Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Круглый стол

Позиция руководства ФАС в отношение тарифов монополий ТЭК

12.11.2018

Подборка ключевых тезисов из интервью руководителя и отраслевых начальников ФАС.

И.Артемьев: "Компании вносят самые разные предложения, но правительство решило, и президент одобрил это как долгосрочный подход, что для всех естественных монополий тарифы должны индексироваться только по принципу "инфляция минус". Поэтому никаких сверхинфляционных тарифов утверждено быть не может, в том числе для "Транснефти". Но, в отличие от "Газпрома", где нет нормальных правил недискриминационного доступа (ПНД), введение которых он блокирует много лет, в системе "Транснефти" ПНД действуют и неплохие. Как и в ОАО РЖД, и в "Россетях". Поэтому мы уже согласовали ОАО РЖД тариф "инфляция минус 0,1%" до 2025 года, он 6 сентября закреплен решением правительства. "Россетям" мы хотим дать тариф до 2028 года на аналогичных условиях - инфляция минус 0,1%. "Транснефти" мы предлагаем такую же формулу. Но им нужно с нами поработать, а именно построить финансовые планы по центрам ответственности и показать, открыв значительное количество информации. Мы провели переговоры, есть взаимопонимание, но, сколько займет этот путь, пока сказать не могу. С "Россетями" решим до конца года, по десятилетнему тарифу с "Транснефтью" в 2019 году точно, я думаю, решим, но есть шанс сделать это быстрее".

(Коммерсант, 25.09.2018, "Все были счастливы и грабили потребителя", https://www.kommersant.ru/doc/3751719)

И.Артемьев: "…Независимые производители не хотели повышения, обосновывая это тем, что "Газпром" за счет своей монопольной составляющей имеет много привходящих обстоятельств - в частности, для себя прокачку он осуществляет по более низким тарифам. Разделенного баланса нет, понять это до конца нельзя. Конечно, монопольная составляющая и расточительность самого "Газпрома" позволяют им так говорить. При повышении тарифов они могли бы быть поставлены в неравные условия. Иными словами, все знают, что "Газпром" не проводит серьезных оптимизационных мероприятий, расточителен, для себя создает внутренние преференции. Поэтому большинство ведомств, которые голосуют у нас на правлении тарифной службы, категорически возражало против повышения. В итоге мы согласились с этой позицией, дважды тариф не был повышен. Кроме того, мы, конечно, ориентируемся на netback по газу, который складывается довольно драматически; что с ценой на нефть происходит, вы тоже понимаете… Поэтому мы в мае посмотрим, какая будет цена на нефть, посоветуемся с другими органами, у нас будет приниматься коллегиальное решение о том, стоит ли это делать. Не исключаю, что тариф может быть снова не проиндексирован".

(Коммерсант, 28.09.2018, "Мы всегда чем-то интересуемся, мы везде свой нос суем", https://www.kommersant.ru/doc/3422649).

И.Артемьев: "Тарифная политика носит дискриминирующий характер. Сегодня можно при одних и тех же условиях одному хозяйствующему субъекту определить тариф в разы больше, чем другому, - сказал Артемьев. - Мы относимся к такого рода дискриминации как к очень печальному, тяжелому явлению, с которым нужно бороться в первую очередь. Должна быть полная прозрачность и открытость в этой системе, должна быть доступность для граждан любой информации системы. Все должны понимать, почему и как формируется тариф"

(Независимая газета, 21.10.2016, ФАС снова покушается на монополию "Газпрома", http://www.ng.ru/economics/2016-10-21/4_6840_fas.html).

И.Артемьев: "У нас два типа сложностей. Первое: "Газпром" по-прежнему не дает информацию в полном объеме. И пока они будут скрывать данные, мы транспортный тариф индексировать не будем. Мы уже три года его не индексируем, потому что считаем, что ситуация недостаточно прозрачна. Второе: мы требуем, чтобы были приняты ПНД. "Газпром" - это последний заповедник, работающий по несовременным правилам. Дальше мы вынуждены будем делать так: если они не представят информацию, мы просто будем считать сами. Без их данных. Сами проведем расчеты, и если ошибемся по незнанию, то точно не в пользу "Газпрома". Конечно, там есть и содержательные вопросы: в какой степени учитывать в тарифе амортизацию, в какой - дивиденды, которые платят государству, и так далее. Но дискуссия заканчивается. Было совещание у вице-премьера Дмитрия Козака, мы скоро завершим эту работу".

(Коммерсант, 25.09.2018, "Все были счастливы и грабили потребителя", https://www.kommersant.ru/doc/3751719).

