Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Исследования

Состояние и проблемы тарифного регулирования сферы транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам*

06.09.2018

Введение

Формирование тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов по системе магистральных нефтепроводов - важнейший вопрос для всех представителей нефтяной отрасли. Адекватный и взвешенный выбор модели регулирования трубопроводного транспорта оказывает определяющее влияние на уровень издержек участников процесса транспортировки, прибыли хозяйствующих субъектов.

Единственный владелец трубопроводной инфраструктуры в России, компания «Транснефть», предоставляет добывающим компаниям уникальные услуги. Протяженность нефтепроводов и нефтепродуктопроводов «Транснефти» - самая высокая в мире, монополия развивает систему трубопроводного транспорта не только в европейской части России, но и в сложнейших климатических условиях Сибири, Севера и Дальнего Востока. Разработка и внедрение передовых технологий, поддержание и модернизация нефтетранспортной инфраструктуры, диверсификация поставок, а также реализация социальных программ и выполнение обязательств перед акционерами – все это требует колоссальных капиталовложений.

Ввиду сложных климатических условий и географической удаленности основных районов нефтедобычи, прибыльность инвестпроектов по строительству трубопроводной инфраструктуры зачастую оказывается достаточно низкой, большинство из проектов имеют длинный инвестиционный горизонт и окупаются лишь к концу срока своей эксплуатации. В случае ухудшения рыночной конъюнктуры такие проекты и вовсе рискуют оказаться убыточными. Вместе с тем, тарифы являются единственным источником доходов компании «Транснефть», тарифная политика имеет определяющее значение для достижения долгосрочных целей государственной монополии. Именно тарифные доходы позволяют не только реализовывать планы по дальнейшему развитию системы магистральных нефтепроводов, но и выполнять возложенные на компанию обязательства.

Характер проблем и противоречий, накопившихся в сфере тарифного регулирования транспортировки нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов на современном этапе, обуславливают особый уровень актуальности вопросов, связанных с формированием тарифов. Справедливый и равновесный уровень тарифов – должен строиться на принципах баланса интересов всех участников отрасли, включая зарубежных контрагентов. Инвестируемые в инфраструктуру ресурсы и заключаемые тарифные соглашения в т.ч. с зарубежными партнерами, не должны тратиться впустую, если это не приносит существенной отдачи бюджету и социальной сфере Российской Федерации, а особенно если при этом наносится прямой финансовый ущерб. Именно по этим причинам ключевым вызовом, который стоит перед сферой тарифного регулирования транспортировки нефти – купирования рисков, порождаемых ошибками и злоупотреблениями, допускаемыми в отдельных регулятивных органах.

Как показало настоящее исследование, на сегодняшний день фактически отсутствует какая-либо глубокая научная проработка, учёт положений экономической теории, обширной практики регулирования естественных монополий и передового опыта. Напротив, расширяется арсенал административно-командных методов.

Существующая на текущем этапе законодательная база и правоприменительная практика таковы, что орган регулирования не несёт никакой ответственности за нанесение экономического, технического, репарационного и иного ущерба субъектам естественных монополий, не осуществляет защиту интересов субъектов естественных монополий при заведомо избыточных требованиях потребителей, приносящих субъектам естественных монополий убытки и/или экономически необоснованные расходы.

Практикуемый подход органа регулирования является односторонним, зачастую не учитывает законные интересы регулируемых субъектов и не обеспечивает баланса интересов регулируемых субъектов и потребителей их товаров (услуг) – базового принципа государственного регулирования.

Таким образом, сложившаяся критическая ситуация в сфере тарифного регулирования сферы транспортировки нефти трубопроводным транспортом свидетельствует о необходимости выработки и имплементации целого ряда мер и механизмов, направленных на купирование последствий ошибок и злоупотреблений, нарушающих равновесное состояние в российском ТЭК.

