Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Круглый стол

Позиция стейкхолдеров и тарифная политика ФАС

12.11.2018

Подборка ключевых тезисов из интервью руководителей естественных монополий и крупнейших частных компаний.

Н.Токарев, президент ПАО "Транснефть": "Мы завершили основные инвестиционные проекты, переходим к программе капитального ремонта реконструкции, причем финансово будет выглядеть так: примерно около 1 трлн руб. на ближайшие четыре года мы планируем потратить на долгосрочную программу развития компании. В среднем это будет по 200 млрд руб. в год только на эти задачи. В то же время будут реализовываться инвестиционные проекты, но уже в меньших объемах - порядка 45 млрд руб. в год планируем тратить, если не будет каких-то неожиданностей в плане тарифного регулирования… Очень рассчитываем, что при тарифном формировании будут учтены и дивидендная политика, и все наши расходы, потому что это очень чувствительная тема для нас. Все расчеты нами подготовлены, переданы в ФАС. А в ближайшее время, как правило, в сентябре начинается кампания по пересмотру тарифов. Будем надеяться, что все получится".

(ТАСС, 20.08.2018, ФАС в СМИ: "Транснефть" за четыре года направит на долгосрочную программу развития 1 трлн рублей, https://tass.ru/ekonomika/5472410).

Н.Токарев, президент ПАО "Транснефть": "Это бесполезно обсуждать, потому что все разговоры с ФАС заканчиваются одной известной фразой - инфляция минус. И ФАС абсолютно все равно, как у нас растут тарифы, на что они растут, как мы будем жить - ФАС, повторю, все равно. Они выучили этот стишок и с любой трибуны … говорят только одно - инфляция минус"

(Прайм, 04.10.2018, "Транснефть" считает бесполезным обсуждение с ФАС вопроса повышения тарифа на 2019 г., https://1prime.ru/state_regulation/20181024/829366762.html).

Сообщение пресс-службы ПАО "Газпром": "В сложившихся условиях необходимо изменение подхода к методике расчета и уровню тарифов на услуги по транспортировке газа, а также формирование единого конкурентного рынка с равными условиями работы для всех поставщиков газа. При этом основное внимание должно быть уделено совершенствованию нормативных и регламентных документов для обеспечения свободного ценообразования на газ "Газпрома", совершенствования системы тарификации услуг по транспортировке газа, развития инструментов организованной торговли газом… уровень регулируемых тарифов на услуги по транспортировке газа не покрывает затраты холдинга на развитие газотранспортных и газораспределительных систем в интересах всех поставщиков и потребителей. Компания продолжит взаимодействовать с органами государственной власти по вопросам развития внутреннего рынка газа…".

(ТАСС, 20.06.2018, "Газпром" считает необходимым изменить подход к расчету и уровню тарифов на транспорт газа, https://tass.ru/ekonomika/5306638).

Из письма предправления "Новатэка" Л.Михельсона, председателя совета директоров НЛМК В.Лисина, президента ПАО "Транснефть" Н.Токарева: на настоящий момент сложилась ситуация, при которой из-за отсутствия согласованных подходов по указанным вопросам не принимаются решения, необходимые для развития инфраструктурных компаний и, как следствие, отдельных отраслей.

Позиция подписантов письма в изложении журнала Forbes (21.06.2018): По мнению подписантов, отсутствие системных решений по регулированию тарифов не позволяет отраслевым компаниям планировать свою деятельность, что приводит к снижению уровня инвестиций в критическую инфраструктуру и ограничению роста всей экономики России.

Сложилась парадоксальная ситуация, при которой тарифным регулированием одновременно стали недовольны и монополист, и потребители. И случай, когда это дошло до обращения в правительство, исключительный.

Для возникновения подобных идей (передаче полномочий от ФАС в правительство) есть серьезные основания. ФАС приняла полномочия тарифного регулятора в период кризиса системы тарифного регулирования, который характеризовался следующими признаками:

Отсутствие долгосрочнои? предсказуемости и комплексности регулирования: несогласованность подходов к определению темпов роста тарифов на федеральном уровне с методиками, по которым считают тарифы.

Низкое качество нормативно-правового поля (изменчивость, противоречия, неоднозначные трактовки, ошибки в методиках).

Акцент на контроле за расходованием средств, а не на создании стимулов к повышению эффективности регулируемых компаний.

Низкое качество информационной среды регулирования (раскрытие большого объема информации без возможности оценить ее достоверность).

За последние три года, в течение которых ФАС осуществляет функции тарифного регулирования, качественного решения этих проблем не наметилось. Основные усилия регулятора сводились к декларации довольно простого для восприятия подхода "инфляция минус", который стал массово пропагандироваться без серьезного анализа отраслевых особенностей и ситуации в конкретных компаниях. Этот подход зачастую реализовывался вразрез с утвержденной методологией тарифообразования.

Итог - на фоне сохранившейся нормативно-правовой базы система регулирования стала еще более противоречивой и непредсказуемой.

До принятия решения о ликвидации Федеральной службы по тарифам (ФСТ) и передаче ее полномочий в ФАС на протяжении нескольких лет экспертным советом при Правительстве проводилась работа по улучшению системы регулирования естественных монополий. Рассматривались четыре модели: совершенствовать существующую систему на базе ФСТ, объединить ФАС и ФСТ, создать нескольких отраслевых или - единого межотраслевого регулятора. Однозначного выбора в пользу какой-либо модели сделано не было.

Если посмотреть на зарубежный опыт, то в большинстве стран (почти все государства Европы и США) функции тарифного регулирования естественных монополий сосредоточены в отдельном независимом ведомстве. Но решения принимаются коллегиально: с учетом мнений других заинтересованных министерств и ведомств. Тем самым соблюдается баланс интересов разных сторон.

Государственное регулирование тарифов требует особых компетенций и ресурсов для проведения взвешенной и эффективной тарифной политики, обеспечивающей баланс интересов производителей и потребителей. К сожалению, после ликвидации ФСТ, был утрачен почти весь кадровый потенциал (в ФАС России перешло менее 10% сотрудников ФСТ), на восполнение которого потребуются годы.

Решения по тарифам "Газпрома", "Транснефти", "Россетей" и РЖД принимаются "в отрыве от стратегических решений по развитию соответствующих отраслей".

Председатель совета директоров НЛМК В.Лисин: Регулировать цены "по углам", без учета других факторов (конъюнктуры, выгодополучателя, налогов, интересов населения, региона или государства в конце концов) не дело антимонопольного органа. Баланс интересов - не его забота.

(Ведомости, 06.06.2018, Токарев, Лисин и Михельсон предложили лишить ФАС части полномочий, https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/06/06/772027-lisin-mihelson-predlozhili-novogo)

© 2018 Все права защищены.