Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Чистая нефть

Чистая нефть
24.06.2021

Весь мир давно озабочен проблемой воровства и фальсификации нефти и нефтепродуктов. Для криминала это очень доходный и малорискованный бизнес. Страдает природа, загрязненная выбросами некачественного топлива. Страдают потребители, у которых ломаются двигатели от бодяжного бензина и дизеля. Страдают государства, недополучающие нефтяные доходы и сборы.

Наживаются только воры и мошенники. По оценкам Ernst & Young, ежегодный объем незаконной торговли топливом составляет $133 млрд в год, и эта цифра продолжает расти[1]. По другим оценкам, эта величина превышает $150 млрд в год. Объем «черного рынка нефти и нефтепродуктов в России можно оценить лишь приблизительно – данные в открытых источниках отсутствуют. Экономисты Василий Симчера и Михаил Абрамов в 2019 году подсчитали, что российский бюджет недополучил нефтяных доходов на 8,5 трлн рублей.

В мире уже боле двух десятков лет разрабатываются различные технологии маркировки нефти и нефтепродуктов. В России же до сих пор действует ГОСТ 1510-84, утвержденный 1984 году, определяющий порядок маркировки нефти. Вот пункт 1.1. этого ГОСТа: «На потребительскую тару наклеивают бумажную этикетку либо делают надпись, содержащую: наименование нефтепродукта, его марку; обозначение стандарта; товарный знак предприятия-изготовителя…».

Понятно, что такой стандарт открывает неограниченный простор для криминала на рынке нефти.

Два года назад загрязненная нефть через пункт приема в Самарской области попала в нефтепровод «Дружба». Пострадали НПЗ Белоруссии, Польши, Украины, Германии и балтийских стран. ПАО «Транснефть» выплатила компенсации ущерба на 6,068 млрд рублей. В марте этого года компания объявила два конкурса на изучение технологии маркировки нефти и нефтепродуктов с использованием органических и неорганических маркеров. С конца мая 2021 года по конец января 2022 года должны быть проведены исследования влияния маркера на качество нефти и нефтепродуктов, на процессы транспортировки и нефтепереработки.

Рассмотрим некоторые применяющиеся сегодня в мире технологии маркировки нефти и нефтепродуктов и опыты российских исследователей.

Увидеть все

Одной из распространенных технологий маркировки топлива является рентгеновская флуоресценция (XRF). При прохождении через детектор излучение вызывает возбуждение в определенных молекулах топлива и генерирует вторичное излучение, указывающие на происхождение горючего. Рентгенофлуоресцентные детекторы настолько эффективны, что позволяют также определять уровни серы в топливе, в дополнение к контролю наличия металлов износа в смазочных материалах для предотвращения износа двигателей.

Метод газовой хроматографии используется уже более 20 лет. Он заключается в анализе газов, выделяемых топливом при его нагревании: таким образом можно определить, например, такие добавки как бром, хлор или фтор, которые вводятся в бензин и не должны содержаться в исходном составе топлива.

Весьма распространенными маркерами являются красители, представляющие собой молекулы, которые впрыскиваются в бензин. При внесении других растворителей они вызывают химическую реакцию, приводящую к изменению окраски топлива; по хорошо известным цветовым характеристикам можно узнать, было ли топливо разбавлено другими веществами, в том числе сомнительного происхождения.

Появилась в 2000-е годы и технология ДНК-маркеров[2], представляющие собой уникальные комбинации нуклеотидов с внедренными флуорофорами, которые невозможно копировать или дублировать. Современные технологии позволяют разработать индивидуальную композицию маркера для клиента с учетом особенностей продукции. По своему усмотрению производитель может хранить информацию о маркированном продукте в международном банке данных, что, в свою очередь, позволит определить место и дату производства партии нефтепродукта, принадлежность к определенному производителю, пункт назначения и другие данные.

