Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Новости

Проблема спроса, а не предложения: какое будущее ждет рынок водорода?  

06.05.2022

Скачки сырьевых цен и возросшие риски энергодефицита оставили на втором плане развитие водородной энергетики – самой «модной» энергетической отрасли последних лет. Однако 2022 год не оставил отрасль без инноваций, главной из которых стала первая морская транспортировка водорода, которая была осуществлена между Австралией и Японией.  

• Событие, открывшее эру международных морских перевозок водорода, стало возможным благодаря проекту консорциума HESC, который занимается производством водорода в Австралии путем газификации угля с использованием технологи улавливания CO2. Получаемый таким способом водород транспортируется в газообразном состоянии автомобильным транспортом из материковой части штата Виктория в прибрежный порт Гастингс, где он сжижается при температуре в минус 253 градуса Цельсия и отгружается на специальный танкер Suiso Frontier.  

• Водородной энергетикой занялись и развивающиеся страны: так, в апреле Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Египет предварительно договорились к 2030 г. ежегодно производить 480 тыс. т водорода на Средиземноморском побережье и в Экономической зоне Суэцкого канала. Схожий по масштабу проект собирается реализовать Намибия, которая планирует к концу нынешнего десятилетия производить 300 тыс. т водорода в год в Национальном парке Цау-Хаеб на берегу Атлантического океана.  

• Несмотря на бум новых проектов, ключевой проблемой рынка водорода остается слабый непромышленный спрос: более 90% глобального потребления водорода приходится на нефтепереработку, химическую промышленность и металлургию. Менее 10% приходится на транспортный сектор, который является самой перспективной нишей: если в 20217 г. в мире насчитывалось 7 тыс. авто на водородных топливных элементах (устройствах, преобразовывающих химическую энергию топлива в электричество), то в 2021 г. – 43,1 тыс., согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА).  


Прогноз ИРТТЭК:

• В ближайшие годы ключевой для рынка водорода будет являться проблема спроса, а не предложения: глобальный парк авто на топливных элементах будет увеличиваться медленнее, чем в случае электромобилей, общемировое число которых за 2017-2020 гг. выросло на 7 млн единиц (с 3,1 млн до 10,1 млн, согласно данным МЭА). Наиболее быстрорастущей нишей может стать общественный и грузовой транспорт: так, корейская Hyundai собирается до 2030 г. поставить 1,6 тыс. грузовиков на топливных элементах в Швейцарию, где для такой техники обнулен транспортный налог.  

• В целом, рынок водорода находится сейчас примерно на том же уровне развития, что и рынок сжиженного природного газа (СПГ) в середине 1960-х гг., когда начинались первые морские перевозки СПГ. Зарождающийся спрос сопряжен с высокими издержками для производителей, которым приходится нести издержки «первопроходцев» отрасли. В этом ключевое отличие от рынка ветроэнергетики, где инновации получили более широкое коммерческое применение.  

• Снизить барьеры для входа могут разработки, способные удешевить производство водорода: по оценке KPMG, удельная стоимость «серого» водорода» (получаемого из газа) составляет от $1 до $2,7 на кг, а «зеленого» (получаемого электролизом воды с использованием ВИЭ) – от $2,5 до $6 на кг. Израильский стартап H2PRO создал электролитические реакторы, которые позволили снизить издержки на производство «зеленого» водорода до $1 на кг. Однако коммерческое применение эта разработка найдет не раньше 2030 г. 

© 2018-2022 Все права защищены.