Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
СМИ об Институте

Заплати налоги - и что дальше?

Заплати налоги - и что дальше?
05.07.2021

Наращивание государственных инвестиций требует все больше средств, основным источником которых в России остаются экспортные отрасли. В этом году уже были повышены экспортные пошлины для металлургов. Сейчас правительство рассматривает новую "донастройку" налоговой системы, в том числе для нефтегазового сектора. Постоянное изменение налогового законодательства в угоду сиюминутным интересам грозит окончательной утратой инвестиционной привлекательности российской экономики, а новые налоги на производителей сырья в конечном итоге будут переложены на потребителей, предупреждают эксперты Института развития технологи ТЭК ( ИРТТЭК ) в специальном материале для ИА REX.

В правительстве обсуждается так называемая донастройка налоговой системы, которая должна приносить в бюджет дополнительно 400 млрд рублей ежегодно в 2022-2024 гг., сообщают "Ведомости" со ссылкой на источники в правительстве. 90 млрд рублей из этой суммы планируется получить от нефтяных компаний за счет "корректировки и расширения" режима налога на дополнительный доход (НДД).

Дополнительно полученные средства планируется направить на финансирование "стратегических инициатив правительства". Напомним, что новая стратегия социально-экономического развития предполагает работу над проектами по пяти крупным блокам: "Новая высокотехнологичная экономика", "Агрессивное развитие инфраструктуры", "Новый общественный договор", "Клиентоцентричное государство", "Национальная инновационная система". По сведениям газеты "Известия", Минэкономразвития отобрало 38 суммарной стоимостью 5,6 трлн рублей, которые сейчас дорабатываются с участием деловых объединений и экспертов.

В прошлом году правительство уже меняло правила налогообложения нефтяной отрасли, когда, не дождавшись завершения эксперимента с введением НДД, начало "корректировать" его параметры. Тогда это мотивировалось недобором средств в бюджет. По оценке Минфина, в результате перехода на НДД казна недосчиталась около 200 млрд рублей.

"Концепция НДД - это долгосрочное изменение налогового регулирования отрасли с целью поддержать ее устойчивое долгосрочное развитие. Изначально он и должен был привести к падению бюджетных поступлений. Что должно было получиться, то и получилось, и говорить на этом основании, что система не работает, нужно все вернуть и еще доначислить сверху - это просто развернуть реформу обратно. Очередной повод для недоверия налоговому регулированию. Это очень плохо для инвестиционного планирования", - недоумевал тогда в разговоре с ИРТТЭК главный стратег УК "Универ Капитал" Дмитрий Александров.

По подсчетам Татьяны Сафроновой из "НААНС-Медиа", всего российская нефтегазовая отрасль пережила восемь этапов налоговых реформ. В прошлом году крупнейшие нефтяные компании страны во главе с "Роснефтью" направили президенту письмо, в котором просили хотя бы на время прекратить эти эксперименты. Тем более что само же правительство в своих официальных документах тогда отмечало, что за 23 года система налогообложения нефтяной отрасли менялась 11 раз и никакое долгосрочное планирование в таких условиях немыслимо. Однако это не помешало провести 12-ю реформу и сейчас обсуждать 13-ю. При этом руководство страны настаивает на увеличении инвестиций, угрожая в случае невыполнения... очередным повышением налогов.

Кроме того, что постоянное переписывание налогового законодательства плохо влияет на инвестиционный климат, есть и еще один аргумент против повышения сборов с производителей - любой налог они в конечном итоге переложат на конечного потребителя. В случае с нефтянкой это выльется в рост цен на топливо, который в итоге почувствуют на себе не только автомобилисты, но и все остальные, ведь продукты в магазин доставляются тоже автотранспортом.

Доля налогов в цене бензина в России и сегодня, по данным Федеральной антимонопольной службы, около 65% (по некоторым оценкам, даже больше). Для сравнения, в среднем по Евросоюзу эта цифра составляет 62%. Получается, что одной рукой правительство борется с подорожанием топлива, угрожая ввести запрет на экспорт бензина и заморозить цены. А другой - готовит базу для их дальнейшего роста.

© 2018-2020 Все права защищены.