Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Обзор Telegram-каналов

Обзор Telegram-каналов. 19 июля 2019 года

19.07.2019

В центре внимания телеграм-каналов – заявление главы департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ А.Рубцова о содержании хлоорганических соединений в нефти, экспортируемой через порт Усть-Луга.

«Сырьевая игла» приводит слова А.Рубцова: «Нефть с повышенным содержанием хлорорганики, вытесненная в Россию, будет частично перерабатываться на российских НПЗ. Согласно дорожной карте, мы грязную нефть забрали себе и дальше смотрим варианты, каким образом её можно переработать или подмешать, с какой долей. Частично это будет переработка на наших заводах». На вопрос, связаны ли колебания органических хлоридов в Усть-Луге с тем, что какие-то объёмы «грязной» нефти уже подмешиваются, Рубцов ответил: «Конечно, немного подмешивается. Вы же видите наши сообщения, мы даём рынку понимание перспективы, что (содержание хлоридов – СИ) это 3-4 ppm, до 4 ppm. То есть это содержание, которое все заводы могут принимать. Ранее было до 2 ppm, сейчас с предлагаемым содержанием проблем с приемом нефти НПЗ нет. Мы проводим анализ, важно, как это влияет на ценообразование. От такой нефти никто не отказывается, вопрос только стоимости. Есть же рынок», – сказал он. По загрязненным объёмам, что остаются в системе, Рубцов сказал: «Система расшивается, начинает дышать, она же взаимосвязана».

«Газ-Батюшка» пишет, что глава Royal Dutch Shell Бен ван Берден пообещал на встрече с В.Путиным, что корпорация в течение пяти лет каждую неделю будет открывать одну АЗС в России. Сейчас у Shell более 300 заправок в России, как под собственным управлением, так и по предоставлению франшизы. Получается, что за пять лет должно появится еще 260 АЗС с вывеской компании. Путин, в свою очередь, отметил, что Shell – крупный инвестор в российскую экономику и прямые инвестиции составили $15 млрд. В России Shell и добывает сырьё, и производит продукцию: имеет завод по производству моторного масла в Тверской области и участвует в проекте «Сахалин энерджи». В рамках ПМЭФ подписан договор с «Газпром нефтью» о разведке и добыче дополнительных запасов углеводородов в Сибири. При этом Royal Dutch Shell объявил о прекращении сотрудничества с «Газпромом» в проекте «Балтийский СПГ», напоминает телеграм-канал. 

Россия шестой месяц подряд остаётся на второй строчке по объёму нефтедобычи, с показателем в 10,461 млн баррелей в сутки, сообщает «Газ-Батюшка». США в мае добывали в среднем 12,248 млн баррелей нефти в сутки, оставшись крупнейшим нефтедобытчиком. Третье место заняла Саудовская Аравия с объёмом добычи в 9,67 млн бар. Объём добычи в России сократился по сравнению с апрелем на 1,5%, в США – вырос на 0,7%, в Саудовской Аравии снизился на 1,4%. Переработка на НПЗ США увеличилась в мае на 2,4%. В Саудовской Аравии нефтепереработка сократилась на 5,2%. Переработка на НПЗ России уменьшилась на 2,7% с уровня предыдущего месяца и составила 5,292 млн баррелей в сутки. 

«Газ-Батюшка» сообщает, что правительство Украины ввело специальные пошлины на импорт дизельного топлива и сжиженного газа из России. Спецпошлина на дизтопливо, поставляемое трубопроводным транспортом, будет составлять 3,75% с 1 августа 2019 г. и 4% с 1 октября 2019 г. Спецпошлина на поставки сжиженного газа будет составлять 1,75% с 1 августа и 3% с 1 октября. Кабмин полагает, что решение снимет сверхрыночную маржу, которая возникала по причине логистики и других факторов. И теперь все трейдеры будут в одинаковых условиях. Цены не поднимутся, так как обострится конкуренция и больше ресурсов придёт из альтернативных источников, из Белоруссии, Литвы и Польши, а украинский бюджет на этом дополнительно получит около $77,3 млн в год. 