С целью изучения и описания наиболее острых проблемных вопросов в сфере транспортировки нефти Институт развития технологий ТЭК провел исследование «Состояние и проблемы тарифного регулирования сферы транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам». Основными задачами научной работы были определены:

- Анализ текущего состояния и выявление ключевых проблем в сфере регулирования системы и определение;

- Исследование характера проблем, возникающих при существующих подходах к регулированию тарифов и тарифообразованию;

- Анализ опыта в сфере регулирования энергетических естественных монополий в зарубежных странах;

- Формулирование предложений и рекомендаций, способствующих разрешению накопленных противоречий и проблем.

Результаты исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы в дальнейшем хозяйствующими субъектами и органами регулирования, учтены в будущем в процессе нормотворческой деятельности.

Основные выводы:

Ключевыми проблемами тарифного регулирования сферы транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам являются:

1. Игнорирование органом регулирования действующей нормативной базы государственного регулирования в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, таких как:

– Федеральный закон N 147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года;

– Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов» (вместе с «Правилами государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам»);

– Приказ ФСТ РФ от 17.08.2005 N 380-э/2 «Об утверждении «Положения об определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2005 N 6942);

– Постановление ФЭК РФ от 16.10.2002 N 70-э/5 «Об утверждении «Методики определения тарифов на услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам Российской Федерации»

Правовой нигилизм органа регулирования позволяет ему не выполнять требования документов, подписанных Президентом РФ, Государственной Думой РФ и Правительством РФ.

Орган регулирования занимается решением точечных вопросов тарифного регулирования в интересах отдельных потребителей.

Так, например, в 2017 году регулятор принял решение о снижении на 16,7% тарифа для транспортировки добываемой компанией «Роснефть» нефти в Китай через Казахстан. Решение означало дотирование «Роснефти» по ее прокачке в Китай на сумму более 1 млрд рублей. С апреля 2018 года Казахстан в 2,5 раза увеличил стоимость транзита нефти по своей территории. Таким образом, решение ФАС привело к тому, что доходы, которые должны были получить компания «Транснефть» и бюджет Российской Федерации, были перераспределены в пользу Республики Казахстан.

Последствия:

Рост тарифов на транспортировку нефти за период 2014-2018 годы составил величину в 2 раза ниже инфляции, а затраты ПАО «Транснефть» только в связи с отменой льгот по уплате налога на имущество возросли более чем в 4 раза.

 

Показатель

2013

2014
2015
 2016
 2017
 2018
 Итого
 1  Индекс потребительских цен

база

 1,114  1,129  1,054  1,025  1,031  1,401
 2

Ежегодное изменение тарифов на транспортировку нефти

база

 1,000  1,068  1,058  1,036  1,039  1,215
 3

 Ежегодное изменение налога на имущество

база

 1,193  1,421  1,303  1,380  1,420  4,330

Комментарии:

1. Индекс потребительский цен – до 2017 года - по данным Госкомстата, 2018 год - прогноз Минэкономразвития России;

2. там же – ежегодное повышение тарифа – по данным ПАО «Транснефть», представленным в Минэнерго России; оценка автора;

3. там же - ежегодное изменение налога на имущество - оценка автора. Резкий рост обусловлен принятым решением об отмене льготы на имущество, заложившем основу долгосрочного тренда повышения тарифов всех естественных монополистов. Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», начиная с 2013 года, была отменена очередная налоговая льгота по налогу на имущество организаций по инфраструктурным объектам. При этом законом установлен следующий график повышения ставки налога на имущество: 0,40% - 2013г., 0,70% - 2014г., 1,00% - 2015г., 1,30%, 1,60% - 2017г., 1,90% - 2018г., 2,20% -2019г.

Такое резкое увеличение налоговых выплат в бюджеты регионов для ПАО «Транснефть» не компенсируется в составе тарифов на транспортировку нефти, устанавливаемыми регулирующим органом.

При этом по РЖД тем же органом регулирования принято решение о надбавке к тарифам на погашение увеличения налоговой нагрузки.

Решение проблемы:

До разработки и утверждения в установленном порядке новых документов в области тарифного регулирования в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам необходимо создать условия, при которых орган регулирования будет вынужден выполнять требования действующих нормативных документов.

