Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Обзор Telegram-каналов

Обзор Telegram-каналов. 27 сентября 2019 года

27.09.2019

В центре внимания телеграм-каналов - ситуация на мировом энергетическом рынке.

«Нефть и капитал» пишет, что если сразу после атаки дронов на саудовские нефтяные объекты эксперты говорили, что рынок дронами «не свалить», теперь всё иначе. После изменения в поставках Saudi Aramco для японских компаний и вброса WSJ, что саудиты лихорадочно ищут подрядчиков для ремонта инфраструктуры, аналитики говорят, что рынок может столкнуться с дефицитом предложения. «Если через 3 месяца подача нефти не восстановится в полном объёме, можно ожидать к концу 2019 г. очередной кризис на нефтяном рынке и, соответственно, рост цен», - говорит исполнительный директор Центра энергетики московской школы управления «Сколково» В.Мищенко. С ним согласен эксперт Международного финансового центра Владимир: «Пока все на слово поверили министру нефти Саудовской Аравии. Как только станет ясно, что королевство не сможет ввести в строй заводы, очень сильно пострадает предложение. Это подтвердят нефтетрейдеры, и тогда будет очень сильный скачок нефти. Рынок пока недооценивает масштабы произошедшего», - заявил он. В перспективе же можно ждать изменения структуры поставщиков. С атаками это связано в меньшей степени, просто в США пока мало трансатлантических танкеров, но Штаты работают над этим. «В течение года взрывного роста мы не увидим, но всё к этому идёт. В Мексиканском заливе сформирован мощный нефтяной хаб. Когда подтянутся транспортные мощности, в первую очередь танкерные, мы увидим активное присутствие американской нефти на всех наших традиционных рынках, в первую очередь рынках ЕС», - рассказал Мищенко. Пока же эксперты сходятся во мнении, что WTI не может в полном объёме заменить Arab Light для потребителей как в ЕС, так и в АТР (со вторым регионом окно возможностей открывается для российской ESPO, ВСТО). «По нашим оценкам, при возникновении каких-либо диспропорций в поставках лёгкой нефти поставки такого сырья могут в определённой мере поддерживаться ОАЭ и Оманом. В данный момент мы не ожидаем формирования существенной премии в котировках WTI», - указал главный аналитик компании «БКС Премьер» А.Покатович. 

«RU_lio» сообщает, что белорусская нефтяная компания, эксклюзивный трейдер нефтепродуктов, в 2020 г намерена увеличить экспортные поставки нефтепродуктов через литовские порты, объёмы поставок через порты Латвии и Эстонии сократятся, заявил заместитель гендиректора БНК С.Гриб. «В 2020 г планируем нарастить поставки через литовские порты. В первую очередь, это связано с их тарифной  политикой», - сказал Гриб, выступая накануне в Минске на международной конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь. Производство, трейдинг, розница», которая организована ПО «Белоруснефть». «В направлении Латвии и Эстонии поставки будут снижаться», - констатировал замглавы БНК. 

«Сырьевая игла» пишет, что «Газпромнефть» продолжает «искрить» инновациями в управлении сетью своих АЗС. Вслед за введением рассрочки для таксистов компания объявила о намерении передать часть заправок в управление сотрудникам. Предполагается, что это улучшит мотивацию сотрудников и приведёт к росту рентабельности. Телеграм-канал напоминает, что всё начиналось пару лет назад с увлечения продажами кофе на АЗС, которые у «Газпромнефти» росли быстрее, чем продажи топлива. В совокупности большое количество далёких от основного бизнеса компании нововведений может говорить либо о глубоком недовольстве руководства компании темпами роста и результатами работы своей розницы, либо о диверсификации топливного бизнеса в условиях перманентного налогового манёвра, замечает телеграм-канал. 

«ГазМяс» сообщает, что Росстандарт продолжает «выводить на чистую воду» автозаправки. По последним данным ведомства каждая 12-я заправка в России продаёт некачественное топливо. Выяснилось, что на автозаправочных станциях продается 6 млн тонн суррогата в год. При этом весь объём рынка бензина и дизеля составляет 65 млн тонн. Проведённые федеральным агентством с начала года проверки показали, что 8,8% АЗС продают бензин и дизель, не соответствующие утверждённым стандартам качества. Причём независимые заправки «грешат» в 2,5 раза чаще, чем сетевые. У последних доля нарушений составила 5%. У независимых - 13%, отмечает ТЛГ-канал. 

«Газ-Батюшка» пишет, что в Токио на международной конференции производителей и потребителей СПГ глава «Новатэка» Л.Михельсон сделал прогноз, что спрос на сжиженный газ в мире будет неуклонно расти, и через 10 лет объём продаж ресурса составит 700 млн т. В подтверждении своих слов он напомнил, что три года назад прогнозируемый объём рынка к 2030 г. оценивался в 470 млн тонн. Сейчас ожидается, что этот показатель будет достигнут уже к 2025 г, а прогноз на 2030 год - 550 млн т. По итогам 2018 г. рынок СПГ составил примерно 315 млн т, напоминает телеграм-канал. 

