Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

У нефти и газа все будет хорошо

У нефти и газа все будет хорошо
02.12.2021

ВудМак сделал прогнозы для двух сценариев: продолжающегося роста в соответствии с тенденциями последних лет (Continued growth – CG) и собственного сценария AET-2 (Accelerating energy trasition), в котором рост температуры планеты ограничен 2 °С. Во втором сценарии происходит тотальная электрификация и давление на все источники выбросов парниковых газов. Но даже в этом сценарии для нефти и газа все совсем неплохо.

В сценарии CG:

- cпрос на нефть остается выше 90 млн барр./сутки до 2050 года, что стимулирует инвестиции в дорогие источники сырья и поддерживает цены чуть выше $80/барр. (здесь и далее в долларах 2020 года) минимум до 2030 года;

- спрос на газ остается высоким, при этом растущее вытеснение газом угля в Азии поддерживает цены в размере от $8 до $9/mmbtu до 2040 года и далее.

В сценарии AET-2:

- спрос на нефть достигнет пика до 2025 года и снизится до 35 миллионов баррелей в день к 2050 году, что на 70% ниже пиковых уровней. К 2030 году цена на нефть марки Brent составит в среднем $40/барр. и продолжит снижаться в последующие годы;

- спрос на газ вырастет в 2030-е годы. Последующее снижение будет постепенным, и к 2050 году спрос упадет на 20% ниже базового сценария. При этом газ станет дороже нефти в энергетическом эквиваленте.


 

Source: Wood Mackenzie Energy Transition Service

Колоссальная неопределенность вариантов для нефти ставит реальных производителей перед выбором: прогнозировать ли рост потребления нефти не ниже многолетней тенденции или верить в способность зеленых активистов задавить спрос с помощью тотальной электрификации транспорта и отопления и зеленого водорода.

На сегодня основными потребителями нефти и продуктов из нее являются транспорт и нефтехимия (транспорт – 70%, нефтехимия –15%). По мнению Вадима Дружина, партнера McKinsey&Company, «в ближайшие 10–15 лет для традиционной нефтехимии нет угроз со стороны новых технологий. Перспективы вторичных полимеров из пластиковых отходов и инновационных материалов серьезно ограничены относительно низкими ценами на нефть [это писалось до скачка цены нефти к $80, но данный рост не отменяет выводов – авт.], что делает разработку новых технологий нерентабельной, а затраты на сбор, сортировку и переработку пластиковых отходов значительно дороже производства первичных полимеров. Также вторичные полимеры уступают традиционным по технологическим свойствам, что сильно ограничивает области их применения. Массовых альтернатив пластикам не просматривается, и, значит, нефтехимия с ее высокой добавленной стоимостью будет только наращивать производственные мощности».

Вице-премьер Александр Новак еще более категоричен. В октябре он назвал нефтехимию будущим конкурентом нефтяной отрасли по объемам потребления продукции. По его словам, смена лидера может произойти в 2030 году, когда потребление нефти восстановится до уровня 2019 года, а потребление полипропилена и полиэтилена вырастет на 4 и 3,7% соответственно по сравнению с текущим уровнем.

Потребление нефтепродуктов транспортом будет расти еще не одно десятилетие. Простая оценка: средний срок службы автомобиля с ДВС – 12 лет, хотя он может служить и до 20 лет (даже в США 10% авто возрастом более 21 года). На сегодня гарантированный срок службы аккумуляторов электромобилей 8 лет. Таким образом, парк электромобилей начнет приближаться к парку авто с ДВС только после того, как доля электромобилей в продажах составит 60%, и еще не один десяток лет потребуется, что электромобили стали значительной долей общего парка. Один из последних прогнозов роста числа электромобилей выглядит так:

 

Но сложно поверить, что за десять лет производство чистых электромобилей в мире вырастет в 10 раз. К тому же около половины продаж «электро» в Европе составляют гибриды – «на людях» у тебя модный электромобиль, а ездить можно и на удобном бензине.

Еще одно препятствие для электромобилей – основной рост парка автомобилей (не продаж, а именно парка) происходит в странах Азии, Африки и Латинской Америки с небогатым в своей массе населением. Электромобили им не карману и не нужны, учитывая проблемы с энергоснабжением. Даже в Индии отключения электроэнергии обыденная ситуация.

Прогноз ВудМака поддержал ОПЕК. В своем последнем прогнозе организация ожидает, что спрос на нефть будет увеличиваться до 2045 года, когда рост спроса приблизится к нулю.