Разработка рамочного федерального закона о государственном регулировании, который определит критерии отнесения субъектов к регулируемым, и перечислит общие принципы тарифного регулирования.

Разработка нормативных документов типа «Основ ценообразования» в каждой из регулируемых государством сфер, учитывающих как общие принципы, установленные федеральным законом, так и особенности каждой из сфер, подлежащей регулированию, утверждаемых Правительством РФ.

Разработка методических документов по расчетам тарифов в каждой из регулируемых сфер (по отраслевому признаку) с учетом требований федерального закона и постановления Правительства РФ об основах ценообразования.

2. Неспособность органа регулирования адекватно оценивать последствия принимаемых тарифных решений, игнорирование экономически обоснованных расходов субъектов регулирования

Отсутствие понимания сути ценового регулирования, неспособность органа регулирования оценить последствия принимаемых тарифных решений и волюнтаристский подход к государственному регулированию имеет следствием незаконное игнорирование экономически обоснованных расходов субъектов регулирования, таких как налоги, инвестиции и дивиденды.

Недостаток системного подхода к регулированию приводит как к не учету средств для финансирования технических мощностей инфраструктуры, так и к сохранению перекрестного субсидирования при транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть».

Последствия:

a) Ситуация с поставками российской нефти в КНР по МН «ТОН-2».

В соответствии с решением Минэнерго России (протокол от 08.09.2014 № 06-160пр) ПАО «Транснефть» осуществлены инвестиции (7,283 млрд. руб.) в проект «Реконструкция магистральных нефтепроводов «ТОН-1» и «ТОН-2» для организации транспортировки высокосернистой башкирской нефти в количестве 4 млн. тонн в год на восточное направление с целью стабилизации параметров качества нефти в грузопотоках западного направления.

Установление приказом ФАС России от 11.12.2017 № 1659/17 пониженного сетевого тарифа на услуги ПАО «Транснефть» по транспортировке нефти в направлении Казахстана в размере 1 092,36 руб./т. (вместо расчетного 1202,0 руб./т.) привело к недополучению доходов ПАО «Транснефть» в размере 1,1 млрд. руб. в год).

В результате увеличения с 01.04.2018 стоимости услуг по транзиту через территорию Республики Казахстан (РК) по МН «ТОН-2» в 2,5 раза АО «КазТрансОйл» будет получена дополнительная выручка в сумме 0,839 млрд. руб.

Таким образом, решение органа регулирования по сути принято в интересах одной нефтяной компании и привело к перераспределению доходов в пользу Республики Казахстан за счет ПАО «Транснефть» и бюджета Российской Федерации.

b) Снижение проектных показателей окупаемости инвестиций проекта МН «Заполярье-Пурпе»

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.04.2010 №635-р «О проектировании и строительстве магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе – Самотлор» ПАО «Транснефть» в 2010-2017 годах осуществило инвестиции в проект строительства магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе» в размере 236,81 млрд. руб.

Рассчитанный ПАО «Транснефть» тариф на услуги по транспортировке нефти по МН «Заполярье-Пурпе» при сроке окупаемости в 30 лет должен составлять 1034,10 руб/тонну.

Установленный приказом ФАС России от 23.12.2016 №1825/16 сетевой тариф на услуги по транспортировке нефти по МН «Заполярье-Пурпе» составил 399,10 руб/тонну (ниже 2,6 раза). При таком тарифе срок окупаемости проекта отсутствует, показатель чистого дисконтированного дохода отрицателен.

Таким образом, принятое органом регулирования тарифное решение не обеспечивает окупаемость инвестиций и лишает целесообразности дальнейшее вложение инвестиций в крупные инфраструктурные проекты.

c)   Снижение показателей экономической эффективности проекта МН «Куюмба-Тайшет»

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 №532-р «О проектировании и строительстве магистрального нефтепровода от Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений по маршруту пос. Куюмба – ГНПС «Тайшет» ТС «ВСТО» ПАО «Транснефть» в 2012-2023 гг. осуществляет инвестиции в проект строительства МН «Куюмба - Тайшет» (по данным на 2017 год – 124,21 млрд. руб.).

