Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

"Руководство Беларуси пытается продемонстрировать, что якобы есть реальные альтернативы"

"Руководство Беларуси пытается продемонстрировать, что якобы есть реальные альтернативы"
26.02.2020

Заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов 25 февраля сообщил агентству БелТА о подписании в Москве протокола о компенсацию за поставки загрязненной хлорорганикой нефти из нефтепровода «Дружба» из расчета 15$ за баррель. Рассчитанная по текущим курсам валют сумма компенсации составит около $62 млн. В «Транснефти» факт подписания протокола на утро 26 февраля не подтвердили.

21 февраля министр энергетики Александр Новак разъяснил очередные предложения российской стороны Белоруссии: «Предложен подход, учитывающий снижение экспортной пошлины, а именно — снижение премии примерно на 2 доллара за тонну каждый год, т. е. пропорционально снижению экспортной пошлины. Это позволит частично компенсировать эффект от уменьшения экспортной пошлины».

Одновременно «в соответствии с действующим экспортным графиком “Транснефть” приняла от нескольких нефтяных компаний заявки на март для поставки нефти на белорусские НПЗ. Принятием этих заявок “Транснефть” подтвердила технические возможности по прокачке нефти». О суммарном объеме заявок на прокачку «Транснефть» не сообщила.

В это же время: "Поставки по "Одесса-Броды" начнутся в ближайшее время, в марте. Объем - несколько танкеров", - заявил Владимир Сизов. "Мы ведем работу по приобретению ресурсов в Черном море. Есть возможность приобретения ресурсов как производства азербайджанской компании, так и производителя из Российской Федерации", - сказал Сизов. 

Вопросы:

1. Каковы возможные причины достижения договоренности между РФ и Белоруссией о компенсации $15 за баррель загрязненной нефти, ведь ничего нового со стороны России не прозвучало?

2. «Транснефть» принимает заявки на прокачку нефти в Беларусь. Означает ли это, что Минск согласился с предложением главы Минэнерго А. Новака о снижении премии на $2? Какая возможна другая причина достижения договоренности о начале поставок нефти?

3. Как можно оценить заявление Сизова о поставке в марте нефти через трубу Одесса-Броды? Эти слова прямо противоречат предложению Новака и фактам о заявках «Транснефти».

4. Насколько нефть из Одессы может оказаться дороже российской нефти, поставляемой по «Дружбе», с учетом неготовности «Одесса-Броды» (это время подготовки, стоимость технологической нефти для заполнения, другие финансовые вложения в техническую реанимацию трубы)?

Мнение эксперта:

Комментировать со стороны переговоры по поставкам нефти и ценам, в которых есть и большая политическая составляющая, всегда сложно, такие переговоры очень непростой процесс, а в отношениях с Беларусью особенно, здесь много различных наслоений, причем с обеих сторон, и не все обсуждаются публично во всех деталях. 

Идет жесткий торг по всему комплексу вопросов, в чем-то нужно идти на уступки друг другу. У Минска не идеальные позиции, они никогда не были такими из-за нехватки финансовых ресурсов, зависимости по многим позициям, помимо нефти и газа, от российского рынка. Поэтому, в частности, по компенсации за ущерб от загрязненной нефти нужно было соглашаться на то, что можно получить реально, ничего другого не оставалось. Но, конечно, договорились не обо всем. Пытаясь выторговать условия для поставок российской нефти получше, руководство Беларуси пытается продемонстрировать, что якобы есть реальные альтернативы. 

Отсюда и тема поставок по нефтепроводу "Одесса - Броды", и покупка нефти у Норвегии с поставкой по морю и далее железнодорожным транспортом, и покупка американской нефти. Но это всё происходило и раньше, не раз и не два, по крайней мере, с "Одесса-Броды". 

При этом все прекрасно знают, что такие поставки обходятся дороже, чем по "Дружбе" из России. "Одесса-Броды" - это вообще особая история. Если говорить об азербайджанской нефти, то это легкая нефть, это другой выход нефтепродуктов, чем при переработке российской нефти, другая цена, поскольку сложная логистика. Тем более, речь идет якобы о "нескольких танкерах", то есть спотовых партиях, а не о долгосрочном контракте. Это Минск уже пробовал, было бы выгодно, работали бы постоянно, но данный вариант - не более чем демонстрация, и все это прекрасно понимают. Совсем странно звучит и перспектива поставки по морю на Одессу нефти от российского производителя. Вряд ли Минску удастся на Черном море так сбить цену, чтобы поставка была выгоднее, чем по "Дружбе", волшебная палочка вряд ли существует. То же самое касается теоретических поставок американской нефти.

 Технически в качестве рабочего варианта, вероятно, можно было бы рассматривать поставки по срочным контрактам нефти из района Персидского залива и Западной Африки, где есть сорта, близкие по качеству к "Юралс", но здесь встает вопрос о финансовой стороне дела, об условиях платежа. Минску нужна довольно большая отсрочка, российские производители на это шли, а другие на такие же условия не идут. Преференций Беларуси никто делать не собирается. А Россия за те или иные преференции, конечно, хочет получать что-то взамен. 

Вот, собственно, суть проблемы. Беларусь не способна покупать нефть по реальным рыночным ценам на реальных условиях. А сдавать позиции по другим вопросам в обмен на преференции не хочет, что в принципе можно понять. А решение этой сложной задачи находится вне плоскости общей политической и экономической философии нынешнего президента Беларуси.  

 
© 2018-2020 Все права защищены.