Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Круглый стол

Вопрос тарифов на транспорт газа — часть фундаментальной проблемы

15.11.2018 12:19:00

Недовольство «Газпрома» уровнем тарифов на услуги по транспортировке газа является частью фундаментальных проблем, которые характерны сегодня для внутреннего рынка России. Эти проблемы проистекают из противоречий между «Газпромом» и независимыми производителями голубого топлива. К сожалению, государство фактически устранилось от их разрешения.

Примерно две трети добываемого в России газа используется на внутренний рынок. Так, в 2017 году, по данным Министерства энергетики, из 691,1 млрд куб. м 468 млрд куб. м было направлено российскому потребителю. За последние годы значительно выросла доля независимых производителей голубого топлива.

К примеру, когда начался кризис на рынке углеводородов (2014 год), «Газпром» сократил добычу на 9%, в то время как НОВАТЭК и «Роснефть» напротив нарастили производство голубого топлива — на 1,5% и 35% соответственно. Разумеется, частично рост поставок со стороны независимых можно объяснить приобретением ими новых активов. Но в большей степени это связано с ростом регулируемых цен на голубое топливо.

С середины прошлого десятилетия регулируемые цены выросли примерно в четыре раза. Это, с одной стороны, ухудшило позиции газа в межтопливной конкуренции. Но, с другой, независимые производители получили отличный стимул вкладывать деньги в добычу голубого топлива. Они могли предлагать потребителям конкурентную цену, что привело к снижению доли «Газпрома» на внутреннем рынке.

Проблема заключается в том, что независимые игроки в первую (и по сути единственную) очередь ориентировались на крупных потребителей — заводы и электростанции. Они гарантировали значительный спрос и при этом не возникало практически никаких проблем с получением денег за поставленное топливо. В то же время «Газпром» постепенно вытеснялся в область снабжения населения, которую другие игроки избегают, так как с ней связана проблема неплатежей.

Полноценно конкурировать с независимыми поставщиками «Газпром» не может, так как не имеет права реализовывать газ по более низким ценам. Попытки провести полноценную либерализацию рынка, при которой крупнейшая газовая компания страны получила бы возможность снижать цены для потребителей и тем самым участвовать в полноценной конкурентной борьбе, не встретили понимания у государства.

Но в этих условиях у «Газпрома» остаётся два конкурентных преимущества — газотранспортная система и экспорт. Некоторые независимые игроки также претендуют на экспортные поставки по газопроводам, а также требуют более мягких условиях по доступу к трубе. При этом у каждого участника рынка есть свои интересы, которые они защищают всеми доступными способами.

В ситуации, когда «Газпром» не имеет возможности полноценно конкурировать за потребителей, и при этом он обязан вкладывать деньги в российские газопроводы, странно ожидать от него готовности смягчать доступ к системе. Ведь остальные игроки не намереваются разделить с ним тяготы ремонта, модернизации и строительства новых мощностей.

Выход из сложившейся ситуации, по всей видимости, лежит вне возможностей ФАС. Одними изменениями в методике расчёта тарифов на транспорт газа обойтись невозможно. Необходимо создать условия, при которых все игроки получат равные возможности на внутреннем рынке, а с ними и равные обязанности. Но скорее всего ситуация вновь зайдёт в тупик. И будет сохранено текущее, довольно шаткое положение.

© 2018 Все права защищены.