Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Куда мы едем на электромобиле?

Куда мы едем на электромобиле?
05.12.2022

Практически мейнстримом сейчас стало активное продвижение электромобилей как безальтернативного транспорта будущего. Ряд автопроизводителей заявил о намерении полностью отказаться от производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.





Действительно, электромобили сокращают объем выбросов в крупных городах, но увеличение числа электромобилей также имеет серьезные негативные последствия в глобальном контексте.

Массовая электрификация автомобильного транспорта в мировом масштабе перемещает крупный объем спроса на первичную энергию с нефти на уголь и газ – основные виды топлива, используемые для генерации электроэнергии. В настоящее время автомобильный транспорт использует немногим менее 50% мирового потребления нефти. При этом основным видом топлива, используемым для генерации электроэнергии в мире по-прежнему остается уголь, занимающий 36% в структуре производства электроэнергии. Суммарные эффекты в мировом масштабе можно оценить исходя из приведенных выше графиков. 


  


При конверсии ископаемых источников энергии в электроэнергию теряется от 40 до 65% первичной энергии. КПД установок по генерации электроэнергии составляют в среднем 35-60%.

Электрификация автотранспорта приведет к увеличению спроса на газ, росту дефицита газа, цен и волатильности ценовой динамики. Для ответа на массовый рост спроса на электроэнергию может потребоваться строительство крупных объемов дополнительных мощностей по генерации электроэнергии. Маловероятно, что возобновляемые источники энергии смогут покрыть дополнительный спрос. Масштабное строительство новых угольных мощностей в развитых странах также будет крайне затруднительным. Таким образом развитие электромобилей предъявит серьезный дополнительный спрос на газ, что усугубит проблемы дефицита газа в целом ряде регионов мира и с высокой вероятностью приведет к росту стоимости и волатильности котировок газа.

Отдельной проблемой является дополнительная нагрузка на окружающую среду от развертывания массового производства и утилизации литиевых аккумуляторов.

Таким образом, напрашивается вывод, что ускоренный рост доли электромобилей в общем транспортном потоке в ближайшие 10-20 лет возможен только в крупных городах, а в более широком масштабе лишь в отдельных регионах, имеющих жесткое природоохранное законодательство, высокий уровень доходов населения и относительно благоприятный топливный баланс в части использования газа, атомной и возобновляемых источников энергии.


Прогнозная динамика спроса на нефть от автомобильного транспорта, млн барр. в день



Несмотря на большие надежды, возлагаемые на увеличение доли электромобилей в общем транспортном потоке, с учетом значительного числа проблем и препятствий, стоящих на пути этого процесса, ряд авторитетных зарубежных источников не видит сколь-либо существенных снижения перспектив потребления нефти со стороны автотранспорта по крайней мере в ближайшие 15 лет.

Так, по данным агентства Bloomberg объем потребления нефти автотранспортом до 2040 года останется на близком к текущим уровням, прежде всего под влиянием общих глобальных процессов увеличения численности населения Земли и роста числа автомобилей.

Если же заложенные прогнозы по повышению экономичности автотранспорта и росту доли электромобилей не реализуются в полной мере, спрос на нефть со стороны автотранспорта может даже существенно увеличиться, что создаст серьезные проблемы для мировой нефтегазовой отрасли по удовлетворению данного спроса. 

© 2018-2023 Все права защищены.