Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

«Если «Дружба» встанет, эти проблемы решаемы сразу же или в недолгой перспективе»

«Если «Дружба» встанет, эти проблемы решаемы сразу же или в недолгой перспективе»
18.02.2020

Вчера российский историк, эксперт Института международных исследований МГИМО (у) МИД России Леонид Гусев в интервью агентству Регнум заявил, что Россия не сможет в короткие сроки переориентировать транзит углеводородов, идущий через территорию Белоруссии. По словам Гусева, «других вариантов транзита нефти у России в данный момент нет».

Эксперт Института развития технологий ТЭК Сергей Алихашкин:

Еще месяца назад ответ на возможные угрозы Белоруссии дал президент «Транснефти» Николай Токарев. «Мы исключаем такую перспективу, но возможности такие у нас есть, морские перераспределения и другие варианты… мы просчитывали все эти перспективы. Но видим, что возможность такая у нас есть и без особых затруднений это должно получиться».

Сегодня по транзиту в направлении Германии и Польши по «Дружбе» проходит около 30 млн тонн нефти. По южной ветке на Венгрию, Словакию, Чехию еще около 14 млн тонн. Суммарно около 44 млн в год.

Недостачу по северной ветке Германия и Польша могут восполнить через свои порты. Поставка нефти по южной восполняется отчасти по железной дороге, отчасти через нефтепроводы от хорватского Омишаля и через трубопровод IKL из германского Ингольштадта.

Портовый запас мощности по отгрузкам из России сегодня позволяет полностью компенсировать выпадающие объемы. Порт Приморск при прокачке в 33 млн т имеет резерв увеличения до 45 млн т, Усть-Луга план 23 млн т (при мощности 36 млн т), Новороссийск 25 млн т (при мощности 40 млн т), Козьмино 34 млн т (при мощности 36 млн т). То есть суммарно около 42 млн тонн – это то, что можно отправить в обход Белоруссии по морю.

И это не считая возможностей задействовать железнодорожные пути отправки. «Транснефть» имеет доступ к ряду железнодорожных нефтеналивных эстакад общим объемом 10-15 млн тонн. Что позволяет задействовать ЖД. Это, конечно, дороже, но вполне возможно.

Есть предложение от Украины прокачать в обход Белоруссии на южную ветку «Дружбы» через приднестровские трубопроводы 15 млн т. Эти трубы сейчас законсервированы, но это технический вопрос.

По нефтепродуктам также есть резерв у крупных российский НПЗ. По нашим подсчетам еще минимум 10 млн тонн – это резерв для дополнительной нефтепереработки, продукты которой могут быть транспортированы через порты или по ЖД.

То есть, если «Дружба» встанет, эти проблемы решаемы сразу же или в недолгой перспективе.

© 2018-2020 Все права защищены.