Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Монголия: угольные перспективы на фоне кризиса

Монголия: угольные перспективы на фоне кризиса
28.12.2022

Монголия является одним из мировых лидеров угольной промышленности. Именно на ее территории, в пустыне Гоби, находится каменноугольное месторождение Таван-Толгой, одно из крупнейших по запасам в мире. Тут находятся огромные залежи 6,5 млрд тонн угля, почти половину из которых составляет высококалорийный коксующийся уголь.

Месторождение начало разрабатываться еще в 1960-е годы, но по-настоящему серьезные темпы процесс принял лишь в 2010-е годы после строительства железнодорожной ветки в 400 километров.

При таких запасах совершенно ожидаемо, что внутри страны потребление угля лидирует, причем с огромным запасом: на него приходится порядка 90% всего внутреннего энергопотребления. Оставшиеся 10% приходятся на солнечную и ветряную энергетику.

Но нынешний мировой энергетический кризис открыл перед азиатской «угольной империей» новые перспективы. В частности, Улан-Батор надеется нарастить свой экспорт в Китай, который является одним из главных мировых потребителей угля. На КНР приходится более 50% мирового потребления.

Надо отметить, что географическое соседство Монголии и Китая тесно связывает эти страны в торговом плане. Монголы 86% всего своего экспорта отправляют южным соседям и продают в Китай все, что могут произвести. Это не только уголь, но и кашемир, и домашний скот. Но именно это полезное ископаемое представляет для Китая особую ценность: на него приходится больше половины импорта из Монголии.

Конечно, Китай, который является крупнейшим в мире загрязнителем окружающей среды, обещает каким-то образом исправиться и достичь углеродной нейтральности лет через 40. Но пока у монголов есть время хорошо заработать на продаже своего главного природного богатства.

Тем более, что Китай, похоже, совсем не против. Осенью Национальное статистическое управление сообщило, что в эту страну за несколько месяцев текущего года было поставлено 19 миллионов метрических тонн монгольского угля. При том, что весь 2021 год Монголия отправила соседям 16 миллионов. Как утверждают некоторые эксперты, монгольские поставки коксующего угля в 2022 году могут вырасти на 161% по сравнению с 2021 годом.

Всему этому способствует и цена на монгольский уголь, которая выросла в три раза по сравнению с прошлым годом. Немалую роль в этом сыграл неофициальный запрет Китая на импорт угля из Австралии в 2020 году, который до сих пор остается в силе. Хотя есть мнение, что Монголии так и не удалось в полной мере воспользоваться этой ситуацией. Во многом это связано с недостаточно развитой транспортной системой.

Транспортные сложности

Власти Монголии изо всех сил стараются решить все проблемы, которые мешают наращивать экспорт угля в Китай, коих немало, несмотря на протяженную границу между странами. Например, осенью был завершен долгострой, 233-километровая железнодорожная ветка, ведущая от месторождения Таван-Толгой до границы с Гашуун-Сукхайт. Строительство проекта длилось 14 лет.

Также не так давно замминистра горнорудной и тяжелой промышленности Монголии Отгоншар Батнайрамдал выразил надежду, что инвестиции в новые железнодорожные пути, которые помогут связать с китайскими портами и заводами, помогут еще больше увеличить этот показатель. А стремиться есть к чему, планов громадье. Власти оптимистично заявляют, что могут увеличить экспорт угля до 70 миллионов метрических тонн в год к 2025 году.

Немало проблем также доставляют сложности на границе, особенно во времена пандемийных ограничений, когда на границе постоянно застревали монгольские грузовики с углем. В 2020 году около 2000 грузовиков с коксующимся углем пересекали китайскую границу в день, но потом их количество сократилось до 200-300. Логично, что монгольские власти решили активно развивать железнодорожное сообщение и в ближайшее время планируют открыть сразу три новые линии.

Одновременно Монголия старается уменьшить свой углеродный след и инвестирует в ВИЭ, на которые приходится, как мы уже говорили, около 10% внутреннего энергопотребления. Но пока эти планы плохо сочетаются с экономическим кризисом и желанием как можно быстрее нарастить экспорт угля в Китай.

Угольная мафия

Ситуация усложняется еще одним фактором. Осенью в столице Улан-Батор прошло сразу несколько многотысячных протестов с требованием разобраться, куда делись 385 тысяч тонн угля с 2013 по 2019 год. О пропаже никогда не стало бы известно, если бы не данные об импорте, опубликованные Китаем. И эти цифры никак не «бились» с экспортными данными, представленными монгольскими властями. На фоне инфляции, социальных проблем и нищеты эти новости вызвали эффект разорвавшейся бомбы. Жителей возмутили хищения общенационального богатства на сумму до 12,8 млрд долларов.

Властям пришлось как-то реагировать, и виновными были объявлены Ганхуяг Баттулга, бывший генеральный директор государственной угледобывающей и экспортной компании «Эрденес Таван Толгой». После проведения обысков 6 декабря он, члены его семьи и еще четверо бизнесменов были арестованы.

Согласно данным Центрального банка, на уголь пришлось более половины экспортной выручки Монголии за первые 10 месяцев этого года. Но страна делает все возможное, чтобы как экспорт, так и выручка от него росли. При этом вопрос, поможет ли рост экспорта угля в Китай каким-то образом улучшить экономическую ситуацию в стране, где каждый третий житель находится за чертой бедности, а инфляция превышает 15%, вопрос к властям, пока остается без ответа.

© 2018-2023 Все права защищены.