Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Обзор Telegram-каналов

Обзор Telegram-каналов. 20 ноября 2019 года

20.11.2019

В центре внимания телеграм-каналов - предложение «Газпрома» «Нафтогазу» о заключении нового контракта по транзиту газа в трёхстороннем формате с участием Еврокомиссии. 

«ТЭК-ТЭК» рассуждает: «Накануне очередного раунда трёхсторонних переговоров в Брюсселе, которого ждут уже в последнюю неделю ноября, «Газпром» выкатил практически ультимативное официальное предложение, мало чем отличающееся от прежних заявлений российских властей: обнуление судебных споров в обмен на прямые поставки газа и годовой транзитный контракт: хоть прежний, хоть новый». Украине эти условия не интересны, говорят собеседники из Киева, пишет ТЛГ-канал. И план «Б» в случае срыва транзита - это закупка СПГ американского происхождения в Польше. Якобы ещё во время встреч Рика Перри с президентом Зеленским обсуждались возможные условия СПГ-контрактов на долгосрочной основе: сперва через регазификацию сжиженного газа из Польши, а потом и строительство терминалов на самой Украине. Разумеется, без субсидий, тут не обойтись, замечает «ТЭК-ТЭК». И газ будет стоить иначе, чем российский. Но если «Газпром» сам обрезает все пути разговоров в экономическом ключе про транзит в Европу, то такой сценарий в Киеве выгоден много каким игрокам. 

«Сырьевая игла» пишет, что «всё-таки дорого для Украины покупать газ из вторых рук и транспортировать его на несколько тысяч километров дальше». Как следует из рекомендаций Еврокомиссии Киеву, дорогостоящие реверсные поставки разумно сократить и напрямую покупать в России 15 млрд кубометров газа в год. После получения таких рекомендаций риторика «Нафтогаза» моментально изменилась. Компания теперь готова обсуждать предложение «Газпрома» о продлении действующего контракта или заключении нового транзитного договора. Но только в трёхстороннем формате с участием представителей Еврокомиссии. В общем, шансы договориться до начала 2020 годы растут. 

«Сырьевая игла» цитирует Forbes. Журнал опубликовал традиционный рейтинг «50 лучших работодателей». По версии журнала лучшее место - «Лукойл» (18 место в общем рейтинге). Неплохо в «Транснефти» (21 место). В «Татнефти» тоже ничего - 30 место рейтинга. Хуже всего работается в компании «Роснефть». Почётное 47 место из 50. 

«Газ-Батюшка» сообщает, что после недавних переговоров с Сечиным власти Бразилии продлили на четыре года срок, по которому «Роснефть» должна провести разведочную программу на месторождении Солимойнс в бассейне Амазонки. Компания взяла на себя обязательство пробурить до 13 новых скважин, провести 1280 км2 сейсмики 2D и 120 км2 сейсмики 3D. По новым условиям все работы должны быть завершены к 2026 году. Перспективные ресурсы нефти и конденсата месторождения Солимойнс составляют 57 млн тонн, газа - 176 млрд кубометров. В июне было подписано Соглашение, определяющее приоритетное значение проекта для Бразилии, по которому «Роснефти» предоставляются налоговые и инфраструктурные льготы. 

«Газ-Батюшка» сообщает, что бразильская Petrobras к 2030 году может стать лидером по добыче нефти в мире (среди публичных компаний, Saudi Aramco пока не учитывают). Так подсчитали в Rystad Energy. Такой рывок обеспечивается инвестициями в ближайшие 5 лет в размере более $70 млрд и новыми шельфовыми проектами. Компания за 2019 год уже поднялась с пятого на третье место по объёмам добычи. Первое место всё ещё удерживает «Роснефть» («арабы не в счёт»). Главной опасностью для развития называют возможное вступление Бразилии в ОПЕК и последующие ограничения добычи, замечает ТЛГ-канал. 

