Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
СМИ об Институте

День. Выпуск от 24.05.2023

День. Выпуск от 24.05.2023
25.05.2023
Полная запись доступна по ссылке: https://tv.rbc.ru/archive/den/646dc4942ae596a1446dab3a 

В1: "День. Главное" на РБК. Самое важное к этой минуте. В студии Андрей Левченко.
В2: Вероника Романова.
В1: Присоединяйтесь и вы к нашей дискуссии. У нас есть телеграм-бот, отсканируйте QR-код, перейдите по ссылке, нажмите "Cтарт", чтобы начать общение. И самые интересное ваши вопросы или какие-то комментарии обязательно озвучим в эфире. И я уже предвижу целый шквал эмоциональных выплесков по поводу цен на бензин. Сейчас будем обсуждать, что происходит с топливом. Также с нами сегодня в студии Борис Межуев, политолог, доцент философского факультета МГУ, главный редактор портала "Паблико".
В2: Борис, а вы следите за ценами на топливо? Я не знаю там бензин, дизель.
БОРИС МЕЖУЕВ, ПОЛИТОЛОГ, ДОЦЕНТ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА: Ну слежу конечно так вот по мере возможности, хотя и наверное, не так, как люди, у которых...
В2: Автомобиля у вас по-моему своего...
БОРИС МЕЖУЕВ, ПОЛИТОЛОГ, ДОЦЕНТ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА: Автомобиля у меня нет, да и никогда не было.
В2: Да, но с другой стороны, да наверняка пользуетесь там такси, а это ну прямым образом влияет на свою.
БОРИС МЕЖУЕВ, ПОЛИТОЛОГ, ДОЦЕНТ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА: Вижу, вижу, что цены повышаются.
В2: Повышаются, согласен абсолютно. Вот и я очень редко пользуюсь, но тем не менее иногда думаю дай посмотрю, посмотришь там 700 рублей. Вроде же последний раз когда открывал было 350. При том что пробки нет. Смотришь, думаешь, может быть там все бордовое нет.
БОРИС МЕЖУЕВ, ПОЛИТОЛОГ, ДОЦЕНТ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА: Иногда даже невозможно определить, от чего зависит вот это ну явное колебание цен да и действительно, вот эти цены на Uber, так сказать, ну наш этот вариант Яндекс такси, которым пользуешься, действительно цены в общем, заметно повышаются,.
В2: Повышаются, да. Хотя с другой стороны, сейчас будем разбираться с экспертами, вроде бы правительство декларировало, что по итогам года цены на топливо не вырастут больше, чем на уровень инфляции. И есть вот посмотреть на 22 год инфляция, у нас там 11%, бензин подорожал на 0,6, это прошлый год, 0,6%, дизель там 8% вроде бы ы пределе выстояли и не превысили этот максимальный уровень. Начинаешь смотреть на текущие новости, оптовые цены. Да, на прошлой неделе на бирже в Санкт-Петербурге обновляет исторические рекорды по максимуму 17 мая 61409 рублей за тонну, 16 - 60608. Цены растут, подорожали сжиженные углеводородные газы. Дальше смотришь данные Московской топливной ассоциации. По итогам прошлой недели в Москве, Московском регионе вперед с 10 мая по 21 средняя розничная цена АИ-92 увеличилась в городе на 17%, 95 на 14. И потом они дают расклад по разным заправкам на заправках Роснефти АИ-92 - плюс 47 копеек, 95 - 32. И вот по своему баку своей машины раньше думал, ну вот скоро будет 2000, потом за короткий промежуток времени, но скоро будет 2 с половиной, чтоб полный бак. Сейчас уже все выше 3000 заправлять. И вот информация. Сейчас мы экспертов проверим из Карачаево-Черкесии еще раз говорю, надо проверять. Да там да там непонятно представители...
В1: Почти на 6...
