Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Круглый стол

Решения ФАС, как поле борьбы нефтегазовых компаний

19.11.2018 20:46:00

  Тариф в России больше чем тариф… Он еще и инструмент борьбы компаний и номенклатурно-политических групп друг с другом. Конечно, он выполняет и свою прямую функцию – приносит средства собственнику инфраструктуры, которые позволяют окупать строительство, поддерживать оборудование в нормальном состоянии и т.д. Однако зачастую эта функция отходит на второй план, уступая место конъюнктурной борьбе. Это хорошо видно на примере газовой отрасли. 

  В 2010-е годы НОВАТЭК и «Роснефть» активно развивались на внутреннем рынке газа, что позволило им занять более 50% российского рынка. К настоящему моменту мы видим доминирование трех крупных игроков: «Газпром», «Роснефть» и НОВАТЭК. Причем свободных активов для поглощения уже фактически не осталось, а рынки сбыта поделены. Это порождает рост конкуренции.

  Последние годы мы наблюдаем ожесточенную борьбу указанных компаний. При этом они используют тарифы для выставления претензий к оппонентам. «Газпром» указывает на то, что независимые поставщики – «Роснефть» и НОВАТЭК забрали у него множество выгодных клиентов из-за неравного положения компаний на рынке: госконцерну запрещено давать скидку на газ покупателям. Получается, что компании Сечина и Михельсона приходят к промышленным потребителям в регионах, расположенных недалеко от районов добычи газа и предлагают покупать газ у них пусть не намного, но дешевле, чем установленный ФАС тариф. «Газпром» же не имеет право «перебить» их предложение. В результате к независимым переходят выгодные для снабжения клиенты: это промышленные потребители с равномерным потреблением на протяжении большей части года и без проблем с платежеспособностью. А у «Газпрома» остается население и объекты ЖКХ, у которых высокий пик потребления зимой и проблемы с неплатежами за поставленный газ. «Газпром» регулярно требует исправить ситуацию, но ФАС пока не смогло запустить даже пилотный проект либерализации цен в нескольких регионах. Блокировку этого эксперимента блокируют независимые производители резонно опасающиеся, что у «Газпрому» возможности для демпинга гораздо больше. 

  Независимые производители также недовольны тарифами, но уже на прокачку газа и его хранение в подземных хранилищах (ПХГ). Они жалуются, что тарифы на прокачку для них выше, чем для «дочек» «Газпрома», а хранение вовсе не регулируется надзорным органом. 

  О необходимости решить эти проблемы Владимир Путин говорил еще в июне 2014 г. на заседании президентской комиссии по ТЭК. Тогда он поручил правительству и заинтересованным сторонам создать концепцию развития внутреннего рынка газа [1] . Но до сих пор ничего не изменилось. Одной из проблем является сильная поляризованность оппонентов. Понятно, что компаниям сложно пойти на компромисс, но даже регулирующие органы не могут занять демонстративно отстраненную позицию. ФАС, получив полномочия определения тарифов, должна была просчитать экономически обоснованную ставку исходя из затрат «Газпрома» на строительство и транспортировку, строительство газопроводов и т.д. Именно на такую бюрократически нейтральную процедуру указывал Владимир Путин. ФАС пошла явно по другому пути, становясь периодически за одной из спорящих сторон.  Таким образом, справедливое тарифообразование могло бы ликвидировать ряд спорных моментов. Вместо этого оно становится очередным полем борьбы нефтегазовых компаний друг с другом. 


[1] http://www.kremlin.ru/events/councils/by-council/29 

© 2018 Все права защищены.