«ГазМяс» пишет, что США и Европа не собираются инвестировать в IPO Saudi Aramco. Стало известно, что саудовская компания отменила встречи с инвесторами в США, Британии, Европе и Японии. Даже после того, как цену акций установили в диапазоне 30-32 рияла за штуку (8-8,5 доллара), что предполагает общую стоимость компании в 1,7 триллиона долларов, крупным институциональным инвесторам она по-прежнему кажется завышенной. На данный момент Saudi Aramco найти потенциальных покупателей в нужном объёме не удалось. Для западных покупателей привлекательной была бы цена в 1,5 триллиона, отмечает телеграм-канал. С текущей ценой акций и планами выплатить 75 млрд долларов дивидендов Saudi Aramco проигрывает западным нефтяным гигантам. В частности, её дивидендная доходность составит 4,4-4,7% против 5% у того же Exxon Mobil и 6,4% у Shell. Таким образом, единственным крупным иностранным инвестором в IPO Saudi Aramco станет Китай. Госкомпании Поднебесной планируют вложить от 5 до 10 млрд долларов. Кроме этого, продолжаются переговоры с ближневосточными фондами и Россией. Однако, основной объём средств Эр-Рияду придётся все же привлекать на внутреннем рынке. Для розничных инвесторов власти вводят поблажки. Например, разрешая покупать акции с плечом два к одному (то есть в кредит на сумму до 100% собственных средств). 

«НиК» представляет колонку руководителя рабочей группы по ценообразованию и рынкам при Министерстве энергетики РФ В.Мищенко. Эксперт допускает, что демарш Польши по российскому газу - это не попытка поторговаться о цене, а действительный отказ в пользу других поставщиков, например, США и Катара (СПГ), а также Норвегии (по Baltic Pipe). Другой вопрос, какова цена газа у альтернативных поставщиков. Польша заявляет, что ниже российского, и вот почему. «Во-первых, это текущая конъюнктура мирового рынка СПГ: предложение превышает спрос, катарцы при низкой себестоимости производства СПГ имеют возможность осуществлять спотовые поставки по низкой цене. Во-вторых, польская сторона может приводить в пример цену разовых (спотовых) партий катарского СПГ, а не формульную цену законтрактованных годовых объемов», - поясняет Мищенко. Как бы там ни было у Польши, факт налицо: европейский газовый рынок входит в период высокой конкуренции. «Очень важно выбрать правильную рыночную стратегию с учётом всех угроз и рисков на этом пока еще основном для России экспортном направлении», - резюмирует эксперт. 

«ГазМяс» сообщает, что «Новатэк» просит 20 млрд рублей на строительство СПГ-терминала на Камчатке. Обращение президенту В.Путину вновь направил глава «Новатэка» Л.Михельсон. Речь идёт о финансировании создания федеральной инфраструктуры, которой частный инвестор по закону не может владеть. Сам «Новатэк» вместе с Total, китайскими CNPC и CNOOC, а также японской Mitsui планирует вложить в терминал 60 млрд рублей. Хаб по перевалке СПГ на Камчатке необходим «Новатэку» для вывоза газа по Севморпути на ключевые для компании азиатские рынки. ТЛГ-канал отмечает, что правительство ранее так и не смогло в течение года найти средства на этот терминал. Кроме того, сейчас этот проект не включён в бюджет на 2020-2022 годы. Однако известно, что В.Путин поручил первому вице-премьеру А.Силуанову, а также вице-премьерам Ю.Трутневу и М.Акимову рассмотреть обращение Михельсона и внести согласованное решение. 

«ГазБатюшка» сообщает, что на заседании СД «Газпрома» руководство компании очередной раз пришло к выводу, что корпорации нецелесообразно заниматься добычей сланцевого газа, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Что касается сжиженного газа, то совет директоров «Газпрома» «похвалил себя за рост активности при принятии таких инвестиционных решений». С сентября 2018 г. по октябрь 2019 г. было запущено семь новых СПГ-проектов в Северной Америке, России и Африке. По итогам заседания совет директоров поручил правлению компании продолжить работу по оценке перспектив СПГ в различных регионах мира. 

«Газ-Батюшка» пишет, что стоимость российского газа для Армении не будет повышаться до весны 2020 г. Это пообещал премьер-министр страны Н.Пашинян. «Газпром» с 1 января 2019 г. повысил цены на газ для Армении на границе со $150 до $165 за 1 тыс. куб. м, но внутренние тарифы остались прежними. Компенсировать повышение обязалась компания «Газпром-Армения» (100% «дочка» российского «Газпрома») за счёт внутренней оптимизации. 

«Сырьевая игла» пишет, что полгода понадобилось НМТП и «Транснефть-сервису» на выбивание компенсации из Hamilton Shipping LLC, чей танкер, зафрахтованный «Роснефтью», в конце июня повредил причал в новороссийском порту. Согласно мировому соглашению порт и стивидор получат компенсацию на сумму 8,1 млн евро. Подобные аварии, хотя и не приводят к людским жертвам и экологическим катастрофам, ломают график погрузки в и без того в перегруженном порту.

© 2018-2019 Все права защищены.