В2: с 17 рублей да до 23 моторный газ в регионе подорожал. Представители отделения ОНФ в Карачаево-Черкесии...
В1: До 23,50. Просто чтобы этот каждая копеечка на счету когда ты заправляешь в больших объемах.
В2: Подключаем к нашему разговору Григория Баженова, руководитель аналитического центра Независимого топливного союза. Григорий, приветствуем вас.
Да. Здравствуйте.
В2: Григорий, ну а вы как охарактеризуете ситуацию на топливном рынке, что с ценами? Вот то движение вверх, который я озвучил, оно свидетельствует о том, что в целом вот мы наблюдаем повышение цены или это все в рамках какой-то сезонности, какие-то колебания короткие, небольшие, вот что вы фиксируете?
ГРИГОРИЙ БАЖЕНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА НЕЗАВИСИМОГО ТОПЛИВНОГО СОЮЗА: Ну скорее второе, просто потому, что мы действительно из года в год видим примерно одну и ту же динамику, обычно в период где-то с конца марта по сентябрь и цены растут на бирже, они растут с разной скоростью, то есть очень активно рост наблюдается обычным март-апрель-май. После этого идет, значит, остановка этого роста они могут ходить туда сюда. Ну, то есть немножко верх, немножко вниз, но уже активного роста и дальше не происходит. И после этого где-нибудь как раз к концу октября они начинают снижаться. Как правило, это вызвано 2 ключевыми факторами. Первый ключевой фактор заключается в том, что есть определенные сезонности в отношении спроса на бензин. Вот и второй фактор это, ну давайте так. Вы любите ремонтировать помещение тогда, когда у вас подходящие погодные условия? Ну, конечно, да, соответственно, и НПЗ тоже встают на определенные там...
В2: Слушайте, Григорий, у вас такая логика пронефтяная, я бы так сказал. Но а с другой стороны, давайте, вот вы говорите, - вы когда хотите ремонтировать квартиру, когда погодные условия позволяют, но это моя квартира. Это, скажем так...
ГРИГОРИЙ БАЖЕНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА НЕЗАВИСИМОГО ТОПЛИВНОГО СОЮЗА: Но это не ваш НПЗ, ну серьезно кому принадлежит НПЗ...
В2: А НПЗ работает для меня и для миллионов автомобилистов, а они в апреле ставят свои заводы традиционно на ремонт, а потом нам рассказывают о том, что ну вот при том, что вы сами сказали, сезонный рост спроса летний, а заводы ставят на ремонт. Это нормально, вы считаете?
ГРИГОРИЙ БАЖЕНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА НЕЗАВИСИМОГО ТОПЛИВНОГО СОЮЗА: Ну конечно нормально, это же их сложности, сложности, связанные с тем, что...
В2: Что значит их? Я не понял их, они для кого работают?
ГРИГОРИЙ БАЖЕНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА НЕЗАВИСИМОГО ТОПЛИВНОГО СОЮЗА: Ну вот вы, когда ремонтируете квартиру, вы же, наверное, ремонтируете квартиру в тот момент, когда вы можете это себе позволить, и у них абсолютно такая же логика, когда в принципе...
В2: Еще раз, в этот период увеличивается спрос, увеличивается спрос, если это рыночная экономика, то надо наращивать производство топлива, а нефтяники останавливают заводы на ремонт, я не понимаю логики.
ГРИГОРИЙ БАЖЕНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА НЕЗАВИСИМОГО ТОПЛИВНОГО СОЮЗА: Нет, в смысле они останавливают, потому что у них существует достаточно большое количество самых различных установок, которые занимаются переработкой. И, естественно, как бы они планируют подобного рода моменты, когда в общем-то...
В1: Вопрос Андрея, а нельзя ремонтировать в другой период, когда нет такого повышенного спроса, правильно я понимаю?
ГРИГОРИЙ БАЖЕНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА НЕЗАВИСИМОГО ТОПЛИВНОГО СОЮЗА: Если это происходит из года в год, наверное, нельзя. Но вы что, хотите? Обязать на законодательном уровне, чтобы они это делали зимой?
