Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

"Компенсация в размере 15 долларов за баррель — это фактически подарок Беларуси"

"Компенсация в размере 15 долларов за баррель — это фактически подарок Беларуси"
27.02.2020

Заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов 25 февраля сообщил агентству БелТА о подписании в Москве протокола о компенсацию за поставки загрязненной хлорорганикой нефти из нефтепровода «Дружба» из расчета 15$ за баррель. Рассчитанная по текущим курсам валют сумма компенсации составит около $62 млн. В «Транснефти» факт подписания протокола на утро 26 февраля не подтвердили.

21 февраля министр энергетики Александр Новак разъяснил очередные предложения российской стороны Белоруссии: «Предложен подход, учитывающий снижение экспортной пошлины, а именно — снижение премии примерно на 2 доллара за тонну каждый год, т. е. пропорционально снижению экспортной пошлины. Это позволит частично компенсировать эффект от уменьшения экспортной пошлины».

Одновременно «в соответствии с действующим экспортным графиком “Транснефть” приняла от нескольких нефтяных компаний заявки на март для поставки нефти на белорусские НПЗ. Принятием этих заявок “Транснефть” подтвердила технические возможности по прокачке нефти». О суммарном объеме заявок на прокачку «Транснефть» не сообщила.

В это же время: "Поставки по "Одесса-Броды" начнутся в ближайшее время, в марте. Объем - несколько танкеров", - заявил Владимир Сизов. "Мы ведем работу по приобретению ресурсов в Черном море. Есть возможность приобретения ресурсов как производства азербайджанской компании, так и производителя из Российской Федерации", - сказал Сизов. 

Леонид, на Ваш взгляд, каковы возможные причины достижения договоренности между РФ и Белоруссией о компенсации $15 за баррель загрязненной нефти, ведь ничего нового со стороны России не прозвучало?

Допускаю, что причины достигнутых договоренностей лежат скорее в политической плоскости, чем в экономической. Все-таки Беларусь — наш давний партнер, пускай с ним периодически и возникают проблемы, поэтому осложнять с ним отношения нет никакого смысла. Ее населяет братский нам народ.

В тоже время ее территория выгодна России как транзитный коридор для российского экспорта и его переориентация на другие направления в обход Беларуси (в случае еще каких-либо осложнений с ней) потребовало бы времени и затрат.

Тем не менее, в споре по «грязной» нефти победителем стала именно Россия: власти Беларуси не рискнули полностью остановить прокачку нефти из России на Запад по «Дружбе», хотя подобное искушение у них могло быть. Но тогда у них возникли проблемы с Европейским Союзом и вести экономическую «войну» на два фронта Александр Лукашенко точно бы не смог - слишком уже  уязвима Беларусь в экономическом плане.

Поэтому компенсация в размере 15 долларов за баррель — это фактически подарок Беларуси, который окупится достаточно быстро даже при нынешнем уровне мировых цен на нефть. И не более того.

- «Транснефть» принимает заявки на прокачку нефти в Беларусь. Означает ли это, что Минск согласился с предложением главы Минэнерго А. Новака о снижении премии на $2? Какая возможна другая причина достижения договоренности о начале поставок нефти?

Возможно, что согласился. Без стабильных поставок российской нефти белорусские НПЗ долго протянуть не смогут, а выстраивание альтернативных каналов для закупок «черного золота» на глобальном рынке осуществляется не быстро. Если сейчас они загружены на половину мощности, значит их остановка не за горами. Вслед за ней реален бензиновый кризис в Беларуси и ее власти такого сценария развития событий точно не хотят.

- Как можно оценить заявление Сизова о поставке в марте нефти через трубу Одесса-Броды? Эти слова прямо противоречат предложению Новака и фактам о заявках «Транснефти».

Это лишь слабая попытка показать нефтяную «независимость» Беларуси и желание наладить поставки нефти из иных стран. В действительности подобный подход, например, закупка 160 тыс. тонн нефти у азербайджанской Socar никакого влияния на Россию не окажет.

- Насколько нефть из Одессы может оказаться дороже российской нефти, поставляемой по «Дружбе», с учетом неготовности «Одесса-Броды» (это время подготовки, стоимость технологической нефти для заполнения, другие финансовые вложения в техническую реанимацию трубы)?

Минимум на 20% дороже. Ведь транспортировка нефти в танкерах до Одессы и ее последующая прокачка по трубопроводу «Одесса - Броды» будет и долгой и затратной. Плюс еще издержки на подготовку трубы к работе Украина точно вставит в счет Беларуси. Впрочем, если в Минске хотят платить за нефть дороже, то мешать им никто не будет.

© 2018-2020 Все права защищены.