Рассчитанный ПАО «Транснефть» тариф на услуги по транспортировке нефти по МН «Куюмба-Тайшет» при сроке окупаемости в 30 должен составлять 804,20 руб/тонну.

Установленный приказом ФАС России от 28.04.2017 №580/17 сетевой тариф на услуги по транспортировке нефти по МН «Куюмба-Тайшет» составил 634,46 руб/тонну (ниже на 21%). При таком тарифе показатели экономической эффективности значительно ухудшились, срок окупаемости превышает срок полезного использования трубопровода (33 года).

Таким образом, принятое органом регулирования тарифное решение не обеспечивает окупаемость инвестиций в течение срока полезного использования трубопровода и лишает целесообразности дальнейшее вложение инвестиций в крупные инфраструктурные проекты.

d) Распространение норм по транспортировке нефти на тарифообразование по транспортировке нефтепродуктов

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.03.2014 № 377-р установлены правила индексации тарифов на услуги ПАО «Транснефть» по транспортировке нефти. Однако орган регулирования необоснованно распространил нормы данного распоряжения и на рассмотрение вопросов установления тарифов на услуги по транспортировке нефтепродуктов, хотя последние «привязаны» к тарифам на перевозку нефтепродуктов по железной дороге, регулирование которых происходит по иным алгоритмам.

e)   Урезание объема денежных средств естественных монополий, направляемых на развитие и выплату дивидендов

Согласно п. 13 постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов» при определении тарифов органом регулирования предусматривается, среди прочего, учет потребности субъектов естественных монополий в средствах на развитие производства и выплату дивидендов. Игнорирование со стороны органа регулирования этого положения привело к тому, что в тарифах на транспортировку нефти 2019 год (и далее) при продолжении действующей схемы индексации при выполнении производственной программы, утверждённой коллегиальными органами управления Компании и согласованной Правительством, ПАО «Транснефть» лишается источника средств на выплату дивидендов.

Решение проблемы:

До разработки и утверждения в установленном порядке новых документов в области тарифного регулирования в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам необходимо создать условия для выполнения органом регулирования требований действующих нормативных документов.

3. Совмещение антимонопольного регулирования, направленного на защиту конкуренции, и ценового регулирования.

Вопросы регулирования естественных монополий нецелесообразно соотносить с вопросами защиты конкуренции (исключение здесь составляет получение согласия антимонопольного органа на сделки, осуществляемые субъектами естественных монополий). Процесс регулирования субъектов естественных монополий тесно сопряжён с экономическими вопросами, так как установление тарифов основывается на экономических расчётах. Это объясняется тем, что антимонопольное регулирование имеет прямую административную природу, в то время как регулирование естественных монополий шире и опирается, в первую очередь, на прямые экономические методы (экономический анализ и принятие решений с точки зрения экономической обоснованности).

На сегодняшний день фактически отсутствует какая-либо глубокая научная проработка, учёт положений экономической теории, обширной практики регулирования естественных монополий и передового опыта. Напротив, расширяется арсенал административно-командных методов.

Орган регулирования не несёт никакой ответственности за нанесение экономического, технического, репарационного и иного ущерба субъектам естественных монополий, не осуществляет защиту интересов субъектов естественных монополий при заведомо избыточных требованиях потребителей, приносящих субъектам естественных монополий убытки и/или экономически необоснованные расходы. Практикуемый подход органа регулирования является односторонним, не учитывает законные интересы регулируемых субъектов и не обеспечивает баланса интересов регулируемых субъектов и потребителей их товаров (услуг) – базового принципа государственного регулирования.

Последствия:

Принимаемые тарифные решения лишены экономической обоснованности, регулирование сведено к практике жесткого административного продавливания решений регулятора, при принятии решений не учитываются интересы хозяйствующих субъектов. Разумная аргументация не принимается в силу непонимания природы ценового регулирования, а каждый из запросов в субъект регулирования сопровождается угрозами применения санкций по антимонопольному законодательству.

