Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Круглый стол

Время перемен

14.11.2018 11:31:00

Топливный кризис затмил множество важных событий в нефтегазовой отрасли, которые не менее цены бензина или дизеля могут оказать значительное влияние на экономику нашей страны. Правление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) приняло решение в 2019 году увеличить тарифы на услуги ПАО «Транснефть» по транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов на 3,87%, то есть на 90% от запланированного уровня инфляции. Об этом сообщил «Интерфаксу» заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин. Нужно отметить, что российская транспортная монополия просила увеличить тарифы почти на 20%.

На первый взгляд, между проблемами с ценами на АЗС и стоимостью прокачки нефти по «трубе», нет никакой связи. Причем, даже можно сказать, что установка минимальных тарифов транспортировки черного золота для нефтедобывающих компаний должно благотворно сказаться на развитии отрасли. Но, к сожалению, все не так просто. Схожесть этих событий заключается в подходе государства к решению возникших проблем. Как в первом, так и во втором случае, имеет место поверхностный расчет «учитывающий инфляцию».

И даже не хочется говорить, о разных мнениях в определении уровня инфляции в нашей стране. Приводить скучные цифры и доказывать, что рост тарифов необходим. Просто, создается такое впечатление, что помимо инфляции в России нет никаких проблем. Мы живем в идеальных климатических условиях, без социального расслоения и криминала, в дружбе и согласии со всей планетой, где цены на нефть существенно не менялись последние 50 лет, а единственное занятие полиции – это следить за сохранением зеленых насаждений в городах. К сожалению, все, не так, и неразумные ограничения роста цен или тарифов в отрасли не решают проблемы, а лишь откладывают, усиливая их негативное воздействие в дальнейшем.

Как едва ли сможет ручное регулирование цен на топливо справиться с убытками отечественных НПЗ из-за налоговой системы, так и сдерживание роста тарифов на транспортировку нефти не обеспечит нормальное функционирование трубопроводов, их заполнение, обслуживание, а тем более строительство новых магистралей. Никто не говорит, что нужно принимать расчеты транспортной монополии без обсуждения, но полностью отвергать их, основываясь только на данных о предполагаемой инфляции, по меньшей мере, не разумно. Причем главный бенефициар «Транснефти» - государство.

Ранее вице-премьер Дмитрий Козак поручил ФАС доработать законопроект о госрегулировании цен и тарифов до конца 2018 года. Однако уже после корректировки итоговый документ подвергся очень серьезной критике со стороны рабочей группы по проблемам тарифного регулирования. Причем, в данном случае, противниками идей ФАС стали не инфраструктурные компании, страдающие от тарифов, устанавливаемых ведомством, а федеральные министерства. ФАС включила в законопроект положение об исключении части чистой прибыли компаний, направляемой на инвестиции, при расчете дивидендов. То есть, вместо того, что бы просто индексировать в тарифах инвестиционные, дивидендные и амортизационные вложения компаний, как делается во всем мире, в ФАС решили создать сложнейший механизм расчетов, с вычетами, как у нас любят. Причем этот механизм опять не учитывает все затраты компаний. Создается впечатление, что ФАС просто хочет переложить свою работу на плечи других ведомств.

По указанию Минфина выплата дивидендов госмонополий должна составлять 50% от прибыли компании. Фактически деньги в казну, государству, как главному акционеру. Причем за 2017 год дивиденды «Транснефти» были снижены до 28,6% от чистой прибыли по МСФО. То есть, бюджет лишился части прибыли из-за того, что правительство недостаточно подняло тарифы (в 2018 году «Транснефть» просила поднять тарифы на 21%, а добилась увеличения лишь на 3,95%). Получается какой-то «обратный акциз, как тот, что будет введен для НПЗ в 2019 году, который доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский сравнил с определением «отрицательный рост».

В результате, на 2019 год мы имеем искусственные ограничения в стоимости автомобильного топлива и тарифах транспортировки сырья, из которого это топливо делают. Если мировой рынок поведет себя благоприятно для нашей страны, цена на нефть не будет расти, то мы обойдемся без кризисов и проблем, даже учитывая изменения в фискальной системе отрасли. Если же, нет, то мы можем столкнуться с очень серьезными неприятностями. Рост цен на бензин грозит только недовольством в обществе, а недостаток средств в обслуживании трубопроводов грозит серьезными авариями. Причем, виновна в них окажется, государственная компания, которая могла бы принести в бюджет дополнительные доходы, но которая будет очередной раз просить о снижении фискальной нагрузки, ради поддержания своей инфраструктуры в должном порядке и выполнения хоть какой-то инвестиционной программы.

© 2018 Все права защищены.