В1: Ну если это приводит к росту...
В2: У нас есть весна, у нас есть осень. Это, знаете, похоже на отключение горячей воды в домах, понимаете? Тоже...
В1: Но лучше отключать летом воду...
В2: Это понятно, да, но лучше вообще не отключать. Во многих странах мира именно так и делается, понимаете.
ГРИГОРИЙ БАЖЕНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА НЕЗАВИСИМОГО ТОПЛИВНОГО СОЮЗА: Как?
В2: Что как?
ГРИГОРИЙ БАЖЕНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА НЕЗАВИСИМОГО ТОПЛИВНОГО СОЮЗА: Во многих странах мира существует система центрального отопления, например.
В1: Это да.
ГРИГОРИЙ БАЖЕНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА НЕЗАВИСИМОГО ТОПЛИВНОГО СОЮЗА: Там нет какого-то отключения горячей воды, но там, извините меня и платежи совершенно другие, и на отопление, и соответственно, на водоснабжение.
В1: И ты ждешь, когда вода нагреется от солнца.
В2: Борис, ну вот секунду. Вы не автомобилист, для вас со стороны, вот просто вот не углубляясь в тему. Останавливается завод, вот еще раз говорю, не углубляясь, в апреле на ремонт, при том что в этот период растет спрос у населения. Это разумно, вот с точки зрения рыночной экономики?
БОРИС МЕЖУЕВ, ПОЛИТОЛОГ, ДОЦЕНТ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА: Ну с точки зрения рыночной экономики это неразумно. Тут важно, какие мотивы существуют у руководителей НПЗ, но я думаю...
В2: Есть мотивы, я уверен, и они объяснят, если бы они были здесь.
БОРИС МЕЖУЕВ, ПОЛИТОЛОГ, ДОЦЕНТ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА: Ну, по всей видимости, речь идет о какой-то, так сказать, как это раньше называлось - бесхозяйственность. Да, то есть некоторое значит, так сказать, размышление действие не в соответствии с выгодой предприятия и не соответствии с общим выгодой для населения.
В1: Может быть, действительно вот хорошая история регулировать на самом высоком уровне, в какое время можно проводить ремонт?
БОРИС МЕЖУЕВ, ПОЛИТОЛОГ, ДОЦЕНТ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА: Мне кажется, это было бы разумно только для министерства соответствующего нефтяного и промышленности, чтобы не что что или там что там у нас существует, чтобы действительно обсуждался именно этот вопрос, потому что, ну конечно, даже не вводя машину, я понимаю, что находясь в Москве, а сейчас очень много людей будут находиться именно в Москве или других крупных городах, придется очень часто пользоваться транспортом. Ну, конечно.
В1: И цены на продукты, как следствие, тоже могу расти, поскольку доставка, логистика.
БОРИС МЕЖУЕВ, ПОЛИТОЛОГ, ДОЦЕНТ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА: Получается, мы платим дополнительный налог на вот на (нрзб).
В2: Интересная ситуация.
БОРИС МЕЖУЕВ, ПОЛИТОЛОГ, ДОЦЕНТ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА: Нефтегазовую отрасли.
В2: Максим Дьяченко - управляющий партнер группы компаний "Петролеум трейдинг" с нами на связи. Максим, приветствуем вас.
МАКСИМ ДЬЯЧЕНКО, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР В ГРУППЕ КОМПАНИЙ "ПЕТРОЛЕУМ ТРЕЙДИНГ": Добрый день, коллеги.
В2: Максим, я вас немножко о другом хотел спросить. Вот когда ввели эмбарго 5 февраля на поставку российских нефтепродуктов случайно, честно скажу, ну вы регулярно в эфире, мы давно знакомы, встретил ваш комментарий, что из-за того, что будут перекрыты пути поставок российских нефтепродуктов в Европу на внутреннем российском рынке, может сформироваться переизбыток предложения и, соответственно, цены пойдут вниз. Цены пошли вниз?
