Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Исследования

Россия подыщет для своей нефти новые рынки

Россия подыщет для своей нефти новые рынки
22.11.2022

Меньше месяца остается до введения западными странами ценового потолка для нефти и нефтепродуктов из России. Однако в правительстве РФ уверены, что объемы экспорта российской нефти на глобальный рынок в следующие несколько лет будут только расти. Власти РФ также полагают, что у них не возникнет сложностей со сбытом нефти даже после ввода западного нефтяного эмбарго на российскую нефть.

 Стратегический дисконт

В документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год», размещенном в базе данных Госдумы РФ, говорится о том, что добыча нефти в России по итогам 2022 года может составить 515 млн т, а в 2023 году снизиться до 490 млн т. Для сравнения, в 2021 году в России было добыто 523,7 млн т нефти (с учетом конденсата). Однако на прогнозную динамику экспорта российские власти смотрят с оптимизмом. Судя по данным в документе, экспорт нефти, как ожидается, в 2022 году вырастет до 243,1 млн т по сравнению с 231 млн т в 2021 году. Оценка на 2023 год — 250 млн т, на 2024 год — 255 млн т, на 2025 год — 260 млн т. Объемы экспорта нефтепродуктов, заложенные в проект бюджета, будут постепенно снижаться: 2021 год — 144,1 млн т, в 2022 году — 130 млн т, в 2023 году — 113 млн т, в 2024 году — 109,9 млн т, в 2025 году — 110,8 млн т.


«Основные направления» также содержат прогнозные нефтяные котировки: цена на нефть, заложенная в прогноз, ожидается в 2023 году в размере $70,1/баррель, в 2024 году — $67,5/баррель, в 2025 году — $65/баррель. При этом, как предполагается, российские власти заинтересованы не только в расширении круга импортеров своей нефти, но и в уменьшении скидок на нее. «Давление на конъюнктуру мировых рынков будет способствовать замедлению роста мировой экономики. Вместе с тем, по мере переориентации экспортных поставок в нейтральные страны дисконт нефти марок Urals к Brent на прогнозном горизонте будет сокращаться. В результате ожидается постепенное снижение цены на нефть марки Urals до $65 за баррель в 2025 году», — говорится в документе.

 Напомним, по информации аналитиков[1], официальные лица США и западных стран завершают разработку планов по ограничению цен на российскую нефть. В начале ноября страны G7 и Австралия объявили о договоренности установить максимальную ставку на российскую нефть вместо динамического коридора. Обсуждаемый сегодня порог цены -- $60 за баррель.

 Такой уровень котировок согласуется с недавними комментариями министра финансов США Джанет Йеллен о том, что ценовой предел в диапазоне $60 за баррель даст России стимул продолжать добычу нефти. Но если раньше утверждалось, что уже 5 декабря будет объявлена «верхняя» цена на закупку российской нефти, то на днях стало известно, что Минфин США перенес введение потолка цен на российскую нефть[2]. Точная дата пока не названа, но эксперты полагают, что она сдвинулась как минимум до середины января следующего года. Основную причину такого переноса установки ограничений аналитики связывают с тем, что, во-первых, не до конца отработан сам механизм ограничения предельной цены на рынке на нефть из РФ, во-вторых, не все потребители выражают готовность поддерживать его выполнение. Однако вполне возможно, что на решение этого вопроса могут повлиять промежуточные выборы в США, которые прошли 9 ноября (на день публикации результаты еще не были оглашены).

 О том, что добыча нефти в России может начать снижаться из-за введения потолка цен на российскую нефть и даже привести к временному сокращению ее добычи, предупреждал и вице-премьер Александр Новак в одном из своих интервью после министерской встречи ОПЕК+. Он также допускает, что введение лимита может также увеличить затраты на доставку сырья и привести к задержкам в поставках.