«Нефть и Капитал» отмечает, что всё постсоветское время поставки российского газа через Украину были главным источником обогащения политиков этой страны. Сейчас ситуация не изменилась: украинские власти продолжают зарабатывать на запутанных схемах поставок российского газа, просто в качестве посредников стали выступать европейские трейдеры. Это не меньшая проблема при заключении прямого газового контракта между РФ и Украиной, чем противоречия «Газпрома» и «Нафтогаза». Можно предположить, что, если бы в руководстве ЕС действительно существовало единое мнение о необходимости нового договора о транзите российского газа по ГТС Украины с прямыми поставками голубого топлива из РФ, документ давно был бы подписан, замечает телеграм-канал. Так, в июне средняя цена импортного газа, который продают Киеву европейские трейдеры, составила $196 за 1 тыс. куб. м, свидетельствуют данные Минэкономразвития Украины. Издание Eurasia Daily сообщило, что на немецком хабе NCG российский газ продавался в среднем по $118. С доставкой до границы Украины он должен был бы обходиться в $138–148. «Будет ли Украина покупать газ напрямую у России? Я не уверен. Европейские трейдеры заботятся о своих интересах и будут продолжать это делать. России безразлично, кому продавать сырьё, тем более что Украина постоянно требует для себя скидки, а нашей стране выгодно продавать без скидки, чем со скидкой», – указал директор Института национальной энергетики С.Правосудов. Другое дело, что ГТС Украины «заточена» под большие объёмы: для её работы требуется не менее 45 млрд куб. м. «С 10 млрд куб. м система работать не будет: трубы [слишком] большого диаметра. Это значит, что целые регионы Украины вообще потеряют доступ к газу. Придётся отключать предприятия, города, чтобы поддерживать давление. Это будет действительно техногенная катастрофа», – отметил украинский экс-министр экономки В.Суслов. 

«Саудовская Аравия явно стремится полностью изменить уже сто лет существующую схему взаимодействия производителей нефти с миром», – рассуждает «Сырьевая игла». Госмонополист Saudi Aramco близка к созданию международной сети из подконтрольных ей крупных НПЗ (мощностью 15 млн тонн нефти в год). В отличие от программы развития нефтеперерабатывающих комплексов в самом королевстве, они ориентированы больше на обеспечение локальных рынков. Сейчас таких НПЗ уже четыре и, возможно, Saudi Aramco продолжит приобретения. Даже четыре завода уже, при желании, обеспечат Эр-Рияду реализацию 60 млн тонн собственной нефти в год – примерно шестую часть своего экспорта. То есть саудиты стремятся замкнуть на себя и переработку, предлагая клиентам готовый продукт. Для покупателей здесь может возникнуть экономия на доставке топлива (нефтепродукты составляют примерно половину от объёма сырья) или в виде оговоренной скидки в цене сырья плюс рабочие места и создание стратегической инфраструктуры. Схема ещё не обкатана. Но при желании её можно продвинуть дальше к потребителю, например, инвестируя в строительство за рубежом ТЭЦ. Возможно, решение об этом уже принято, потому что Saudi Aramco начинает активно заходить в проекты по сжижению природного газа в России. Ведь такие электростанции для конкурентоспособности должны будут иметь возможность переключаться на использование более дешёвого в данный момент топлива: саудовских нефтепродуктов или принадлежащего Saudi Aramco СПГ. 

«Сырьевая игла» пишет: «Интересную рокировку демонстрируют речные перевозки». До недавних пор по рекам в России возили главным образом мазут, потому что он был слишком дёшев и железнодорожные тарифы заметно отражались на его цене. Однако буквально пару лет назад ситуация стала резко меняться по причине модернизации НПЗ, для которых мазут теперь стал не отходом, а промежуточным продуктом. Заводы с достаточно глубокой переработкой вообще свернули отгрузку по рекам. Но, как обычно с любыми перевозками, груз идёт за деньгами – в смысле за самой низкой платой за доставку. Вот Лукойл углядел экономический смысл в отгрузке по реке дизельного топлива, хотя до этого предпочитал везти его железкой. Понятно, что это только на время навигации, в данном случае на тёплые полгода. Но железнодорожники наверняка потерю груза заметят, для них теперь на данном направлении ставки речного фрахта означают предел эластичности спроса. Опыт Лукойла наверняка изучат те НПЗ, до которых ещё не дотянулись магистральные нефтепродуктопроводы, отмечает телеграм-канал.

© 2018-2019 Все права защищены.