МАКСИМ ДЬЯЧЕНКО, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР В ГРУППЕ КОМПАНИЙ "ПЕТРОЛЕУМ ТРЕЙДИНГ": На самом деле да, у нас переизбыток наблюдался вплоть, наверное, до середины февраля этого года, и оптовые цены были крайне низкими. В это время наблюдалась очень высокая маржинальность, но стоит отметить, что вот я как раз оговорка у меня была, если будут перекрыты потоки наших нефтепродуктов и наши нефтяные компании, справились с этой задачей. И на самом деле сейчас нефтепродукты из России очень востребованы и проблем с экспортом нет, и экспорт высокий. Он растет даже по отношению к прошлому году.
В2: Да.
МАКСИМ ДЬЯЧЕНКО, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР В ГРУППЕ КОМПАНИЙ "ПЕТРОЛЕУМ ТРЕЙДИНГ": Вот этот сценарий, знаете, переизбыток и низкие цены на внутреннем рынке они привели бы к какому то сценарию Венесуэлы, когда там по 50 копеек за литр стоит бензин, но при этом подавляющая бедность. У нас нефтяная отрасль, она является доминирующей с точки зрения формирования бюджетов, в том числе и высокие цены позволяют ей эффективно наращивать производство, инвестировать, увеличивать добычу, переработку, давать рабочие места, больше платить налогов. То есть знаете, как потребителям нам не очень нравятся высокие цены, но с точки зрения государства, бюджета и в целом экономики - это хорошо. И то, что наши нефтяники могут по высоким ценам отправлять сейчас нефтепродукты в большом объеме на экспорт - это тоже в некотором роде хорошо, когда...
В1: Несмотря ни на что...
МАКСИМ ДЬЯЧЕНКО, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР В ГРУППЕ КОМПАНИЙ "ПЕТРОЛЕУМ ТРЕЙДИНГ": Да, одно домохозяйство тратит 200 л бензина, где-то месяц потребляет да, то есть рост, даже вот эти 5 рублей как в Карачаево-Черкесии это 1000 рублей в месяц. Ну то есть тем для кого 1000 рублей - это большие деньги, таких много, безусловно, нужно оказывать прямые субсидии, поддержку какую-то да, ну а тем для кого это незначительные да те вот этот налог как вы говорите, платят. Ну в любом случае это налоги, то идут государству, на дороги, на школы, какие-то инфраструктурные проекты. Вот поэтому низкие цены, конечно, хорошо до определенного момента, когда...
В2: Ну, смотрите, вот смотрите, как получается интересно, Максим. Да, вот в этом процессе покупки бензина есть интересы государства, нефтепроизводителей и потребителей - нас с вами. И вы сказали, да, что, условно говоря, вот есть интересы государства - налогов побольше, есть интересы нефтяников - им (нрзб), а наши-то интересы кто учитывает? Вот покупателей бензина. Я вот не услышал в ваших словах, то есть из нашего кармана просто эти все вопросы решаются, правильно?
В1: Ну если совсем не получается, то нужны субсидии точечно.
МАКСИМ ДЬЯЧЕНКО, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР В ГРУППЕ КОМПАНИЙ "ПЕТРОЛЕУМ ТРЕЙДИНГ": Не совсем так, не совсем так. Смотрите, за последний год инфляция в России составила, по разным оценкам, примерно 15%. Некоторые товары импортные подорожали очень сильно, да, что-то меньше, а бензин всего на 3 процента подорожал. То есть, если возьмете статистику за литр, бензин не подорожал.
В2: Я с этого начал, с этого начал, я привел цифры.
