Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Правительство заговаривает топливный рынок

Правительство заговаривает топливный рынок
21.05.2021

Весна для российских властей – традиционное время обострения борьбы с ценами на топливо. На посленовогоднее подорожание, вызванное плановым пересмотром акцизов (в этом году они выросли на 4%), в этот период накладывается растущий спрос (прежде всего со стороны сельхозпроизводителей) и ожидание плановых ремонтов на НПЗ, которые традиционно, хотя и не всегда оправданно, связывают с падением предложения.

В этом году ситуация усугубляется предстоящими в сентябре выборами. Средний избиратель уже и без того недоволен экономической ситуацией – только за 2020 год реальные располагаемые доходы упали, по уточненным данным Росстата, на 3%, в I квартале 2021 года   снижение продолжилось (-3,6% к аналогичному периоду прошлого года). Поэтому стабильность топливного рынка – вопрос уже не экономический, а политический.

Демпфер – отменить нельзя скорректировать

Неудивительно, что правительство не скупится ни на кнуты, ни на пряники для участников рынка. С начала мая начала действовать пересмотренная формула расчета топливного демпфера. Основные изменения:

  • с 1 мая 2021 года индикативная цена бензина понижается на 4 тыс. рублей по сравнению с действующей ставкой;

  • с 1 января по 31 декабря 2022 года индикативная цена бензина понижается на 2,7 тыс. руб. по сравнению с установленной в Налоговом кодексе ставкой;

  • с 1 января 2022 года снижаетя с 5% до 3% ежегодный размер индексации базовых цен для расчета демпфера по дизельному топливу;

  • с 1 января 2023 года индикативная цена бензина также будет индексироваться на 3%.

Кроме того, планируется снизить с 5% до 3% ежегодную индексацию базовых цен для расчета демпфера по дизельному топливу начиная с 1 января 2022 года. В результате нефтяники получат из бюджета около 60 млрд рублей, а выпадающие в результате доходы федерального бюджета (точнее, бюджетного трансфера в ФНБ), по словам замминистра финансов Алексея Сазанова, составят около 50 млрд рублей только за 2021 год.

При этом отказ от демпфера не рассматривается. Официально это объясняется тем, что механизм необходим для стабилизации топливного рынка. Неофициально говорится, что демпфер зарекомендовал себя как запасной инструмент изъятия сырьевой ренты в условиях низких цен на нефть, поэтому отказываться от него никто не будет – мало ли как оно будет.

Экспорт – запретить нельзя разрешить

Практически одновременно с корректировкой демпфера, в конце апреля, правительство подготовило два документа. Один – постановление об изменении нормативов биржевых продаж нефтепродуктов крупными нефтяными компаниям.

Собственно закрепление нормативов на уровне 11% от общего объема производства бензина и 7,5% от производства дизтоплива и сжиженного газа большого впечатления на рынок не произвело. Изменения обсуждались уже давно, кроме того, большинство производителей и так продают на бирже куда большие объемы (всего через торги реализуется около 20% нефтепродуктов).

Куда более содержательными были две новеллы, которые новостные агентства в основном обходили вниманием. Первая – введение понятия регулярности и равномерности биржевых торгов. Это, по идее, позволит планировать объемы реализации топлива в каждом пункте поставки, предотвращая локальные дефициты. Вторая – возврат возможности вывоза топлива прямо с завода автоцистернами (до сих пор – только ж/д транспортом). Последнее особенно актуально для мелких АЗС, для которых стандартная железнодорожная цистерна – уже слишком много.

Второй документ наделал особенно много шума. Это проект постановления о введении запрета на экспорт нефтепродуктов из РФ. Правда, профильный вице-премьер Александр Новак с тех пор неоднократно повторил, что подпись на нем появится только в случае крайней необходимости. В любом случае такой запрет не может быть сколько-нибудь долговременным. Российские заводы обладают избыточной мощностью по переработке, некоторые, например, Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза», работают почти исключительно на экспорт. Поэтому воспринимать этот документ нужно скорее как демонстрацию серьезности намерений властей, чем как реальное намерение перекрыть экспортную трубу.

Очевидно, что до выборов топливо заметно дорожать не будет. И не только благодаря вышеперечисленным мерам, но и вследствие давления со стороны ФАС. Служба уже запросила у сетей АЗС обоснование розничной цены, а кое-где, не ограничившись этим, провела выездные проверки.

Однако после того, как итоги голосования будут подведены, владельцы АЗС постараются наверстать упущенное. На сколько может подорожать бензин к концу года? В России действует негласный, но соблюдаемый всеми запрет Минфина увеличивать розничные цены больше, чем на величину прогнозной инфляции плюс рост акцизов. В 2021 году, по уточненному прогнозу ЦБ, инфляция должна составить 4,7-5,2%, акцизы с 1 января проиндексированы на 4%. Таким образом, потенциал годового роста ограничен 9%, из них 3,6% уже исчерпаны.

Таким образом, прибавив к текущей цене бензина примерно 5%, можно получить представление о максимальной стоимости топлива на АЗС к декабрю. С учетом снижающейся покупательной способности населения повышение может быть и того меньше. Например, в прошлом году цены на топливо выросли даже меньше официальной инфляции (2,6% против 4,9%). Точную цифру сейчас сказать невозможно – это будет зависеть от конъюнктуры мирового рынка нефти, предсказать которую не берется никто из серьезных аналитиков. Единственное, в чем можно быть уверенным – ценники на АЗС будут расти.

© 2018-2020 Все права защищены.