 На сегодняшний день ситуация с добычей нефти в РФ выглядит не очень пессимистично. Так, по мнению обозревателей рынка[3], некоторое снижение добычи нефти в августе российские нефтяники смогли преодолеть в сентябре. В общем же, Россия с апреля и вплоть до августа непрерывно увеличивала добычу, которая весной снизилась из-за проблем с экспортом после введения западных санкций против РФ за начало боевых действий в Украине. В целом за три квартала 2022 года добыча нефти в России год к году выросла на 3%, до примерно 400 млн тонн. Эксперты ожидают, что по итогам года добыча в РФ может снизиться, но не более чем на 1%.

 Однако, согласно отчету Международного энергетического агентства (IEA), к началу следующего года, после вступления в силу запрета на импорт из Европейского союза, уровень добычи нефти в России может упасть на 20%. Аналитики IEA полагают, что после вступления в силу эмбарго и сокращения объемов переработки нефти Россия будет вынуждена снижать добычу. По мнению IEA, несмотря настабильный уровень добычи, в начале 2023 года около 2 млн б/с российской нефти могут оказаться лишними на глобальном рынке. И для порядка 1 млн б/с нефтепродуктов и приблизительно 1,3 млн б/с нефти РФ должна будет найти новых потребителей на глобальном рынке.

Азиатская альтернатива

 После того, как западные страны и их союзники наложили на Россию энергетические санкции, страна небезуспешно стала перенаправлять поставки своей сырой нефти в Азию, которая исторически являлась одним из крупнейших рынков сбыта российских энергоресурсов. Покупатели Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) охотно пользовались случаем нарастить объемы закупок подешевевшей российской нефти. По оценкам IEA, в июне Китай впервые обогнал ЕС и стал крупнейшим рынком сбыта российской морской нефти. Согласно отчету, азиатская страна импортировала 2,1 млн б/с по сравнению с 1,8 млн б/с в ЕС.

 Далее средний объем российской нефти в Азию стабилизировался на уровне около 1,75 млн б/с. Экспорт в ЕС уже в августе снизился в среднем до примерно 1,3 млн б/с и продолжает уменьшаться. Европейский регион был для России очень важным с точки зрения потребления ее нефти, поэтому властям РФ в ближайшее время предстоит решить вопрос о замещении своих традиционных рынков. Этот вопрос может стать еще более актуальным после 5 декабря, когда вступят в силу санкции ЕС о практически полном запрещении всего морского импорта российской нефти. Напомним, закон также запрещает предоставление страхования и других услуг танкерам, перевозящим эту нефть в любую точку мира. Пересмотр существующего плана, который будет принят, если страны Большой семерки примут предложение США о ценовом пределе, сделает незаконным для судов ЕС перевозку российской нефти, если груз закупается выше уровня, который еще окончательно не определен. Это также распространит запрет на страхование и услуги на все будущие перевозки на неевропейских судах на тех же условиях.

 Поэтому, в первую очередь, России придется найти покупателей на те объемы, которые перестанут поступать в европейские страны. Это, по оценкам экспертов, еще как минимум 1,5 млн б/с. Задача не из легких. Дело в том, что для азиатских стран увеличение объемов импорта российской нефти означает отказ от части объемов из других стран — производителей нефти. В данном случае в первую очередь это касается крупных экспортеров Ближнего Востока. Закупки нефти Индией из Саудовской Аравии уже сократились примерно на 20% за последние шесть месяцев, а импорт из Ирака сократился на одну треть. «С мая можно наблюдать, что импорт российской нефти в Индию составляет около 20% от общего объема импорта нефти в страну, вытесняя обычные поставки с Ближнего Востока, из Западной Африки и США. Определенно можно наблюдать увеличение количества российской нефти, направляемой в Индию в ближайшие месяцы, поскольку приближается запрет ЕС на импорт российской нефти», — сообщают аналитики[4].

  Рыночный передел

Впрочем, то, что до сих пор существенного падения добычи нефти в России не произошло, а правительство страны прогнозирует свой нефтяной импорт, говорит о том, что пока ей удается решать вопросы по сбыту сырой нефти на мировом рынке. И ряд экспертов склоняется к мнению, что ожидания существенного падения добычи и, соответственно, экспорта российской нефти несколько преувеличены. Об этом говорят следующие факторы.

