Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Новости

Российский дизель ждет кризис перепроизводства

08.06.2021

Тенденция
Если не свернуть программу модернизации нефтепереработки 2011 года, то через 10 лет четверть произведенного российскими НПЗ топлива не найдут покупателя. 

События
- Российские НПЗ на фоне запланированного роста производства могут не найти для них достаточных рынков сбыта, следует из исследования KPMG. Сейчас экспортируется около половины из 80 млн т производимого в РФ дизтоплива. В результате модернизации выпуск дизтоплива к 2030 году составит около 110–120 млн т, прогнозируют в KPMG, при этом российский рынок сможет вместить не более 40–50 млн т. Производство бензина KPMG оценивает в 45 млн т, профицит – в 5-7 млн т. 
- Программа модернизации нефтепереработки принималась в 2011 году на фоне быстрого восстановления после кризиса-2008 беспрецедентно высоких цен и спроса на нефть (средняя цена по году – $110 за баррель). В основу программы был положен тезис, что до 2030 года «не прогнозируется серьезных сдвигов в сторону распространения электромобилей и гибридных двигателей».
- По обновленным прогнозам, рост электифицированного автопарка составит с нынешних 10 млн до минимум 145 млн в 2030 году. Быстрее всего переходить на электромобили будет как раз Европа – основной потребитель российских нефтепродуктов.

Оценка ИРТТЭК
Ситуацию можно описать словом «цугцванг». Если начать сворачивание программы сейчас, это может привести к снижению объемов переработки и нарушению баланса спроса и предложения на внутреннем рынке топлива. Откладывая решение этой проблемы на 2030 год (срок завершения программы), рискуем столкнуться с кризисом перепроизводства, падением маржи переработки и, в конечном итоге, с тем же падением ее объемов. 

© 2018-2020 Все права защищены.