МАКСИМ ДЬЯЧЕНКО, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР В ГРУППЕ КОМПАНИЙ "ПЕТРОЛЕУМ ТРЕЙДИНГ": Значит, (нрзб) выиграли. Да, это же не просто так произошло, это большая работа, и Минэнерго была, и нефтяников всех и в целом налоговое регулирование было таким образом построено, чтобы субсидировать вот эти низкие цены на внутреннем рынке.
В2: Хорошо, хорошо, тогда и опять и вам адресую этот вопрос. То есть, получается, у нас нерыночное ценообразование на бензин, ну на моторное топливо, правильно?
МАКСИМ ДЬЯЧЕНКО, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР В ГРУППЕ КОМПАНИЙ "ПЕТРОЛЕУМ ТРЕЙДИНГ": Ну вы, если знаете под рынком подразумевать идеальную модель какую-то совершенного рынка - ее нигде не существует. Сейчас государственное регулирование в разной степени во всех рыночных экономиках присутствует. То есть у нас регулирование есть там фискальное, налоговое, разные субсидии используются, обратно дефилирующий акциз, обратно....
В2: А вот, кстати, давайте о демпфере поговорим. Давайте о демпфере, ведь там Антон Силуанов, и то вы заулыбались. Там выплаты нефтяникам могут сократиться, правильно я понимаю? Там чуть ли не в 2 раза. Этот как, ну кто, я не знаю, демпфер, механизм демпфера, чтобы не увеличить объемы поставок бензина за границу, государство компенсирует нефтяникам вот эту разницу между внутренними ценами и внешними. И если цена за границей меньше, чем в стране, то наоборот, нефтяники доплачивают и там государство в прошлом году там триллионы выплачивало. А сейчас Антон Силуанов сказал, - нет, это ненормально, европейские рынки закрыты, никакого демпфера не будет. К чему это приведет, Максим? Ну или давайте еще одного подключим участника.
МАКСИМ ДЬЯЧЕНКО, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР В ГРУППЕ КОМПАНИЙ "ПЕТРОЛЕУМ ТРЕЙДИНГ": Это как раз вот этот момент, вы говорите, есть н(нрзб) холдеры, есть потребители, есть производители, есть государство. Вот та ситуация, которая была, она привела к перекосу, выигрывали производители и потребители, цены розничные не росли, производители получали большую субсидию, государство 3 триллиона выплатило из бюджета. Но это правда ненормально. Да, это надо каким-то образом балансировать. Государство, по всей видимости, и по по той информации, которая сейчас в СМИ появляется о том, что могут экспорт запретить частично или полностью, видимо, решило другим образом начать регулировать - субсидию, снизить, при этом обеспечить наверняка розничные цены, стабильные для потребителей.
В2: Ну значит, (нрзб) методы.
МАКСИМ ДЬЯЧЕНКО, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР В ГРУППЕ КОМПАНИЙ "ПЕТРОЛЕУМ ТРЕЙДИНГ": Каким-то образом снизится маржа производителей, снизятся маржа тех трейдеров, которые покупают оптом, продают в розницу.
В2: Максим, спасибо. Сейчас...
В1: Вот как раз кто покупает оптом, давайте.
В2: Так вот Максим у нас оптом и торгует. Одна из крупнейших компаний. Кирилл Родионов - эксперт института развития технологий ТЭК с нами на связи. Кирилл, приветствуем вас.
КИРИЛЛ РОДИОНОВ, ЭКСПЕРТ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЭК: Здравствуйте.
В2: Кирилл, ну а по вашей оценке, стоит ли опасаться повышения цен на топливо летом, скажем так, поскольку есть целый ряд факторов, которые в общем-то ну, как мне кажется, подстегивает нефтяников в общем-то повышать эти цены. Пока удается сдерживать. А вот летом то, что будем наблюдать?
