Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Круглый стол

«Работа нефтетранспортной системы – это тонкий механизм, требующий применения неформализованного подхода к регулированию и тарифной политики»

15.11.2018 13:53:00

  Правление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) приняло решение в 2019 году решение проиндексировать тарифы "Транснефти" на 90% от уровня инфляции, прогнозируемой на 2019 год, а именно на 3,87%.

  Распоряжение правительства N377-р от 2014 года предусматривает, что тарифы "Транснефти" в 2018-2020 гг. должны индексироваться с коэффициентом 0,9-1 к инфляции при условии, что у компании будет достаточно средств на реализацию программы долгосрочного развития. При этом "Транснефть" просила в 2018 году увеличить тарифы на услуги на 21%, а они были увеличены только на 3,87%.

  В рамках реализации программы долгосрочного развития ПАО «Транснефть» сегодня продолжает реализацию проекта ВСТО (на участке ГНПС «Тайшет» - НПС «Сковородино»); модернизирует проект «Север»; продолжает реконструкцию системы Московского кольцевого нефтепродуктопровода. Кроме того, реализует проекты реконструкции магистральных нефтепроводов по договорным тарифам: подключение Афипского и Ильского НПЗ; подключение Комсомольского НПЗ; АО «ТАНЕКО» к МНП «НПС «Калейкино – Нижнекамский НПЗ»; объекты нефтедобычи ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» к магистральному нефтепроводу «Ухта – Ярославль» на НПС «Ухта-1» и ряд других.

  Из инвестпрограмм Компании «Транснефть» в статусе реализации в следующем 2019 году будет находиться проект расширения пропускной способности трубопроводной системы «ВСТО-I» до 80 млн тонн, по остальным проектам анонсировано завершение в 2018 году. Проекты, которые финансируются за счет договорных тарифов, априори обеспечивают покрытие расходов на строительство объектов.

  Снижение издержек на транспортировку нефтяного сырья и светлых нефтепродуктов является важным фактором деятельности грузоотправителей – производителей нефти и собственников НПЗ.

  В октябре 2018 года на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов сложилась непростая ситуация, связанная, с одной стороны, с утверждением индикативных цен на мелкооптовые партии моторного топлива в интересах потребителей, с другой стороны, со снижением эффективности нефтепереработки. А в конце ноября – декабре 2018 года, наоборот, на фоне стремительного падения мировых цен на нефть российский внутренний рынок нефтепродуктов стал премиальным. Однако, последние два месяца российская нефтепереработка отыгрывает дефицитную экономику для НПЗ, сложившуюся с мая по октябрь текущего года.

  На фоне повышения акцизов на нефтепродукты со следующего года, ставки НДС, сложившейся тенденции роста курса национальной валюты, существенный рост тарифов по перекачке, выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефтепродуктов в глобальном формате может оказать негативное влияние на рентабельность российских НПЗ.

  С другой стороны, конъюнктура рынка нефти была благоприятной в этом году, исключая ноябрьские и декабрьские события, связанные с падением нефтяных цен на мировом рынке.

  В октябре 2018 года, когда цены на российскую нефть поднялись на мировом рынке до пикового значения 600 $/тонну, стоимость транспортировки нефти составила по самому длинному маршруту 39 $/тонну, или 7%. Низкая стоимость транспортировки на фоне высокой мировой цены позволила обеспечить грузоотправителям более высокую прибыльность при сохранении «статус–кво» тарифной политики в отношении естественных монополий.

  Учитывая параметры налогового маневра, повышение тарифов по транспортировке нефти может быть более приемлемо для рынка, в отличие от критической ситуации с ценообразованием на рынке нефтепродуктов.

  Как и в предыдущем году, госкомпании должны будут по итогам 2018 года выплатить государству дивиденды в размере 50% от прибыли. Исходя из реалий по выплатам дивидендов по итогам прошлого года такие выплаты по компаниям госсектора состоялись не в полном объеме по стандартам МСФО.

  Согласно дивидендной истории ПАО «Транснефть» коэффициент выплаты от чистой прибыли по РСБУ в 2017 году составил 100%. Однако есть нюансы: поскольку прибыль компании распределяется по дочерним и зависимым обществам, консолидирующим выручку по перекачке нефти по системе магистральных трубопроводов, то по стандартам РСБУ выплаты могут быть значительно ниже стандартов МСФО. «Транснефть», получая тарифную выручку по тарифу за диспетчеризацию, распределяет её согласно бюджетной политике.

  Сейчас тарифы должны индексироваться на уровень инфляции минус 0,1 п. п. Для расчета используется средний показатель инфляции за четырехлетний период (два предыдущих года и два прогнозных), а за основу берется потребительская инфляция. В то же время, ряд российских компаний заинтересован в изменении подходов в госрегулировании тарифов.

  Так, в июне 2018 года президент «Транснефти» Николай Токарев направил письмо премьеру Правительства РФ Дмитрию Медведеву с предложением отнять у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) полномочия по тарифному регулированию и передать их Министерству экономического развития, письмо также подписали председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон и председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин.

  Подход к индексации тарифов хочет изменить другая естественная монополия – ПАО «РЖД». Так, например, РЖД уведомила ФАС России о повышении рыночных цен на ряд закупаемых для производственных нужд позиций материалов и топлива, в том числе из-за роста мировых биржевых цен, и необходимости балансирования долгосрочной финансовой модели.  РЖД предлагает использовать не потребительскую инфляцию, а рост цен на промышленные товары. 

  В этой связи возникает вопрос о том, что естественные монополии, с одной стороны, для своего развития и поддержки объектов в работоспособном состоянии используют индексы цен на промышленное производство, с другой стороны – получают в составе тарифов индексацию цен потребительского сектора.

  Такой дисбаланс вынуждает компанию обеспечивать эффективность деятельности в том числе за счет сокращения затрат при строительстве и эксплуатации трубопроводов, а также реализации мероприятий по экономии энергетических ресурсов.

  В то же время следует отметить, что безопасность эксплуатации объектов трубопроводного транспорта достигается за счет обеспечения надежности эксплуатируемой системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов путем проведения системной реконструкции на основе результатов диагностики и модернизации основных фондов.

  В этой связи экономия в рамках реализации инвестиционной программы, программ реконструкции и технического перевооружения может привести к нарушению условий обеспечения безопасности и надежности крупнейшей стратегически важной для государства и пользователей системы магистральных трубопроводов.

  Возникает необходимость взвешивания экономических факторов: с одной стороны, важности бюджетного наполнения от доходов нефтегазового сектора на фоне профицитных показателей нефтяного рынка 2018 года, с другой стороны, минимизации роста тарифов естественных монополий, прибыльность которых зависит в большей степени от объема оказываемых услуг по транспортировке и в меньшей степени от нефтяных цен.

  Резюмируя вышесказанное, отмечу, что работа нефтетранспортной системы компании «Транснефть» – это тонкий, налаженный годами механизм, требующий постоянной модернизации, эффективной и безопасной эксплуатации, что подразумевает применение неформализованного подхода к регулированию и применению тарифной политики, обеспечивающей прибыльность Компании с учетом выполнения обязательств как перед пользователями услуг, так и государством.

© 2018-2019 Все права защищены.