К 2045 году ОПЕК ожидает около 500 миллионов электромобилей в мировом парке, что однако составит только 20% мирового парка. Транспорт и нефтехимия останутся, согласно ОПЕК, основными потребителями нефти, как и было сказано выше.

ОПЕК логично считает одним из основных драйверов рост спроса на нефть Африку, правительства которой дали бой на СОР26 зеленым активистам из развитых стран, стремящихся ограничить континент в экономическом развитии за счет ориентации на ВИЭ.

  

Следует подчеркнуть, что ВудМак отмечает в пользу нефтяников резкое улучшение экономики нефтегазовых проектов. В этом году добыча будет генерировать такой же денежный поток при цене $60/барр., как и в при $100/барр. до обвала цен в 2014 году.

Глобальный сектор нефтегазодобычи в агентстве оценивают в $4,8 трлн при долгосрочной цене сырья $50/барр. Общая экономическая рента сектора при учете доли правительств в виде налогов и роялти оценивается от $9 до $23 трлн. Попытка «зеленых» уничтожить это достояние приведет к мировой финансовой катастрофе, только вряд ли «зелени» это удастся. Отрасль в этом году генерирует доход в полтриллиона долларов, а при продолжении роста спроса cash flow поднимется до $1,2 трлн. Даже в сценарии AET-2 ВудМак оставляет отрасли к 2040 году порядка $300 млрд.

 

Денежные потоки нефтегазодобычи после уплаты налогов


Агентство предрекает успех проектам с минимальными капвложениями и быстрой отдачей. Самыми доходными оказываются быстрые проекты добычи сланцевой нефти в Пермском бассейне США, а самыми спорными – долгосрочные проекты СПГ. Все добычные проекты, по мнению ВудМака, будут иметь IRR не менее 15%, что должно вдохновить инвесторов несмотря на препятствия со стороны администрации Джо Байдена.

 

Доходность новых ресурсных проектов по ценам корпоративного планирования

 

Газ уже стал более дорогим по энергосодержанию по сравнению с нефтью, и эта тенденция будет нарастать. Вот графики из апрельского доклада агентства:


Тем не менее, хотя крупные газовые проекты могут генерировать значительные денежные потоки с высокой прибылью, они имеют длительные сроки окупаемости и требуют больших капитальных затрат. В мире гораздо больше заглохших и застрявших газовых месторождений, чем нефтяных, просто потому, что их труднее коммерциализировать. Из 900 млрд бнэ некоммерческих ресурсов в нашем наборе данных Lens две трети составляет газ, сообщает ВудМак.

С газом потребители попали в собственноручно устроенную ловушку. Поддавшись абсурду AGW, страны переориентировались с угля на газ, который во много раз дороже добывать, перевозить и хранить. В основе энергетики лежит, как ни печально, сама энергия, в любой форме: уголь, нефть, газ, солнце, ветер, дрова, торф, атом. Если есть энергия, жидкое топливо можно сделать из угля и любой органики, как и заменители пластиков. Но ставить зависимость существования экономики, и, соответственно, самого государства, от одного вида энергии, который приходится транспортировать на тысячи километров и который закончится через 60 лет (газ) – опасная политика. Проблема не столько в физическом исчерпании запасов, сколько в дефиците, который случится гораздо раньше (звоночек прозвенел в этом году) – как только появится дефицит газа, его может не оказаться на «свободном» рынке по любой цене, он достанется только самым сильным.

Пока же у добытчиков нефти и газа все хорошо. Хотя газ дороже, инвестиции в нефть будут превышать газовые еще минимум лет десять.

 

Распределение инвестиций в нефть и газ


Но для газа, по мнению агентства, IRR вполне приемлем даже в сценарии AET-2. Для нефти в этом плохом, но маловероятном сценарии, IRR мал, около 7%, но это на уровне IRR для ветряков и солнечных панелей.

 

IRR для нефтяных и газовых проектов


В реальных вариантах IRR нефтегазовых проектов лежит в диапазоне от 10% до 25%, что помогает отрасли с оптимизмом смотреть в будущее. Сырьевики могут сказать «спасибо» Wood Mackenzie за такой прогноз.

 

Конкуренция за капитал


*Industry targets – показатель, рассчитанный по прогнозам международных нефтяных мейджеров

 

© 2018-2022 Все права защищены.