, было предложение «национализировать всю нефтянку». Возможно, в свое время и не следовало передавать нефтяную промышленность в частные руки, отметил Путин. «Но это уже сделано, и то, что мы смогли вернуть в последнюю секунду, мы это сделали. Я имею в виду формирование контрольных пакетов в "Газпроме", "Роснефти"», — сказал президент. Он также заявил, что национализация нефтяных компаний — это сложный и опасный процесс, который может привести к негативным результатам не только для отрасли, но и для всей экономики.

Принципиальным в ситуации является не собственно ответ президента, а сам факт озвучивания предложения на всю страну. Подобного уровня вопросы не могут быть озвучены без согласования на самом высоком уровне, возможно, самими президентом. Это означает, что вопрос о национализации обсуждается, и, скорее всего, не всей нефтянки, а ее ключевого звена – полугосударственной компании «Роснефть».

В условиях, как говорилось выше, практически монопольного положения производителей топлива, следовании догмату рыночного ценообразования и свободного экспорта нефти и нефтепродуктов у государства отсутствуют действенные способы обуздания роста цен на топливо. Соображения выгоды всегда будут проигрывать всем «призывам», «договоренностям» и «обещаниям».

Принципиальным решением проблемы регулирования топливного рынка станет национализация «Роснефти» и жесткое государственное управление ценовой политикой компании. Масштаб присутствия компании на рынке позволяет задать ему любой ценовый ориентир, которому будут вынуждены следовать остальные компании.

Но проблема не только в регулировании цены топлива, вполне допустимо, что государству хватит сочетания экономических и административных методов для давления на ВИНКи в вопросе допустимого повышения цен. К национализации «Роснефти» власти может подвигнуть объективная ситуация в компании.

В последнем публичном документе KPMG «Обзор отдельных показателей деятельности российских и зарубежных нефтяных компаний в 2012—2016 гг.», в котором проанализированы показатели 25 мировых лидеров нефтедобывающей отрасли, аудиторская компании делает неприятные для «Роснефти» выводы: показатели производительности труда в «Роснефти» сократились за указанные года почти на 50%; падение дебита скважин оказалось выше среднего по рынку; долговая нагрузка увеличилась выше медианного значения; ухудшились показатели кредитоспособности и возможности обслуживать долги.

Согласно отчету компании за 1 кв. 2018 года ее суммарный долг достиг 7,96 трлн руб., из которых краткосрочная задолженность – 2,79 трлн руб. (сократилась на 27%), долгосрочная – 5,17 трлн руб. (выросла на 19%). За год общий долг компании сократился на 80 млрд руб. (1,0%), с 8,04 трлн руб.

Это сокращение достигнуто за счет резкого снижения инвестиций и значительного роста цены нефти. «Роснефть» несколько лет подряд сокращает инвестиции в модернизацию НПЗ — со 195 млрд рублей в 2013 году до 65 млрд рублей в 2016–2017 годах. Всего за 2013–2017 годы «Роснефть» потратила на модернизацию НПЗ 598 млрд рублей, хотя согласно планам, объявленным в 2013 году, на завершение программы модернизации планировалось направить до 2017 года включительно 960 млрд рублей. Сможет ли компания найти еще не менее 400 млрд рублей для завершения модернизации, большой вопрос. На рисунке из отчета компании за 2017 год и 1 кв. 2018 года данные по выполнению плана модернизации НПЗ – полный провал.

 

Несмотря на экономию на инвестициях и рост цены нефти без перекредитования со стороны ЦБ компания не сможет обслуживать свои долги. В 2018 году «Роснефть» обязана погасить рекордную сумму — 2,2 трлн рублей. Но реально придется погасить или рефинансировать только 800 млрд рублей, так как большая часть суммы – 1,4 трлн рублей – задолженность по сделкам РЕПО с ценными бумагами компании, держателем которых является Банк России. Справится с долгом в 800 млрд рублей компания также может только за счет перекредитования, так как эта сумма почти в 3 раза больше свободного денежного потока, полученного компанией в прошлом году, – 245 млрд рублей.

В конце прошлого года «Роснефть» объявила о программе выпуска бондов на 1,3 трлн рублей, то есть долг предполагается резко увеличить.