Решение проблемы:

В сложившейся ситуации целесообразным представляется возвращение к практике разграничения функций и органов исполнительной власти, занимающихся антимонопольной политикой и поддержкой конкуренции, и ценовым регулированием деятельности субъектов регулирования.

Согласно экономической теории рыночные отношения изначально предполагают наличие конкуренции, но в сфере деятельности естественных монополий конкуренция отсутствует в силу технологических особенностей производства. Именно по этой причине и необходимо разделение функций по поддержке конкуренции и по регулированию деятельности естественных монополистов. Удовлетворение спроса на товары и услуги субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствие конкуренции. Данные причины состоят в технологических особенностях производства товаров или услуг субъектов естественных монополий. Данные особенности связаны с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства.

Необходима передача полномочий по тарифному регулированию естественных монополий в финансово-экономический блок Правительства РФ.

4. Забюрократизированность, непрозрачность и кулуарность принимаемых тарифных решений.

Процесс установления тарифов, после предоставления в орган регулирования тарифной заявки субъекта регулирования занимает до 6 месяцев, причем независимо от того идет ли речь об отдельных частных тарифных решений, или о годовом пересмотре всех тарифов, действующих в системе магистральных нефтепроводов. Это особенно чувствительно, когда необходимо принять гибкие тарифные решения, например, по соглашению с конкретной нефтяной компанией, и отсутствие утвержденного органом регулирования тарифа фактически означает наличие своего рода административного барьера для бизнеса.

В процессе рассмотрения вопросов, касающихся тарифов на услуги ПАО «Транснефть» по транспортировке нефти и нефтепродуктов, орган регулирования практикует закулисные переговоры с отдельными нефтяными компаниями (при этом общее число клиентов ПАО «Транснефть» в 2018 году составляет 184 организации). Таким образом, выработка проекта тарифных решений происходит без участия представителей ПАО «Транснефть».

Существенным недостатком существующей системы тарифного регулирования является отсутствие внешней независимой экономической экспертизы тарифных заявок и подготовленных органом регулирования предложений для утверждения на заседании коллегиального органа для принятия решений об определении тарифов) в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций.

Орган регулирования никогда не раскрывает информацию о том, какие затраты были включены в состав утвержденных тарифов, а какие исключены и на каком основании. Никогда не представляются экспертные заключения с мотивировкой величины предлагаемых органом регулирования тарифов, рассылка материалов к заседанию коллегиального органа, на котором принимаются тарифные решения не позволяют представителям министерств провести экономический анализ последствий принимаемых решений. Наконец, само заседание коллегиального органа и выносимые им решения не разъясняются и доводятся до субъектов регулирования лишь после того, как их представителей попросту просят покинуть зал заседаний.

Последствия:

Находящийся на рассмотрении у регулятора пакет тарифных предложений превышает 5 тыс. листов. При этом принимаемые тарифные решения не способствуют выравниванию существующего дисбаланса в отрасли.

Принятие несправедливых и необоснованных тарифных решений

Несоразмерность затрат на регулирование – применительно к регулируемой сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Действительно, в цене нефти, поставляемой по системе ПАО «Транснефть», стоимость транспортировки составляет всего 2,8%, в цене автобензина – 1,4%.

Предложения:

Необходимо провести ревизию подхода к процессу регулирования тарифа по схемам уже опробованным в других странах мира, а именно: перейти от разрешительной системы к уведомительной схеме принятия тарифных решений.

Такой подход обеспечивает, с одной стороны, долгосрочность и прогнозируемость, а, с другой стороны, практически сводит на нет бюрократическую волокиту, волюнтаризм, кулуарность и пр.

