Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

«Зеленый обман»: как крупнейшие нефтегазовые компании борются за эко-имидж

«Зеленый обман»: как крупнейшие нефтегазовые компании борются за эко-имидж
18.05.2021

Агентство по охране окружающей среды США назвало нефтегазовую отрасль «крупнейшим промышленным источником выбросов летучих органических соединений». Реакция оказалась неожиданной – вместо снижения эмиссии корпорации начали вкладывать миллионы в борьбу с подобными заявлениями в информационном поле. Удается ли им убедить общественность и инвесторов? Рассказываем в собственном материале ИРТТЭК.

В ноябре 2016 года вступило в силу Парижское соглашение, которое было призвано решить проблему с изменением климата. Казалось, что весь мир выступил единым фронтом. Внешне так и происходило. То одна, то другая страна или корпорация рапортовала о своих успехах в данном направлении, представляя отчеты о показателях ESG (экологическими, социальными и управленческими риски), которые стали требовать инвесторы. Однако поиск сложного компромисса между следованием глобальным принципам ESG и устоявшимися правилами действий работы крупных корпораций – процесс довольно непростой, как, впрочем, было понятно еще до того, как Парижское соглашение вступило в силу.

Эко-зависимость

Как мы знаем, теперь от показателей ESG зависит любая компания. Без них она просто не сможет получить доступ к финансированию на международных финансовых рынках.

Европа мгновенно пошла своим «зеленым» путем и приняла «Зеленый пакт» (Green deal), став лидером энергоперехода. За ней потянулись азиатские страны, которые стали вводить свои планы по декарбонизации, чтобы доказать инвесторам, что они достаточно чистые и поэтому вполне привлекательные.

Выбора у нефтегазовых корпораций не было. Все дело в инвестициях. И ради инвестиций.

BP громогласно объявила о трансформации всей своей структуры, которая заставит нефтяного гиганта тратить больше на чистую энергию и меньше на ископаемое топливо. К 2050 году корпорация обещала достичь нулевых выбросов парниковых газов.

«Мы должны меняться коренным образом», – кричали руководители компаний, перебивая друг друга. Total и Royal Dutch Shell тоже объявили о своих планах по достижению нулевых выбросов к 2050 году, за ними последовали американские коллеги из ExxonMobil и Chevron, которые также объявили о сокращениях выбросов.

Правда, ни одна из компаний не сказала ничего о том, собирается ли она сокращать добычу в ближайшее время. А ведь сокращение добычи – самый понятный способ сократить выбросы. У многих экспертов стало складываться мнение, что на самом деле игроки в отрасли и не планировали совершать никакой реальный переход от ископаемого топлива, по крайней мере, пока. А уж что там будет к 2050 году – кто рискнет спрогнозировать, особенно после того, что мы видели с появлением пандемии коронавируса?

Кошки-мышки.

Как известно, «нулевые» обязательства корпораций касаются только прямых выбросов при добыче и переработке нефти и газа, но не эмиссии от сжигания топлива. Поэтому компании спокойно объявили, что уменьшат «углеродоемкость», то есть уровень загрязнения на единицу продаваемой энергии. Получается, что если компания будет продавать больше низкоуглеродной энергии, например, солнечной или биотоплива, то ее общие выбросы никого интересовать не будут.

Так, например, получилось с французской Total, которая снизила интенсивность выбросов почти на 6% за счет расширения своих направлений по производству биотоплива и электроэнергии. В то же время общие выбросы, согласно отчету Transition Pathway Initiative, увеличились на 8%. Компании стали соревноваться в том, кто найдет более хитрую лазейку и сможет обойти новые законы.

Если европейские Shell, Eni, Total и Repsol в настоящее время хотя бы на уровне деклараций соответствуют обязательствам, взятым в соответствии с Парижским соглашением по климату, то их американские коллеги вовсе решили избежать громких обещаний. Chevron просто заявила, что к 2023 году снизит интенсивность выбросов на 5-10% при производстве нефти и на 2-5% при добыче газа.

 Возможно, с приходом нового президента Джо Байдена ситуация будет меняться, потому что одним из его главных обещаний было как раз сокращение выбросов. Все чаще стали звучать мнения, что усилий крупнейших энергетических компаний недостаточно. Например, в 2019 году организация Carbon Tracker подсчитала, что средний объем добычи нефти и газа семи главных корпораций должен сократиться аж на 35% уже к 2040 году. Однако пока эти компании говорят больше об увеличении добычи, нежели о ее сокращении.

Сила убеждения

Независимо от того, насколько технически корпорации планируют производить перемены, о которых мы говорили выше, имидж компаний не должен пострадать ни в коем случае. В рекламные кампании, подтверждающие «зеленую» политику корпораций, вкладываются миллионы. С 2016 по 2019 год Exxon, Chevron, BP, Shell и Американский институт нефти потратили более $440 млн на корпоративную рекламную рекламу в Соединенных Штатах, согласно данным Kantar Media.

«Хотите ездить с нейтральным уровнем выбросов углерода? Теперь это возможно с Shell», – говорится в одном из рекламных объявлений компании. Chevron называет теперь себя «компанией по производству энергии для человека».

Борьба за улучшение имиджа дошла до такой степени, что организация по экологическому праву ClientEarth обнаружила, что крупнейшие в мире компании, занимающиеся ископаемым топливом, систематически «улучшают» свой имидж, чтобы заставить общественность поверить в то, что они борются с изменением климата. Организация сравнила рекламу ExxonMobil, Aramco, Chevron, Shell, Equinor, Total, RWE, Drax и Ineos с их реальными действиями и бизнес-моделями.

Например, выяснилось, что Aramco, государственная нефтегазовая компания Саудовской Аравии, несмотря на заявления о серьезном отношении к изменению климата, продолжает разрабатывать новые нефтяные и газовые месторождения. Chevron, вкладывающая миллионы в свой имидж в СМИ, потратила лишь 0,2% своих долгосрочных инвестиций на низкоуглеродные источники энергии, такие как ветер и солнце. Доля Shell Oil в данном направлении составила всего 1%.

Нашлись активисты, которые сравнили подобную рекламную политику компаний с табачными гигантами, которые тоже всячески старались защитить репутацию и сохранить клиента. Зазвучали призывы запретить рекламу ископаемого топлива, аналогично запрету, который был введен в отношении табачных компаний 20–30 лет назад. То есть с обязательным предупреждением о вреде и риске изменения климата, чтобы не вводить в заблуждение ни общественность, ни инвесторов.

В общем, пока нефтегазовые корпорации делают ставку на долгосрочную перспективу, сдобренную правильно выстроенным имиджем. И даже растущие инвестиции в возобновляемую энергетику пока им особо не мешают. Возможно, помешает уже сам климат. В 2020 году наблюдался рекордный рост выбросов метана, парникового газа, который в 28 раз больше CO2 влияет на глобальное потепление. Но эта информация вряд ли будет использоваться в кампаниях по улучшению «зеленого» имиджа корпораций.

Михаил ВАКИЛЯН, зарубежный корреспондент ИРТТЭК


© 2018-2020 Все права защищены.