Россия обладает огромными запасами традиционных энергоносителей и столь же огромным поглощающим потенциалом (прежде всего за счет лесов). Стоит ли в таком случае форсировать переход к низкоуглеродной экономике, рискуя замедлением экономического роста и понижением и без того невысокого уровня жизни значительного числа граждан?
Переход к низкоуглеродной экономики должен быть технологически и экономически обоснован. Россия не может действовать без оглядки на климатическую повестку ЕС, США и Китая, но и слепое копирование чужой климатической политики недопустимо. Как представляется, надо сконцентрироваться на «сильных сторонах»: производство водорода из метана и ядерной энергии, повышение энергоэффективности промышленного производства, развития поглощающего потенциала лесов.
Пока действия России в области энергоперехода носят чисто реактивный характер. Может ли наша страна предлагать собственную повестку в рамках энергоперехода или мы обречены на то, чтобы все время следовать в фарватере стран-лидеров?
Да может, и должна. Первый пункт: нужно координировать свои действия с другими странами, вынужденными «приспосабливается» к новой энергетической повестке. При этом речь идет не только о странах-экспортерах энергии, таких как Саудовская Аравия, но и о ключевых странах «глобального Юга», таких как Бразилия, Индия и Китай. Взаимодействие с Японией также кажется продуктивным. Второй пункт: необходим активный диалог с Европейским Союзом, для отстаивания своего видения энергоперехода и хотя бы частичной корректировки «внешней» европейской климатической повестки.
Какие конкретные меры могла бы предпринять Россия, чтобы минимизировать потери от сокращения российского экспорта энергоресурсов, уменьшить дополнительное налоговое бремя для промышленности и исключить риск вымирания моногородов в нефтегазовых районах страны?
Как представляется, на европейском направление также следует продвигать сотрудничество с отдельными европейскими странами, например с Германией и Нидерландами. Так, например, в контексте водорода их концептуальные документы более конкретны и реалистичны, чем "виртуальная реальность" стратегий Еврокомиссии.
Как представляется, следует сконцентрироваться на:
производстве водорода;
продвижении компенсационных механизмов (например, развитие поглощающего потенциала лесов);
увеличении использования газа и газомоторного топлива там, где это целесообразно для снижения выбросов парниковых газов;
·увеличении общей энергоэффективности российской экономики.