5. Практика тарифного регулирования сферы трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов, реализованная Federal Energy Regulatory Commission - Федеральной энергетической регулирующей комиссией США

1. Согласно предписанию Конгресса США FERC было поручено разработать упрощенный и общеприемлемый подход к установлению «справедливых» и «обоснованных» тарифов. Новая методология определения тарифов, используемая начиная с 1 января 1995 года, предусматривала использование нескольких способов расчета трубопроводных тарифов, основным из которых был признан метод индексации. Признавалось также использованием методов, основанных на стоимости обслуживания («затраты+») и установлении конкурентных или договорных тарифов.

2. При этом реализация метода индексации осуществляется путем применения системы индексирования для установления «потолочных» уровней тарифов на транспортировку нефти.

3. На основе экономического анализа и статистических данных формируется «формула тарифа» на очередной пятилетний период, которая размещается на сайте.

За базу расчетов был выбран Producer Price Index for Finished Goods - «индекс цен производителей готовой продукции» (PPI-FG). Начиная с 1995 года, когда следуя указаниям Конгресса США, была осуществлена разработка этой «потолочной» формулы цены, которая подлежит обязательному пересмотру раз в пять лет.

 Период  Формула тарифа

  1995-2000  

PPI-FG -1,00

 2001-2005 

PPI-FG

 2006-2010 

PPI-FG+1,30

 2011-2015 

PPI-FG+2,65

 2016-2020 

PPI-FG+1,23

Принципиально важно, что в США при формировании тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов не используется индекс потребительских цен (ИПЦ), как в российской практике. И это справедливо, так как именно индекс цен производителей формирует себестоимость конечной продукции. Более того, при формировании тарифов наибольшее влияние на уровень цен оказывают затраты, связанные с приобретением трубной продукции, стоимостью ГСМ, электрической и тепловой энергии). В этом смысле, безусловно, применение фактического индекса цен производителей за предыдущие периоды для индексации тарифа на последующие годы представляется более корректным.

Кроме того, в состав российского ИПЦ входят цены на товары и услуги, регулируемые государством (тарифы на услуги ЖКХ и пассажирского транспорта и пр.), что, безусловно, вносит искажения в величину конечного индекса.

И, наконец, ПАО «Транснефть» не оказывает услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов, в этой связи применение ИПЦ в качестве ориентира для установления тарифов на трубопроводную транспортировку не выдерживает никакой критики.

4. На базе утвержденной формулы цены FERC производит ежегодное утверждение «потолков» повышения тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов (Oil Pipeline Index).     

                            Период

Oil Pipeline Index

 July 1, 2018 to June 30, 2019
1,0044087
 July 1, 2017 to June 30, 2018
1,001985
 July 1, 2016 to June 30, 2017
0,979865
 July 1, 2015 to June 30, 2016
1,045829
 July 1, 2014 to June 30, 2015
1,038858
 July 1, 2013 to June 30, 2014
1,045923
 July 1, 2012 to June 30, 2013
1,086011
 July 1, 2011 to June 30, 2012
1,068819
 July 1, 2010 to June 30, 2011
0,987026
 July 1, 2009 to June 30, 2010
1,076025

В рамках этого «потолка» повышения тарифа каждая из 194 нефтетранспортных компаний имеет право подать тарифную заявку на следующий год с индексацией, не превышающей установленного на этот год «потолка» повышения тарифа.

В этом случае нефтетранспортная компания не обязана предоставлять обоснование повышения тарифа (обязательно лишь направление в FERC финансовых форм и форм отчетности).

По действующей процедуре нефтетранспортная компания направляет в FERC заявку (уведомление) c указанием величины и индекса изменяемых тарифов, по прошествии 60 дней с даты подачи заявки происходит регистрация новых тарифов, и с этого момента они вступают в действие. При этом нефтетранспортная компания имеет возможность в течение года сколь угодно раз направлять тарифную заявку в FERC, главное, чтобы суммарный рост тарифа не превышал установленный на этот год «потолочный» Oil Pipeline Index.

В том случае, если в силу ряда причин, установленный FERC потолочный индекс повышения тарифа на очередной год не позволяет нефтетранспортной компании достигнуть окупаемости бизнеса, компания вправе направить тарифную заявку с превышением Oil Pipeline Index, однако должна будет приложить обосновывающие материалы.