«Сырьевая игла» пишет, что многое указывает на то, что нынешние относительно низкие цены на газ и относительно высокие - на нефть могут подтолкнуть мир к смене главного энергоносителя и постепенному переключению с нефти на природный газ. Для России это очень важное перемещение спроса и не только потому, что газом мы богаты. Ведь ресурс ещё надо добыть и доставить потребителю. Как раз здесь у нашей страны есть преимущества. Например, Китай продолжает переводить свои ТЭЦ с угля на газ, хотя и более медленными темпами, чем планировалось компартией. При этом темпы прироста импорта СПГ Китаем будут сокращаться, а закупки трубопроводного газа, наоборот, расти, во многом за счёт поставок из России и Туркменистана, отмечает в своём отчёте Global Gas Analytics. Но и по части СПГ у России хорошие перспективы. Мировой рынок СПГ продолжит активно расти в ближайшее время благодаря низким ценам и через 10 лет достигнет объёма 700 млн тонн. А как раз сейчас заводы по сжижению газа строятся у нас от Балтики до Владивостока, напоминает ТЛГ-канал. 

«Energy Today» сообщает, что «Новатэк» планирует профинансировать строительство перевалочного СПГ-терминала на Камчатке до 80% за счёт внешнего финансирования. По словам Л.Михельсона, 70-80% это будет внешнее, а не акционерное финансирование. Объём частных инвестиций в проект составит менее $1 млрд. Кроме японских MOL и JBIC в проект могут войти ещё только партнеры «Новатэка» по «Арктик СПГ-2» и «Ямал СПГ», однако главным партнёром в проекте видится MOL, отмечает ТЛГ-канал. 

«Мастер пера» пишет, что глава «Газпрома» А.Миллер отчитался о текущей капитализации газовой монополии: по его данным, сейчас она составляет 80 млрд долларов, что в полтора раза больше, чем еще полгода назад. Иными словами, главный «газовик» признал, что минувшей зимой Газпром стоил всего 50 с небольшим млрд, что практически в 20 раз меньше ранее обещанного тем же Миллером показателя стоимости компании в 1 трлн долларов, замечает тлг-канал. Такую цель Алексей Борисович ставил перед собой в 2007 г., рассчитывая перешагнуть триллионный рубеж к 2014 г. «Мастер пера» отмечает, что и нынешний рост «Газпрома» вызывает вопросы: поставки газа на экспорт стагнируют (за полугодие упали на 8,9%, в августе снижение достигло 22%), монополия заподозрена в рисовании показателей (вскрылись, по крайней мере, два факта продажи значительных объёмов газа самому себе - первый раз «Газпромбанку», второй - дочернему трейдеру Marketing&Trading gaz), управляемость гиганта не улучшается, непрофильные расходы растут, эффективность снижается, себестоимость увеличивается. Из аудита Счётной палаты следует, что «Газпром» не контролирует расходы. А в скандальном аналитическом отчёте Sberbank CIB говорилось, что главными выгодоприобретателями от строительства экспортных трубопроводов названы крупнейшие подрядчики «Газпрома». Для самой монополии строительство трубопроводов и транспортировка газа являются убыточными. При этом эксперты свидетельствуют, что в случае списания этих убытков падение капитализации «Газпрома» было бы вообще катастрофическим. Телеграм-канал отмечает, что «Газпром» из важнейшего инструмента поддержки экономики давно превратился в политический инструментарий, а «большая политика по-российски, как известно, прибылей не приносит». «Газпром» уступил в капитализации даже отечественным неэнергетическим структурам: Сбербанк стоит больше. Зарубежные неэнергетические компании и подавно оставили «Газпром» далеко в хвосте. «Мастер пера» считает, что «стратегия управления монополией должна быть реформирована, топ-менеджмент заменен - возможно, даже на варягов из западных нефтегазовых гигантов, а политические и прочие непрофильные задачи подлежат незамедлительному изъятию из рабочей повестки «Газпрома», чтобы уставшая от коррупционного и политического изнасилования компания смогла наконец жить по рыночным законам и стать национальным достоянием не на бумаге, а в реальности». 

«Газ-Батюшка» пишет, что закулисная борьба за Транскаспийский газопровод в самом разгаре. Сложнее всего уговорить Иран. Конвенция о правовом статусе Каспия, которую подписали год назад страны пяти государств, сыграла с проектом злую шутку. В соответствии с подписанным (но не всеми ратифицированным) документом своё разрешение на строительство подводной инфраструктуры должны дать все страны. Вето может наложить любое из прикаспийских государств и сложнее всего оказалось договориться с Ираном. ТЛГ-канал отмечает, что иранцы «занимаются откровенным шантажом», требуя перенаправить газ по существующей у них инфраструктуре и через их порты. Однако ни Туркмения, ни Айзербайджан не собираются отказываться от выгодного проекта. Тем более, что уже подтянуты серьёзные европейские и китайские финансовые игроки, такие как Edison Technologies GmbH, MMEC Mannesmann GmbH, Air Liquide Global E&C Solutions, SINOPEC Engineering Group. При полученном от всех согласий, трубопровод будет проложен в течение 3-4 мес. Надежды становятся ещё более призрачными, в связи с последними событиями - обострением отношений между Тегераном и Вашингтоном, который обвинил Иран в атаке на нефтезаводы Саудовской Аравии. Кроме того, напряженной остаётся ситуация вокруг Нагорного Карабаха. Разрастание любого из этих конфликтов может похоронить так и не начавшийся проект. Существует еще один вариант развития проекта - поменять направление с западного на восточное. То есть поставлять газ в Китай и Индию. Но если геополитически расклад мог бы устроить всех, то вот экономически некоторые из стран Каспия остаются с пустыми карманами. «Газ-Батюшка» делает предположение, что скоро мы узнаем о новых договорённостях, которые ведутся между участниками за политическими кулисами.

© 2018-2019 Все права защищены.