Измученный санкциями нефтяной сектор Венесуэлы, возможно, получил шанс на возрождение. И связано это не со сменой местного режима, а с мировым энергетическим кризисом, вызванным во многом потрясениями в Восточной Европе. В итоге, после начала конфликта на Украине делегации США уже дважды посетили Венесуэлу и, по слухам, оба раза обсуждалась возможность возобновления экспорта венесуэльской нефти в США. Также состоялись осторожные переговоры и с некоторыми европейскими странами.
Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) в материале для «Нефти и Капитала» рассуждает о том, насколько реально скорое возвращение венесуэльской нефти на мировой рынок.
В мае 2022 года произошло неожиданное событие. Госдепартамент США дал разрешение венесуэльскому гиганту PDVSA осуществлять поставки нефти в Европу. Правда, только лишь для погашения накопленного долга перед Eni и Repsol. В итоге поставки начались в июне и помогли региону несколько сократить закупки российской нефти. С июня Eni получила 3,6 млн баррелей разбавленной венесуэльской нефти, согласно документам PDVSA и данным отслеживания танкеров. Большая часть этих поставок позже была перенаправлена компании Repsol.
При этом условия сделки не обеспечивали денежные средства, а также топливо, необходимое PDVSA, которая не может в этом плане рассчитывать на собственные НПЗ по очевидной причине. В связи с чем уже в августе Венесуэла приостановила поставки с просьбой, чтобы итальянская Eni и испанская Repsol в обмен на будущие грузы отправляли топливо, как сообщают некоторые источники.
Тем не менее, этот случай показал, что двери для венесуэльской нефти в Европе если не открыты, то закрыты не полностью.
В активном поиске
Венесуэла всеми силами пытается реанимировать добычу сверхтяжелой нефти в поясе Ориноко, а схема получения топлива в обмен на сырую нефть может придать некий импульс и помочь перезапустить этот процесс.
Венесуэльские власти всеми силами пытаются этому поспособствовать. Второе лицо в государстве и первый вице-президент правящей Объединенной социалистической партии Венесуэлы, Диосдадо Кабельо, в июле публично предложил Европе нефть для удовлетворения ее энергетических потребностей.
"У них проблемы с газом, с бензином, с топливом, с удобрениями, Соединенные Штаты не смогут им помочь, а наступает зима, и она очень суровая, представьте, как подорожают энергетические услуги во всей Европе", - отметил Кабельо, подчеркнув, что Венесуэла располагает нефтью, способной удовлетворить потребности Европы в ближайшие сто лет.
- Рынок нефти довольно обширен и необходимо понимать, как в нем ориентироваться, - отметил в разговоре с ИРТТЭК венесуэльский эксперт в сфере энергетики Мигель Хаймес. - В сегодняшнем энергозависимом мире нельзя полностью изолировать отдельные страны и сразу же найти нефть на других рынках. Конечно, есть сырье в Африке, но нужны серьезные инвестиции, профессионалы, а процесс запуска новых маршрутов может занять около 20 лет. Посмотрим, как Запад выйдет из энергетического тупика, в который он сам себя загнал, введя санкции. Посмотрим, куда ударит бумеранг.Последний баррель венесуэльской нефти поступил напрямую в Испанию в октябре 2020 года, после чего Мадрид под давлением Вашингтона был вынужден прекратить импорт и обратиться к прочим экспортерам, например, к Мексике и Нигерии. Нельзя сказать, что испанская Repsol была очень довольна тем фактом, что ей пришлось разрывать отношения с одним из своих ключевых партнеров, PDVSA, из-за политических мотивов. Поэтому за нынешними визитами американцев в Каракас в Испании следят чрезвычайно внимательно.
- Те, кто ввел санкции против Венесуэлы, то есть США, Европа и Канада, имеют сейчас большие проблемы, связанные с импортом нефти, - утверждает венесуэльский эксперт в сфере энергетики Мигель Хаймес. – Поэтому Франция и другие западные страны уже заговорили о снятии или ограничении санкций против Венесуэлы. Несомненно, многие страны-импортеры нуждаются в венесуэльской нефти в разгар кризиса. Недавно Венесуэла приняла решение о подписании 20-летнего соглашения с Ираном, которое среди многих других областей включает в себя важный вопрос о технической поддержке нефтяной инфраструктуры Венесуэлы. Санкции заставили Венесуэлу искать другие пути, особенно в техническом аспекте замены оборудования и материалов.
Бесконечные технические проблемы
Именно проблема технического обеспечения является одной из актуальнейших для нефтегазового сектора Венесуэлы. К слову, в июле экспорт нефти Венесуэлы сократился более чем на треть, согласно данным Refinitiv Eikon. Что же случилось? Во-первых, технические сбои на модернизационных установках, во вторых перебои с подачей электроэнергии, которые нарушили работу установок PDVSA. В результате от берегов Венесуэлы отплыли всего 29 судов с нефтью и нефтепродуктами, что на 27% меньше июньских показателей и на 38% меньше показателей июля 2021 года.
Возможно, конфликт на Украине, усугубивший энергетический кризис, в будущем и сыграет на руку Венесуэле, однако в краткосрочной перспективе Каракас тоже оказался в проигрыше. После начала конфликта и в связи с хлынувшими потоками российской нефти в Индию и Китай Венесуэле пришлось сильно снизить цены на свою нефть, чтобы попытаться сохранить свои редкие доступные рынки сбыта.
Например, скидки для китайских нефтепереработчиков достигли после февраля рекордного уровня, по данным венесуэльских экспертов в области энергетики и руководителей нефтяных компаний. Баррель ключегого сорта Merey стал продаваться в Азии на 45 долларов дешевле, чем нефть марки Brent. До февраля 2022 года скидка была примерно в два раза меньше, чем сейчас, по словам представителей венесуэльского нефтяного сектора.
В общем, Венесуэла изо всех сил пытается вернуться в «большую игру», воспользовавшись как энергетическим кризисом, так и изменением приоритетов в международной политике, где президент Николас Мадуро, кажется, стал меньше интересовать мировое сообщество на фоне прочих событий.
Возможно, и самому Вашингтону сегодня было бы выгодно выпустить венесуэльскую нефть на свободу. Это помогло бы снизить цены и уменьшить ущерб для западных экономик, вызванный санкциями против России. В непростом 2022 году, похоже, все чаще на первый план выходят интересы, а не отношения. Посмотрим, как это скажется на мировых энергетических потоках.