FERC будет обязан организовать независимую экспертизу поступившей тарифной заявки и провести слушания, по результатам которых происходит регистрация признанной экономически обоснованной величины тарифа.

Комментарии

Общие ссылки:

https://www.ferc.gov/industries/oil/gen-info.asp

Частные ссылки:

http://frwebgate.access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=browse_usc&docid=Cite:+49USC60502

https://www.ferc.gov/resources/pub-ref-rm/history-oil-pipeline-regulation.pdf

http://www.ecfr.gov/cgi/t/text/text-idx?sid=3b362ad5d22d2b048b55f0e686f9a149&c=ecfr&tpl=/ecfrbrowse/Title18/18cfrv1_02.tpl

Актуальное правило индексации (PPI-FG+1,23), действует с 1 июля 2018 года:

https://www.ferc.gov/industries/oil/gen-info/pipeline-index/RM15-20-000.pdf

Ежегодные индексы (Oil Pipeline Index):

https://www.ferc.gov/industries/oil/gen-info/pipeline-index.asp

Формы отчетности, представляемые нефтетранспортными компаниями в FERC:

годовая - Form No. 6: Annual Report of Oil Pipeline Companies

квартальная - Form No. 6-Q: Quarterly Report of Oil Pipeline Companies

годовая - Form No. 73: Oil Pipeline Service Life Data

Сводная таблица, составленная FERC по данным финотчетности нефтетранспортных компаний, отчитывающихся перед органом регулирования в 2018 году:

https://www.ferc.gov/industries/oil/annual-charges/2018/fy-2018-oil-assessment-table.pdf

Заключение

Характер проблем и противоречий, накопившихся в сфере тарифного регулирования транспортировки нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов на современном этапе, обуславливают особый уровень актуальности вопросов, связанных с формированием тарифов. На основании проведенного исследования были определены ключевые проблемы тарифного регулирования сферы транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам:

- игнорирование Федеральной антимонопольной службой нормативной базы государственного регулирования, не исполнение регулятором требований документов, подписанных Президентом РФ, Государственной Думой РФ и Правительством РФ.

- использование административных рычагов для решения точечных вопросов в интересах отдельных потребителей.

- неадекватная оценка органом регулирования последствий принимаемых им тарифных решений, игнорирование экономически обоснованных расходов субъектов регулирования

- непродуктивное совмещение в структуре ФАС функций антимонопольного регулирования, направленного на защиту конкуренции, и ценового регулирования.

непрозрачный характер процесса принятий тарифных решений. Выработка проектов тарифных решений без учетов интересов всех участников процесса.

Справедливый и равновесный уровень тарифов должен строиться на принципах баланса интересов всех участников отрасли. Инвестируемые в инфраструктуру ресурсы не должны тратиться на обслуживание центров потребления энергоресурсов за рубежом, если это не приносит существенной отдачи бюджету и социальной сфере Российской Федерации. В качестве возможных путей преодоления сложившихся противоречий и проблем целесообразным представляется использование следующих антикризисных мер и дальнейшая проработка предложений:

- формирование условий, гарантирующих выполнение органом регулирования требований действующих нормативных документов.

- дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в области тарифного регулирования, проработка рамочного федерального закона о государственном регулировании, нормативных документов типа «Основ ценообразования» в каждой из регулируемых государством сфер, методических документов по расчетам тарифов в каждой из регулируемых сфер (по отраслевому признаку).

- возвращение к практике разграничения функций и органов исполнительной власти, занимающихся антимонопольной политикой и поддержкой конкуренции, и ценовым регулированием деятельности субъектов регулирования. Передача полномочий по тарифному регулированию естественных монополий в финансово-экономический блок Правительства РФ.

- использование опыта зарубежных стран, переход от разрешительной системы к уведомительной схеме принятий тарифных решений.

* Приводится в сокращении

© 2018 Все права защищены.