О качестве управления компанией говорит такой факт: «Роснефть» добыла в РФ в прошлом году почти в два с половиной раза больше нефти, чем «Лукойл», но получила практически равную с конкурентом чистую выручку, а по чистой прибыли «Лукойл» обошел «Роснефть» почти в два раза.

Налоговый маневр ухудшит показатели компании из-за потери полученных льгот по пошлине для месторождений Восточной Сибири (из-за обнуления пошлины) и ухудшения экономики НПЗ с низкой степенью переработки сырья, прежде всего, самарского кластера.

Впрочем, пока нефть дорога, особых проблем с долгом у компании не будет. Но если цена нефти непредсказуемо рухнет и/или рухнет российский рубль, проблемы с обслуживанием валютных долгов станут серьезными.

Не менее серьезными могут стать проблемы с количеством необходимой нефти. «Роснефть» заключила на 93 млн тонн в год долгосрочных контрактов (в основном, на поставки сырья в Китай и страны АТР), самый долгий – до 2040 года. По официальным отчетам с резервами сырья у компании все в порядке. Но у участников рынка нет полной уверенности, что компания сможет в среднесрочной перспективе обеспечить требуемый объем поставок нефти, помешать этому могут санкции на поставки высокотехнологичного зарубежного оборудования и нехватка средств в случае падения цены нефти.

Еще одна проблема, связанная с деятельностью «Роснефти», – баланс серы в экспортных потоках сырья. Сейчас вся нефть, добываемая компанией из сибирских месторождений, уходит по трубе ВСТО в Китай и страны ЮВА. На восток Россия обязана поставлять низкосернистую нефть, которую «Транснефти» дополнительно приходится перекачивать с западно-сибирских месторождений. В результате низкосернистой нефти не хватает для поддержания стандартов сорта URALS, поставляемого в Европу. Европейские потребители российской нефти и российские НПЗ в европейской части РФ стали жаловаться на увеличение содержания серы в нефти. Отечественные НПЗ приблизились к порогу технологической возможности переработки нефти ухудшенного качества, а такие заводы, как КИНЭФ, АНХК, ПНОС уже перешли данный порог.

С января по май 2018 года вследствие ухудшения качества сырья экспорт российской нефти в Европу сократился на 16% к аналогичному периоду 2017 года. Поставки по нефтепроводу «Дружба» уменьшились на 1%, так как НПЗ в странах Восточной Европы жестко привязаны к российской нефтяной трубе. А на свободном рынке падение стало значительным: экспорт через Приморск сократился на 24%, через Новороссийск – на 17%, через Усть-Лугу – на 26%.

Чрезмерные обязательства по экспортным контрактам «Роснефти» привели к дефициту нефти для восточных НПЗ компании. Так, в 2019-2020 гг. планируется загрузка АНХК только на 80%, а Комсомольского НПЗ – на 73%. При таких загрузках становится экономически неэффективно проводить модернизацию предприятий в рамках соглашения 2011 года, что и происходит реально. Вследствие дефицита сырья фактически утратил смысл проект Восточной нефтехимической компании (ВНХК).

Национализация «Роснефти», конечно, была бы наиболее радикальным выходом для разрешения клубка проблем, в которых завязла компания. Однако вряд ли президент согласится на такой шаг в условиях значительной доли зарубежных акционеров и с учетом имиджевых потерь (учитывая, каким пиаром сопровождалась продажа 19-процентного пакета акций компании в конце 2016 года).

 

Заключение

Турбулентное состояние мировой экономики оставляет много неопределенности в прогнозах будущего мирового топливного рынка, и непосредственно связанного с ним топливного комплекса России. В такой ситуации налоговый маневр правительства, суть которого в максимальном разрыве связи доходов бюджета с мировой ценой нефти, представляется вполне логичным, но затруднительно предсказать его последствия для нефтяных компаний и цен на топливо внутри страны даже в среднесрочной перспективе. Вполне возможно, что правительству придется использовать все средства воздействия на участников рынка, в том числе самые жесткие, чтобы не допустить резкого роста цен на АЗС.

© 2018 Все права защищены.