Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
СМИ об Институте

Танкеру больше не наливают. Из-за аварии на КТК прекращена отгрузка нефти

Танкеру больше не наливают. Из-за аварии на КТК прекращена отгрузка нефти
23.03.2022

Все три выносных причальных устройства (ВПУ) Новороссийского терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) закрыты по результатам аварии 20 марта. Об этом сообщил глава КТК Николай Горбань. С 24 марта прекращается и закачка нефти в резервуары, добавил он.

Как сообщалось, 20 марта сильный шторм (более 5 баллов) повредил выносные причалы для танкеров нефтяного терминала Каспийского трубопроводного консорциума, которые находятся в 6 километрах от берега.

Трубопровод КТК Тенгиз-Новороссийск — один из крупнейших объектов ТЭК, построенных на территории стран СНГ с участием иностранного капитала. Его протяженность более 1,5 тыс. км, по трубопроводу транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений.

Морской терминал КТК оснащен тремя ВПУ, позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега. В прошлом году здесь было загружено нефтью 585 танкеров, рассказал генеральный директор компании Николай Горбань. Из них 213 отправились в порты Италии, 39 — Франции, 26 — в США, 41 — в Испанию.

— Мы должны провести обследование всех ВПУ, — объяснил глава компании причину полной остановки. — Повреждения двух из них критичны, была реальная угроза загрязнения природы. Поскольку все было вовремя выявлено и остановлено, природе ущерб не нанесен. Но продолжение эксплуатации устройств невозможно. Места в резервуарах терминала осталось мало, поэтому прокачку нефти тоже придется остановить.

По словам главы компании, пока осмотр нельзя сделать из-за погодных условий. Шторм мешает и отгрузке нефти. При этом для ремонта нет ни необходимых запчастей, ни специального танкера, который должен омыть устройства перед началом работ.

— Мы столкнулись с недобросовестным поведением партнеров, — рассказал Горбань. — Нам отказано в поставке плавучих шлангов всех типов и размеров, нам отказано в поставке гидрокомпенсаторов (критически важного механизма для ВПУ), нам отказано в поставке запчастей для шарниров. Даже насчет тех запчастей, поставка которых была оплачена в декабре, нас известили, что отказываются с нами сотрудничать и заказ доставлен не будет. Оперативный запас запчастей у нас есть, но он недостаточен.

Сокращение отгрузки нефти КТК в этом и следующем месяце составит пять раз, отметил глава компании. Минимальное время работы на одном из двух поврежденных устройств — две недели, и работы нельзя вести одновременно. Это значит, что остановить работу терминала придется не менее чем на месяц, с учетом сложностей подводного ремонта в период штормов — даже на два. А отсутствие запчастей и отказ поставщиков от их доставки делает срок окончания ремонтных работ неопределенным, отмечают эксперты.

Длительный ремонт неизбежно приведет к серьезному сбою в отгрузке нефти потребителям. Крупнейшие из них — Италия, США, КНР, Турция, Франция, Испания и т. д. При этом ситуация усугубляется тем, что управляющая компания еще месяц назад запросила у иностранных поставщиков комплектующее расходное оборудование, но его не получила.

В КТК входят компании разных стран. России в лице «Транснефти» принадлежат 24% акций консорциума, плюс 7% дочерней компании российской монополии «КТК Компани». Остальные 69% акций принадлежат компаниям из Казахстана, США (Chevron, Exxon), Нидерландов (LUKARCO), Великобритании (Shell) и Италии (ENI).

— С нашей стороны мы делаем все, чтобы обеспечить скорейшее восстановление прокачки, — заверил министр энергетики России Александр Новак, выступая в Государственной думе РФ.

В свою очередь в казахстанском министерстве энергетики заявили о консультациях с КТК по срокам возобновления работы морского терминала и поиску возможностей перевозки нефти по альтернативным маршрутам.

— Это очень большая потеря для Казахстана, — объяснил АиФ.ru эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. — Потому что КТК и создавался для того, чтобы сделать казахстанскую нефть доступной для танкерных перевозок. К тому же российская нефть сейчас под санкциями, и для нефтяных трейдеров было очень важно различать российскую и казахстанскую нефть, а теперь эта возможность теряется.

© 2018-2022 Все права защищены.