Россия не прекращала искать новых покупателей на свою нефть после того, как европейские нефтепереработчики прекратили ее импортировать из-за санкций или самосанкций. И сегодня большая часть этой нефти продолжает идти в Азию, особенно в Индию, а также в Турцию и другие страны Ближнего Востока. Некоторые, не очень большие, объемы российской нефти все еще появляются и в Европе, поскольку покупатели все еще покупают российскую нефть в преддверии запланированного введения официальных санкций на ее импорт.

Следующий показатель — цены на российскую нефть. Весной РФ была вынуждена продавать свои сорта сырой нефти с огромными скидками по сравнению с другими сортами, чтобы привлечь покупателей. Однако в последние недели Россия почти восстановила свои ценовые возможности, воспользовавшись узким рынком. Показательным примером может служить нефть марки ВСТО — категория сибирской нефти, поставляемая российскими производителями по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) на НПЗ стран Азиатско-Тихоокеанского региона и международным торговым компаниям.

В начале 2022 года нефть этой марки отгружалась на рынки АТР с дисконтом более $20 за баррель к сырой нефти Дубая, региональному эталону нефти для Азии. Однако к концу лета котировки нефти ВСТО уже вплотную приблизились к котировкам нефти Дубая. Флагман российской нефти, Urals, который в основном экспортировался в Европу, сегодня не приносит в российский бюджет такой прибыли, как марка ВСТО, поскольку ее основными покупателями были такие страны, как Германия, а не Индии или Турция. Но постепенно нефть марки Urals также начала восстанавливать прежние позиции и на сегодня продается в среднем на $20-25 дешевле, чем эталонная нефть марки Brent, хотя в начале апреля она торговалась с дисконтом, который достигал $35 за баррель.

Также российским нефтеэкспортерам иногда удается находить новых трейдеров, часто работающих с рынками Ближнего Востока и Азии и впоследствии направляющих эту нефть на рынки с высоким спросом. А поскольку нефть марки Brent колеблется на уровне около $100 за баррель, а Россия может предложить скидки, поступления денег от продажи нефти по таким схемам пока не вызывают у монетарных властей России большого беспокойства.

Кроме того, 5 октября страны ОПЕК и Россия договорились сократить добычу нефти на 2 млн б/с, что стало рекордным снижением с 2020 года. Это может говорить о не рыночном, но политическом успехе России: в марте и апреле западные политики были оптимистичны в отношении того, что картель ОПЕК во главе с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами откажется от союза с Россией. Но на деле случилось обратное.

Обнадеживающими для российских нефтяников выглядят и перспективы развития мирового нефтяного рынка. Недавно ОПЕК представила свой ежегодный прогноз (WorldOilOutlook 2022-2045 гг.). По подсчетам ОПЕК, нефть продолжит быть источником энергии №1 в мире, и потребность в ней с 88 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки (бнэ/с) в 2021 году увеличится до 101 (бнэ/с) в 2045 году. И, несмотря на некоторое замедление роста спроса на нефть, ее доля останется самой высокой в мировом энергетическом балансе в течение всего прогнозируемого периода. В итоге, согласно прогнозу, совокупная рыночная доля нефти и газа в мировом первичном энергетическом балансе будет составлять в период до 2045 года выше 50%.