А.Голомолзин: "Транснефть" просит повысить тариф на транспортировку нефти на 2019 год существенного выше предусмотренного уровня. Сейчас точно не могу сказать, но выше, чем те параметры, которые предусмотрены распоряжением правительства. Существенно выше. У "Транснефти" есть свои интересы, расходы, планы по инвестициям, обязательства по дивидендам и многие другие факторы, которые влияют на ценообразование. С другой стороны, есть пользователи услуг ("Транснефти" - ред.), у них отклонения в противоположную сторону. Задача регулятора - найти баланс интересов и при этом вписаться в макроэкономические условия. Сейчас идет обсуждение этих вопросов. Параметры допустимого установлены распоряжением… В отношении регулирования услуг "Транснефти" - 2020 год, а далее будет долгосрочное регулирование тарифов. И мы на этом этапе эти параметры долгосрочного регулирования тарифов уточним с учетом опыта долгосрочного гибкого тарифного регулирования в одной из наиболее современных и хорошо подготовленных, таких как связь".

(Fas.gov.ru, 23.10.2018, "Транснефть" запросила рост тарифа на 2019 г существенно выше предусмотренного - ФАС, https://fas.gov.ru/publications/16756).

А.Голомолзин: "Есть параметры, которые установлены распоряжением правительства, мы принимаем решение как раз в этих параметрах, исходя из принципа "инфляция минус", конкретные конечные решения уже обусловлены рассмотрением конкретных вопросов и предложений. Мы также предлагаем, чтобы и на следующие периоды регулирования продолжить эту практику установления тарифов для "Транснефти", исходя из принципа "инфляция минус" близко к тем параметрам, на которых сейчас основывалось это распоряжение правительства. В принципе у всех - и ведомств, и компаний - нет расхождений к такому подходу. Мы в данном случае также исходим и из программы долгосрочного развития компаний, и из необходимости достижения баланса интересов с нефтяными компаниями в текущих периодах регулирования".

(Интерфакс, 08.08.2018, Замглавы ФАС: Указ президента увязывает тарифное и антимонопольное регулирование, другие решения мне неизвестны, https://www.interfax.ru/interview/624404).

А.Голомолзин: "Мы приняли сбалансированное решение, которое не требует дальнейших компенсаций. Речь идет о том, что в данном случае был найден баланс интересов между всеми участниками рынка: и теми, кто транспортирует, и теми, кто поставляет нефть конкретно по этому направлению, по этой петле, и всеми остальными компаниями, которые от перенаправления части потока в направлении Китая через Казахстан выигрывают по улучшению качества. Прежде чем принять это решение, мы проводили целый ряд совещаний со всеми вовлеченными в этот процесс, и окончательное решение также было одобрено на совещании в правительстве".

(Fas.gov.ru, 26.04.2018, ФАС в СМИ: ФАС считает решение по тарифу для "казахстанской петли" сбалансированным - Голомолзин).

А.Голомолзин: Помню, когда обсуждалась тема передачи от ФСТ функций тарифного регулятора ФАС, было соответствующее поручение президента РФ (в его ведении в соответствии с Конституцией РФ находится формирование системы и структуры органов власти), и мы прорабатывали этот вопрос. Сейчас о поручениях на эту тему мне неизвестно. С чем связана мысль, высказанная руководителем этой компании, не очень понятно. Руководитель ФАС И.Ю. Артемьев как-то напомнил, что вообще развитие независимых компаний в газовой сфере стало возможным потому, что именно антимонопольный орган очень много сделал для создания соответствующих институциональных предпосылок.

(в ответ на вопрос об отношении к передаче полномочий по регулированию тарифообразования в ТЭК от ФАС в Минэнерго)

(RNS.ru, 07.02.2017, Интервью Антона Голомолзина RNS)

Д.Махонин: Мы находимся сейчас в тарифном регулировании, которое просто подразумевает собой индексацию на коэффициент 0,9 от уровня инфляции в виде распоряжения правительства. Нам кажется, что надо больше углубляться в тарифное регулирование: оценивать затраты компании, ее инвестиции и их эффективность. Для того чтобы это делать, нам нужна нормативно-правовая основа, и эту основу мы разработали и пытаемся сейчас принять... Если говорить о существенных изменениях, которые мы предлагаем, это методы тарифного регулирования, пропагандируемые ФАС, то есть метод сопоставимости при определении затрат, благодаря которому упор будет на тендерные, прозрачные процедуры. Дальше мы сокращаем себе и регламентируем сроки утверждения тарифа, чтобы быстрее его утверждать. Также попытались прописать те затраты, которые ни в коем случае не должны приниматься в тарифе, те обоснования, которые должны быть предоставлены, в том числе, с помощью нашей информационной системы для более прозрачного контроля затрат, которые компания предъявляет в тарифные решения.

(ИА Прайм, 25.01.2017, ФАС предлагает прекратить расчет тарифов на транспорт по трубе нефти от инфляции).

© 2018 Все права защищены.