Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

"Минск пытается продолжать делать хорошую мину при плохой игре"

"Минск пытается продолжать делать хорошую мину при плохой игре"
27.02.2020

Заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов 25 февраля сообщил агентству БелТА о подписании в Москве протокола о компенсацию за поставки загрязненной хлорорганикой нефти из нефтепровода «Дружба» из расчета 15$ за баррель. Рассчитанная по текущим курсам валют сумма компенсации составит около $62 млн. В «Транснефти» факт подписания протокола на утро 26 февраля не подтвердили.

21 февраля министр энергетики Александр Новак разъяснил очередные предложения российской стороны Белоруссии: «Предложен подход, учитывающий снижение экспортной пошлины, а именно — снижение премии примерно на 2 доллара за тонну каждый год, т. е. пропорционально снижению экспортной пошлины. Это позволит частично компенсировать эффект от уменьшения экспортной пошлины».

Одновременно «в соответствии с действующим экспортным графиком “Транснефть” приняла от нескольких нефтяных компаний заявки на март для поставки нефти на белорусские НПЗ. Принятием этих заявок “Транснефть” подтвердила технические возможности по прокачке нефти». О суммарном объеме заявок на прокачку «Транснефть» не сообщила.

В это же время: "Поставки по "Одесса-Броды" начнутся в ближайшее время, в марте. Объем - несколько танкеров", - заявил Владимир Сизов. "Мы ведем работу по приобретению ресурсов в Черном море. Есть возможность приобретения ресурсов как производства азербайджанской компании, так и производителя из Российской Федерации", - сказал Сизов. 

Вопросы:

1. Каковы возможные причины достижения договоренности между РФ и Белоруссией о компенсации $15 за баррель загрязненной нефти, ведь ничего нового со стороны России не прозвучало?

2. «Транснефть» принимает заявки на прокачку нефти в Беларусь. Означает ли это, что Минск согласился с предложением главы Минэнерго А. Новака о снижении премии на $2? Какая возможна другая причина достижения договоренности о начале поставок нефти?

3. Как можно оценить заявление Сизова о поставке в марте нефти через трубу Одесса-Броды? Эти слова прямо противоречат предложению Новака и фактам о заявках «Транснефти».

4. Насколько нефть из Одессы может оказаться дороже российской нефти, поставляемой по «Дружбе», с учетом неготовности «Одесса-Броды» (это время подготовки, стоимость технологической нефти для заполнения, другие финансовые вложения в техническую реанимацию трубы)?

Мнение эксперта:

Иного выбора у Беларуси, кроме как согласиться на условия России, не было. При этом Минск пытается продолжать делать хорошую мину при плохой игре, именно так можно расценивать заявления г-на Сизова.

Разумеется, для страны, которая связала свое экономическое благополучие с поставками дешёвых продуктов переработки на европейские рынки, не обладая при этом сколь-нибудь значимыми собственными запасами углеводородов, наличие нескольких поставщиков – это просто страховка от возможных экономических или политических рисков. Поэтому очередные заявления о закупках сырья у третьих стран, можно было бы расценить как реализацию позиции г-на Лукашенко относительно диверсификации поставок нефти на белорусские НПЗ.

Однако не следует забывать, что отечественная нефть, в любом случае, сохранит доминирующее положение на белорусском рынке, как в силу своих физико-химических свойств, так и причин финансового характера. Во-первых, для обеспечения нормальной работы белорусских НПЗ потребуется любое приобретенное не у российских компаний сырье кондиционировать, чтобы максимально приблизить его к нефти марки Urals, для переработки которой они изначально и создавались. Во-вторых, цена российской нефти, при прочих равных, всегда будет ниже. Можно демонстративно закупать сырье в Венесуэле или Норвегии, но ни одна другая страна в обозримом будущем стратегическим поставщиком для Беларуси стать не сможет из-за довлеющих логистических сложностей.

С другой стороны, наличие твердой политической позиции может заставить отступить любые рациональные доводы, но в этом случае у Беларуси и ее партнеров из числа третьих стран должны хотя бы быть технические возможности по организации транспорта сырья по нефтепроводу «Одесса-Броды», а их наличие вызывает существенные сомнения.

© 2018-2020 Все права защищены.