Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Новости

Россия повышает ставки в гонке электромобилей: 400 млрд рублей на технологический прорыв.

18.05.2021

Минэкономики представило первые параметры концепции развития электротранспорта в РФ, пишет «КоммерсантЪ». До 2030 года на эти цели планируется потратить около 150 млрд рублей из бюджета и внебюджетных фондов. Общие же затраты за тот же период оцениваются в 418 млрд рублей. Для выполнения программы предлагается создать национальный консорциум во главе с КамАЗом (входит в «Ростех»), который в декабре 2020 года представил экспериментальный образец легкового электромобиля «Кама-1».


Первое знакомство с основными положениями концепции позволяет предположить, что документ – не просто дань моде, а серьезная заявка, позволяющая заложить основы технологического прорыва. Как рассказал ИРТТЭК советник президента Института энергетики и финансов Николай Иванов, своеобразие текущего момента в том, что еще не выработано магистральных путей развития низкоуглеродной энергетики – все ключевые технологии находятся на разных стадиях развития. «Нам в этой отрасли еще не надо преодолевать гигантский технологический провал – все мировые технологии находятся примерно на одних стартовых позициях. Можно успеть предложить миру собственные технологические прорывы», – уверен эксперт.


− Первое, что обращает на себя внимание – в правительстве пересмотрели планы по росту парка электромобилей, сделав их более реалистичными. Еще недавно оптимистичный сценарий развития рынка предусматривал увеличение доли электрокаров до 30% к 2030 году. Предлагаемая Минэком программа исходит из цифры 15% к тому же времени. Сейчас доля электрических машин в общем объеме продаж составляет 0,1%, поэтому коррекция выглядит своевременной и уместной, хотя 15% тоже выглядят крайне оптимистичным прогнозом.


− Заложен принцип «сначала инфраструктура». Одним из основных факторов, сдерживающих рост рынка электромобилей, является отсутствие зарядных станций. Их строительство, в свою очередь, невыгодно из-за отсутствия клиентуры. Программа предлагает выход из этого замкнутого круга. До 2024 года планируется построить 20 тыс. ЭАЗС, строительство предлагается финансировать на 40% из федерального бюджета, еще 10% пойдут из региональных бюджетов. С последним пунктом проблем быть не должно – в качестве пилотных выбраны «богатые» Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Сочи, Калининград и Казань.


− Изначально создаются условия для импорта технологий, а не готовой продукции. Для этого планируется ввести утилизационный сбор на импортные электромобили, а также предлагается обязать производителей локализовать производство аккумуляторов и двигателей к 2027 году.


− Предполагается использовать для продвижения электромобилей системы каршеринга, в первую очередь в курортных регионах. Для владельцев каршеринговых компаний особенно привлекательными будут обещанные нулевой транспортный налог и бесплатный паркинг.

© 2018-2020 Все права защищены.