Флот-призрак

О том, что мировой рынок нефти уже приспосабливается к санкциям в отношении России, заявил 26 октября в своем выступлении на шестой конференции Инициативы будущих инвестиций (FutureInvestmentInitiative) в Эр-Рияде генеральный директор компании SaudiAramco Амин Нассер. Он отметил, что план Европейского Союза запретить морской импорт российской нефти с 5 декабря и ввести ценовой потолок для продаж страны в других странах создает много «неопределенности». Тем не менее, по его словам, происходит перестройка рынка. «Россияне при правильном дисконте могут размещать свою нефть на разных рынках», — сказал Амин Нассер. Он полагает, что эти скидки помогают России преодолеть трудности со страховкой и доставкой своей нефти, поскольку США и Европа ужесточают санкции. «Есть логистические проблемы, проблемы со страховкой, — продолжил господин Насер. — Но это решается правильными скидками. Поток идет в Азию, но это занимает больше времени. А нефть, которая раньше шла в Азию, теперь направляется в Европу и другие части мира». При этом он обратил внимание на то, что Саудовская Аравия и Россия являются крупнейшими экспортерами нефти в мире. Эр-Рияд обычно отправляет около 60% своих поставок сырой нефти в Азию — в основном в Китай, Японию, Индию и Южную Корею. Тем не менее, за последние шесть месяцев закупки нефти Индией из Саудовской Аравии сократились примерно на 20% в соответствии с данными, собранными рыночными аналитиками[5].

Еще одним инструментом, который может помочь России в некоторой степени смягчить влияние санкций на экспорт нефти, может стать акцент на танкерные перевозки. Как считают эксперты сырьевого рынка[6], Россия занялась созданием теневого танкерного флота с неизвестными владельцами для обслуживания своих интересов в сфере нефтяного экспорта. По оценкам танкерной компании Braemar, за последнее время РФ скупила 240 малых и больших нефтяных судов. «Торговля танкерами резко возросла после войны и в преддверии крайнего срока 5 декабря со стороны нераскрытых организаций, базирующихся в таких странах, как Дубай, Гонконг, Сингапур и Кипр», — сказал глава BraemarАнуп Сингх. Многие из них являются старыми судами и попадут в теневой флот, а российский судовладелец ПАО «Совкомфлот» также поставляет несколько танкеров, считает он. Факт создания флота подтверждает и главный исполнительный директор MaerskTankers A/S. «Если вы посмотрите, сколько судов было продано за последние шесть месяцев неназванным покупателям, становится совершенно ясно, что для их перевозки создается флот», — говорит он.

Эксперт Фонда национальной энергобезопасности и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в одном из своих интервью отметил[7], что в сегодняшней ситуации такая стратегия вполне логична. Другое дело, в каком объеме этот танкерный флот будет создан. «Конечно, будут задействованы транспортные суда тех стран, которые можно в наименьшей степени обвинить в сотрудничестве с Россией, — говорит Игорь Юшков. — Танкеры будут переоформляться на иностранные юридические лица, заподозрить которые в каких-либо тайных договорах с нашей страной окажется практически невозможным. На повестке находится решение другого вопроса — как доставить соответствующее количество нефти на рынки европейских стран, куда наше топливо до последнего времени поставлялось за счет трубопроводов».

Таким образом, судя по ситуации на глобальном рынке сырой нефти, Евросоюз продолжает прикладывать усилия на то, чтобы снизить доходы России от экспорта нефти и газа путем ввода эмбарго на нефть, ограничений на морские перевозки и так далее. Тем не менее, на сегодняшний день Россия успешно перенаправляет экспортные потоки своих энергоносителей. Поэтому даже при продажах нефти с дисконтом, российским властям удается обеспечивать высокие доходы в бюджет, и РФ может даже позволить себе ограничить поставки сырой нефти европейским покупателям.





[1]https://www.reuters.com/business/energy/biden-team-reworks-plan-russia-oil-price-cap-markets-sour-bloomberg-news-2022-10-26/

[2]https://www.kommersant.ru/doc/5646184

[3]https://www.kommersant.ru/doc/5594680

[4]https://ria.ru/20220904/neft-1814309321.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

[5]https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2022-10-26/russia-s-big-concern-is-finding-buyers-for-oil-shunned-by-europe

[6]https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-10-23/russian-oil-logistics-in-chaos-with-weeks-until-sanctions-bite?leadSource=uverify%20wall

[7]https://www.mk.ru/economics/2022/10/25/rossiya-sozdaet-tenevoy-tankernyy-flot-dlya-obkhoda-neftyanykh-sankciy.html




© 2018-2022 Все права защищены.