Швейцарская компания SICPA[3] предлагает молекулярный маркер – технологию для отслеживания кражи и фальсификации топлива. Он нужен только в очень малых количествах и его можно автоматически вводить в топливо. Используются надежные и «несмываемые» маркеры; они не меняют характеристик топлива и чрезвычайно стабильны в течение длительного времени, не наносят вреда окружающей среде и не влияют на функционирование транспортных средств. У компании SICPA есть успешный опыт искоренения незаконных топливных рынков в развивающихся странах – Филиппины, Мозамбик, Албания, Уганда и Танзания.

Американо-британская компания Authentix, за последние 15 лет реализовала 22 национальных программы маркировки топлива. Программы работают в девяти ведущих нефтегазовых компаниях в США, Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Технологии Authentix позволяют увидеть расхождения в качестве топлива и проводить проверки в полевых условиях, а также осуществлять лабораторные испытания и подтверждающий анализ.

Компания Atomic Energy Commission of Israel запатентовала метод маркировки и определения подлинности жидких углеводородов, позволяющий выявить подделки нефти, бензина, керосина.

Компания Tracerco[4] (Великобритания) предлагает собственные экологически безопасные технологии маркировки топлива. Созданы портативные анализаторы, сервисы лабораторного анализа. Применяется визуализация тестирования с помощью облачной платформы Tracerco™ Insights. По утверждениям компании, национальные программы маркировки топлива Tracerco вернули клиентам более $10 млрд.

Система маркировки топлива (в том числе биотоплива) и других товаров с применением ДНК-технологий и люминесцентных компонентов используется компанией TraceTag International (TTI, Великобритания - Норвегия)[5].

Шанс для России

Одной из первых отечественных разработок в 2016 году была технология «скрытой» маркировки нефти, созданная учеными Самарского НИУ имени Королева. Она состоит в добавлении в нефть определенных молекулярных маркеров. С их помощью можно узнать, где добыта нефть, когда отгружена потребителю, можно отследить ее маршрут к месту переработки, а затем уже, используя другие наборы маркеров, понять, как нефтепродукты попали к потребителям.

Компания ООО «ДИСПАК»[6] разработала собственный метод на основе ДНК-маркеров TTI. Эти маркеры невозможно скопировать или продублировать, они служат 100%-м доказательством идентичности углеводородного сырья и нефтепродуктов. Определение ДНК-меток проводится мобильными аналитическими комплексами на основе метода полимеразной цепной реакции (ПЦР).

АО ЦНИТИ «Техномаш»[7] предлагает маркировать нефтепродукты и сырую нефть, с помощью специфических веществ-маркеров, которые считываются с помощью недорогого, компактного устройства. Ориентировочное время полного цикла анализа от момента забора пробы до получения результата – 20-30 минут. Метод требует несложной подготовки пробы, которую способен выполнить человек без специальных навыков.

Сегодня новые программы маркировки связаны с искусственным интеллектом и цифровыми системами обработки и анализа больших данных. С учетом бурного развития цифровых технологий, для нашей страны это хороший шанс распутать клубок стоящих перед нефтяной отраслью проблем, избавиться от фальсификаций, хищений, незаконного оборота продуктов и привести нефтедобычу и переработку к нормам цивилизованного рынка.




[1] https://authentix.com/wp-content/uploads/2019/10/Oil-and-Gas-Govt-Brochure-for-WEB.pdf

[2] https://www.topreg.ru/stati-i-obzori/markeri-dlya-topliv

[3] https://www.sicpa.com/solutions/oil-and-gas-integrity-management

[4] https://www.tracerco.com

[5] http://www.tracetag.com

[6] http://dispak-brandprotection.ru/images/pdf/dispak-definition-of-quality-and-origin-of-oil-products-2017.pdf

[7] https://cniti-technomash.ru/razrabotka-sposobov-i-sredstv-markirovki-nefteproduktov-i-syroj-nefti


© 2018-2020 Все права защищены.