КИРИЛЛ РОДИОНОВ, ЭКСПЕРТ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЭК: Я думаю, мы будем наблюдать ситуацию Business as usual, когда прирост цен летом несколько замедлится в сравнение с тем, что мы наблюдаем вот в последние полтора месяца. Ну на самом деле, на мой взгляд, реальную ситуацию можно изменить за счет полного переформатирования регулирования, собственно, топливного рынка, то есть нужен новый налоговый консенсус. С одной стороны для, на мой взгляд, нужно полностью обнулить выплаты по демпферу, поскольку эти выплаты никак, по сути, не влияют на топливный рынок. С другой стороны, нужно более чем вдвое снизить акцизы, чтобы это позволило нефтеперерабатывающим заводом снизить издержки, а с третьей стороны, компании нужно обязать продавать на бирже не менее 25% от произведенного ими бензина. Соответственно, для сравнения, сейчас это этот показатель составляет 12% и соответственно, но при этом нефтяникам нужно позволить снять любые ограничения на экспорт и перестать им грозить любыми (нрзб) в том случае, если они будут...
В2: А какие ограничения? Кирилл, вот посмотрел статистику. В 22 году экспортировали больше, чем в 21, не взирая ни на всякие барьеры. Нормально торговали.
КИРИЛЛ РОДИОНОВ, ЭКСПЕРТ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЭК: Сейчас как бы есть, понимаете, есть на рынке, как бы есть такое негласное правило, что по хорошему говоря, нефтяники не должны резко наращивать экспорт и не повышать цены на бензин выше, чем уровень инфляции. Как бы то есть и у Минфина и регуляторов, то есть и у Минэнерго, и у Минфина есть периодически регуляторы делают такие вбросы, что вот мы там можем вам для вас ограничить экспорт. И вот сейчас, кстати, эта тема стоит на повестке дня, обсуждается одна из мер, как одна из возможных мер регулирования топливного рынка, что будут отведены определенное увеличение на экспорт. Вот я думаю, эти разговоры нужно полностью прекратить насчет каких-либо...
В2: О чем написал Reuters.
В1: С ссылкой на источники в кабмине.
В2: Да. Кирилл, времени мало. То есть скачка, мы не увидим цен на бензин этим летом, будет в общем-то ситуация похожа на прошлогоднюю. Не могу не спросить вас вот о чем. Bloomberg пишет, Катар предупредил страны Европы о возможном энергетическом кризисе, заявил министр иностранных, министр энергетики страны Саад аль-Кааби. И вот что он сказал, что единственное, что спасло, спасло человечество и Европу в этом году - это теплая зима и замедление темпов роста экономики во всем мире. По словам министра, если экономика соответственно восстановится, а зима там будет не очень, ну или хотя бы экономика восстановится, то худшее будет еще впереди. Вот что скажете по поводу такого прогноза?
КИРИЛЛ РОДИОНОВ, ЭКСПЕРТ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЭК: На мой взгляд, на на мой взгляд, пик энергетического кризиса уже пройден, то есть вот тех цен, которые мы видели в период с 2022 по начало 2023 года, когда цены на газ выходили на уровень выше $2000 за тысячу кубических метров. Вот таких цен мы больше не увидим. Рынки в целом уже адаптировались к недопоставкам газа Газпромом на европейский рынок, и при этом рынки постепенно привыкают к эффекту эмбарго, и российская нефть замещается, в том числе за счет поставок ближневосточных и американских производителей, поэтому...
В1: Боррель как раз накануне говорил - в Индию со скидками продают, пусть продают. Уже поменялось, это о чем говорит?
В2: Уже с этим ничего не сделаешь, придется смириться.
КИРИЛЛ РОДИОНОВ, ЭКСПЕРТ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЭК: Рынки постепенно находят новый баланс, поэтому я думаю, пик энергетического кризиса уже пройден.
В2: Да, спасибо. Спасибо большое Григорию Баженову, Максиму Дьяченко, Кириллу Родионову. Сейчас прервемся на рекламу, а после продолжим.
© 2018-2023 Все права защищены.