Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Новости

Искусство возможного: как остудить топливный рынок

14.09.2021
Тенденция
Подходящее к концу лето стало периодом взрывного роста топливных цен. Если по итогам мая цены на бензин и дизель выросли на 3,8% и 2,2% в сравнении с концом декабря, то к 16 августа прирост достиг 5,9% и 3,8% соответственно, следует из данных Росстата. Это породило ожидания запрета на экспорт, возможность которого правительство пока не стало исключать. «Более кардинальные меры, такие как запрет экспорта нефтепродуктов, остаются на повестке и могут быть в любой момент применены в случае ухудшения ситуации», – заявил вице-премьер Александр Новак 9 августа на совещании с представителями нефтяных компаний.

Угроза экспортных ограничений используется не в первый раз: к примеру, в июле 2018 г., вскоре после заморозки топливных цен, правительство было наделено правом повышать пошлины на экспорт бензина и дизеля с 30% до 90% (от размера пошлины на нефть) в случае ценовых скачков. И к этой угрозе нефтяники прислушались: по итогам того же 2018 г. экспорт бензина сократился на 4,6% (до 4,2 млн т), следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС).

С экспортом, де-факто, увязано действие демпфирующего механизма, введенного в 2019 г. для сдерживания топливных цен после их разморозки: являясь компенсацией экспортной альтернативы, демпфер, по замыслу регуляторов, призван покрыть нефтяникам издержки от недопоставок топлива за рубеж.

Однако в реальности для поставщиков бензина экспорт играет пусть и растущую, но не самую значительную роль: в 2018 г. доля экспорта в производстве бензина составляла 11% (4,2 млн из 39,1 млн т), в 2019 г. – 13% (5,2 из 39,9 млн т), в 2020 г. – 15% (5,8 млн из 38,4 млн т,), а в первой половине 2021 г. – 14% (2,8 млн из 19,9 млн т, по данным Росстата и ФТС).

На розничном рынке доминируют заправки вертикально-интегрированных компаний (ВИНК): до пандемии на их долю приходилось 60% физических продаж топлива, а остальные 40% – на независимые АЗС, согласно данным Федеральной антимонопольной службы. При этом в количестве заправок пропорция обратная: 40% – у крупных компаний, а 60% - у независимых НПЗ.

На руку крупным компания играет и сравнительно низкий норматив продаж топлива на бирже (12% для бензина и 8,5% для дизеля): из-за низкого порога на бирже зачастую образуется дефицит, влекущий за собой рост цен, который не только бьет по рентабельности независимых АЗС, но и «легитимирует» рост цен в рознице.

По той же причине дефицит возникает и на локальных рынках: так, в первой половине 2021 г. Хабаровский НПЗ снизил производство бензина на 24% (до 228,7 тыс. т, по данным ЦДУ ТЭК), что не могло не привести к нехватке топлива на Дальнем Востоке.

Прогноз ИРТТЭК
Угроза экспортных ограничений не приведет к долгосрочной стабилизации топливного рынка. В качестве «кнута» эффективнее использовать обязательные продажи бензина на бирже, которые повысят доступность топлива для независимых АЗС, тем самым увеличив конкуренцию на внутреннем рынке.
Минэнерго и ФАС стоит повысить норматив продаж до 25% (и для бензина, и для дизеля). Благодаря этому биржа из «рынка продавца» превратится «в рынок покупателя», на котором потребители (независимые АЗС), а не поставщики (крупные компании) будут диктовать цены. Это также простимулирует загрузку НПЗ, которая позволит избежать локальных дефицитов.
© 2018-2020 Все права защищены.